Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:05, дипломная работа
Целью исследования является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования государственного образовательного учреждения как субъекта гражданского права, попытка наметить пути их разрешения, изучение состояния правовой базы такого регулирования и выработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ….7
1.1.Понятие образовательного учреждения, его признаки…………………7
1.2. Учредители и учредительные документы образовательного
учреждения………………………………………………………………...…16
1.3. Особенности финансирования и управления образовательным
учреждением…………………………………………………………..……..20
2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………….……25
2.1. Порядок создания образовательного учреждения……………. ……25
2.2. Особенности реорганизации и ликвидации учреждений
образования……………………………………………………………… ….31
3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………… …..41
3.1. Правомочия образовательного учреждения в отношении
закрепленного за ним имущества………………… ……………43
3.2. Правомочия образовательного учреждения в отношении имущества,
полученного в результате осуществления приносящей доход
деятельности 52
4. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ ПО СВОИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ…………………… .….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… ..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………74
На практике некоторые арбитражные суды, например, в Нижегородской области, отказывают в удовлетворении исков поставщиков энергии к образовательным учреждениям - потребителям (из-за отсутствия у последних денежных средств на счетах) и к их вышестоящим органам, иногда даже ссылаясь при этом на «позицию Высшего Арбитражного Суда РФ». Однако, как отмечено в Инструктивном письме Минобразования РФ от 23.12.1997 № 65 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса РФ», такой «позиции», расходящейся с действующим законодательством, у Высшего Арбитражного Суда РФ нет и никогда не было. Более того, в целом ряде российских регионов именно арбитражные суды в соответствии с законом возлагают субсидиарную ответственность на публично - правовые образования, поскольку, как указывалось выше Пленум Высшего Арбитражного Суда в своем Постановлении № 21 дал соответствующие разъяснения, которые обязательны для применения остальными арбитражными судами. [1.19]
В этом вопросе Пленум ВАС РФ вполне обоснованно и вместе с тем кардинально изменил даже сложившуюся ранее судебно-арбитражную практику рассмотрения таких споров, что можно лишь всячески приветствовать.
Согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации, субъекта РФ за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение. Исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в том случае, если исполнение решения не было произведено соответствующим финансовым органом за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока (п. 3 Постановления № 23). [2.2; 3,3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственные образовательные учреждения обладают специальной, целевой правоспособностью и подлежат обязательному лицензированию. Правовому положению таких учреждений присущи серьезные особенности, поскольку значительная часть деятельности этих учреждений попадает в сферу действия бюджетного и иного федерального законодательства, которое нередко не корреспондирует правилам, содержащимся в Гражданском кодексе РФ.
Закон «Об образовании» недостаточно четко определил понятие образовательного учреждения и его характерные признаки, а современное законодательство о некоммерческих организациях не согласовано с Гражданским кодексом РФ.
В связи с этим возникает ряд правовых коллизий. Положение п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому к числу учредительных документов образовательной организации, созданной в форме учреждения, относится решение собственника о создании учреждения, не подлежит применению как противоречащее ст. 52 ГК РФ, устанавливающей, в свою очередь, исчерпывающий перечень учредительных документов. Содержание статьи 41 Закона «Об образовании», предполагающая финансирование на основе установленных нормативов, входит в противоречие со статьей 43 этого же Закона, в которой устанавливается, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Нормы ст. 34 Закона «об образовании» противоречат ГК РФ и Закону «О некоммерческих организациях», поскольку предусматривают под реорганизацией не только изменение организационно-правовой формы, но и статуса образовательного учреждения. К тому же законодатель не раскрывает также содержание понятия «вид» и «категория» образовательного учреждения.
П. 1 ст. 39 Закона «Об образовании»
предусматривает закрепление зе
Остается проблемным вопрос о действительных полномочиях государственного образовательного учреждения на закрепляемое за ним по различным основаниям имущество. Законодательством закреплен режим оперативного управления имуществом образовательного учреждения, однако нет единого подхода к правомочиям самостоятельного распоряжения, легализованного в имущественном режиме учреждения образования. Нет четкой законодательной и правоприменительной позиции в отношении правового режима имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности.
Также вызывает много
проблем определение
Для устранения указанных противоречий в законодательстве и разрешения спорных вопросов предлагается, в частности, закрепить в законе «Об образовании» исчерпывающий перечень учредительных документов для государственных образовательных учреждений. Целесообразным было бы ввести регистрацию филиалов образовательных учреждений в уведомительном порядке с целью контроля и надзора со стороны органов государственной власти за образовательной деятельностью филиалов. Также возможно внести изменения в п. 1 ст. 39 Закона «Об образовании», заменив режим бессрочного бесплатного пользования земельными участками режимом постоянного (бессрочного) пользования, предусмотренного ст. 20 Земельного кодекса РФ с указанием условия об отсутствии платы за данное пользование.
Споры между государственным образовательным учреждением и собственником в отношении имущественных прав и разграничения ответственности возможно в порядке заключения договоров между ними, в которых будет определяться имущественный режим учреждений: основные правомочия, объем распоряжения, срок закрепления и иные отношения сторон. «Цели деятельности, задания собственника и назначение имущества», которые называет норма ст. 296 ГК РФ следует также «заключить» в содержание нормативного акта (закона) или договора.
