Особенности гражданско-правового статуса государственного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования государственного образовательного учреждения как субъекта гражданского права, попытка наметить пути их разрешения, изучение состояния правовой базы такого регулирования и выработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ….7
1.1.Понятие образовательного учреждения, его признаки…………………7
1.2. Учредители и учредительные документы образовательного
учреждения………………………………………………………………...…16
1.3. Особенности финансирования и управления образовательным
учреждением…………………………………………………………..……..20
2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………….……25
2.1. Порядок создания образовательного учреждения……………. ……25
2.2. Особенности реорганизации и ликвидации учреждений
образования……………………………………………………………… ….31
3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………… …..41
3.1. Правомочия образовательного учреждения в отношении
закрепленного за ним имущества………………… ……………43
3.2. Правомочия образовательного учреждения в отношении имущества,
полученного в результате осуществления приносящей доход
деятельности 52
4. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ ПО СВОИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ…………………… .….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… ..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………74

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Разграничение полномочий между представительными органами и единоличным исполнительным органом определяется уставом учреждения.

В зависимости от вида и типа образовательного учреждения порядок управления им может иметь  определенные особенности. Особый интерес  представляет порядок управления образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее – Вузы). Порядок управления Вузами имеет наибольшее число особенностей, которые нашли свое закрепление ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в Типовом положении о высшем учебном заведении.

Общее руководство Вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. В его состав входят ректор, который является его председателем, проректоры, президент, если такая должность предусмотрена уставом, а также по решению ученого совета - деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) путем тайного голосования. Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом Вуза на основании Типового положения.

Представители структурных  подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета или отозванными из него, если за них проголосовало более 50 процентов присутствующих на общем собрании (конференции) при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов. Срок полномочий членов ученого совета не может превышать 5 лет.

Непосредственное управление Вузом осуществляет ректор, который  действует на основе решений органов  государственной власти и органов  вузовского самоуправления. Факультет возглавляет декан, а кафедру – заведующий. Декан факультета и заведующий кафедрой  избираются в порядке, определяемом уставом Вуза, ученым советом или ученым советом путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников Вуза (а заведующий кафедрой – из числа специалистов соответствующего профиля), имеющих ученую степень или звание. [1.15; 2.13]

В Вузе по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, может учреждаться должность президента, деятельность которого направлена на повышение эффективности управления и содействие развитию вуза, расширение представительских функций

Руководство государственным  общеобразовательным учреждением  осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

Независимо  от способа назначение (или избрания) руководителя образовательного учреждения с ним заключается трудовой договор (контракт).

Руководителям государственных образовательных учреждений запрещается совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений. Должностные обязанности руководителей государственных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству. [2.22; с. 46]

 

2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

2.1. Порядок создания образовательного учреждения

Порядок создания государственных образовательных учреждений регулируется ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996  № 7-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Законом «Об образовании» и рядом других нормативными правовыми актами.

Порядок создания федеральных государственных образовательных учреждений установлен постановлением Правительства РФ от 10.02.2004. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений». Решения о создании федеральных государственных учреждений принимаются Правительством РФ. Проекты указанных решений подготавливаются Министерством образования и науки РФ по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Министерством экономического развития РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ. Эти проекты должны предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнований на содержание создаваемого (реорганизуемого) учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. [1.14]

В соответствии со пп. 6 п. 2 ст. 24 ФЗ № 125 создание федеральных государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении РФ, осуществляется по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Образовательное учреждение считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Ведение ЕГРЮЛ возложено на Федеральную налоговую службу РФ (далее - ФНС) и её территориальные органы – управления по субъектам РФ.

Согласно ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого образовательного учреждения в управления ФНС представляются заявление, решение о создании образовательного учреждения в виде протокола, договора или иного документа (например, для федеральных образовательных учреждений - постановление Правительства РФ о создании образовательного учреждения), учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины в размере, определенном ст. 333.33 НК РФ - 4 000 рублей. [1.7]

Установленный перечень документов, подлежащих представлению на государственную регистрацию, является исчерпывающим.

При этом содержание учредительных документов юридического лица, не соответствующее целевой направленности в его наименовании, является основанием для признания их недействительными и влечет отказ в регистрации такого юридического лица. [2.8]

Так, Московской регистрационной палатой отказано в регистрации Некоммерческого партнерства «Академия информационной самозащиты» в связи с нарушением п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 9 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Судебными инстанциями была подтверждена обоснованность законности принятых ненормативных актов об отказе в государственной регистрации по основаниям нарушения норм действующего законодательства и в удовлетворении исковых требований партнерства о признании неправомерным отказа в государственной регистрации юридического лица было отказано.

Арбитражный суд, проверяя законность и обоснованность судебных актов, вступивших в законную силу, указал, что академия - один из видов высших учебных заведений, которое может учреждаться только в форме учреждения (п. 1 ст. 8, 9 ФЗ № 125).

При этом логика суда основана на том, что заявленная в учредительных  документах цель деятельности некоммерческой организации (научная) не согласуется с целями деятельности образовательных учреждений (оказание образовательных услуг). Следовательно, некоммерческое партнерство было не вправе использовать наименование «Академия» как не соответствующее целям деятельности организаций, являющихся одним из видов учреждений высшего профессионального образования. (Постановление Кассационной инстанции ФАС Московского округа от 13 мая 2002 г. № КА-А40/2834-02.) [3.7]

В случае представления  документов в ненадлежащий регистрирующий орган образовательному учреждению может быть отказано в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации принимается не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов обязательной ссылкой на допущенные нарушения и направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении. Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке. [1.7]

ФНС вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации образовательного учреждения в случае допущенных при создании такого учреждения грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 ФЗ № 129).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих  дней со дня представления документов по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа (например, директора общеобразовательного учреждения; ректора вуза). ФНС не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (направляет) заявителю документ (свидетельство), подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, и в течение пяти рабочих дней представляет сведения о регистрации в финансовый орган и соответствующий орган, осуществляющий управление в сфере образования.. [2.15; с. 84]

Однако выдача свидетельства о  государственной регистрации не дает полного права учреждению осуществлять образовательную деятельность, поскольку это право возникает только  с момента выдачи ему лицензии.

Требование о лицензировании образовательной  деятельности установлено п. 6 ст. 33 Закона «Об образовании», а также п. 3 ст. 10 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Федеральная служба по надзору в  сфере образования и науки  осуществляет лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ); военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и ряда других учреждений. Государственные органы управления образованием субъектов РФ, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, осуществляют лицензирование образовательной деятельности соискателей лицензий, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ (за исключением организаций, лицензирование деятельности которых отнесено к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки). [2.13]

Важно