Поэтому, на данном этапе,
в целях более
А п. 2 ст. 297 ГК РФ рекомендуется изложить в следующей редакции: «Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество принадлежат учреждению на праве оперативного управления и учитывается на отдельном балансе. Учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной собственником приносящей доходы деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов».
Такие изменения упорядочат отношения между собственником и учреждением и более четко определят гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: (изм. от 30.12. 2008 г.) // Российская газета. – 21.01.2008.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Российская газета.- № 238-239. - 08.12.1994.
1.3. Федеральный закон от 08.12.1995 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. - № 14. - 24.01.1996.
1.4. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. - № 164. - 29.08.1996.
1.5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета - № 153-154. - 12.08.1998.
1.6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010) // Российская газета. - № 148-149. - 06.08.1998,
1.7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. - № 153-154. - 10.08.2001.
1.8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. - № 211-212. - 30.10.2001.
1.9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Российская газета. - № 137. - 27.07.2002.
1.10. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об автономных учреждениях» // Российская газета. - № 250. - 08.11.2006.
1.11. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» // Российская газета. - № 13, 23.01.1996.
1.12. Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 (ред. от 26.01.2007) «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Российская газета. - № 63. - 10.04.2009.
1.13. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // Собрание законодательства РФ. - 26.03.2001. - № 13. - ст. 1252.
1.14. Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 (ред. от 22.12.2009) «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» // Российская газета. - № 30. - 17.02.2004.
1.15. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // СПС «Гарант».
1.16. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 25.12.2008, с изм. от 22.06.2009) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - № 50. - 12.03.2004.
1.17. Приказ Минобразования РФ от 10.08.2000 № 2437 «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности» // Бюллетень Минобразования РФ. - № 10. - 2000.
1.18. Приказ Казначейства РФ от 07.10.2008 № 7н (ред. от 10.12.2009) «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» // Российская газета. - № 27. - 18.02.2009.
1.19. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 23.12.1997 № 65 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» // Образование в документах. - № 4. - 1998.
1.20. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 08.06.1998 № 30 «О статусе образовательных учреждений» // Образование в документах. - № 15. – 1998.
1.20. Закон Курганской области от 30 июня 2000 г. № 333 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (с изменениями от 03.03.2009.) // СПС «Гарант».
2.1. Бондаренко, Д.В. Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений в аспекте обеспечения прав обучающихся // Ежегодник российсого образовательного законодательства. Том 3. - 2008 . - выпуск 2.
2.2. Витрянский, В.В. Некоторые проблемы применения законоположений о правовом статусе государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. -2006.-№ 12.
2.3. Волчанская, Л.М., Волчанский, А.А. К вопросу об участии высших учебных заведений в арендных отношениях //Право и образование. - 2009. - № 9.
2.4. Гусева, Т.А. Концепция правового регулирования статуса автономных образовательных учреждений // Право и экономика. - 2006. -№ 12.
2.5. Живаев, М.Н.Модернизация российского законодательства в области образования: новеллы 2008 года.
2.6. Зенков, В.Н. Совершенствование правового статуса государственных организаций образования // Журнал российского права. - 2006. - № 4.
2.7. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М., 2000.
2.8. Кирилловых, А.А. Образовательное учреждение: вопросы правоспособности в судебной практике // Право и экономика. - 2009.- № 12.
2.9. Кирилловых, А.А. Пределы распорядительных полномочий в сфере вещных прав образовательных организаций // Право и образование. – 2009. - № 9.
2.10. Кирилловых, А.А. Статус структурных подразделений образовательных учреждений // Законодательство. - 2008 - № 5.
2.11. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2007.
2.12. Комментарий к Закону РФ «Об образовании» / Отв. ред. профессор В.И. Шкатулла. - М.: Юристъ, 1998.
2.13. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/ Под ред. А.Н. Козырина ГУ «Федеральный центр образовательного законодательства», 2005.
2.14. Коновалов, А.В. Владение и владельческая защита в гражданском праве. – Спб., 2002.
2.15. Куров С..В. Образование и гражданское право: Учеб. пособие. – М.: «Готика», 2004.
2.16. Леонова, Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права //Вестник Московского университета, Серия 11, Право. -1998. - № 1.
2.17. Новоселова, Л.А. Ответственность автономных учреждений по своим обязательствам // Законодательство. - 2008 - № 3.
2.18. Сумской, Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов - ЗАО «Юстицинформ», 2006.
2.19. Суханов, Е.А. О развитии гражданско-правового статуса государственных и муниципальных учреждений // Законодательство. – 2006.- № 12.
2.20. Уруков, В.Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности государственных образовательных учреждений / В.Н. Уруков // Право и экономика. – 2005.- № 8.
2.21. Челышева, Н.Ю. Проблемы определения вещных прав государственных образовательных учреждений // Право и образование. – 2009.- № 9ю
2.22. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие. М., 2005
3. Материалы юридической практики
3.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // СПС «Гарант».
3.2. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21(ред. от 19.04.2007) «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2006. - № 8. – С. 53-58.
3.3. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 (ред. от 26.02.2009) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 8. – С. 59-63.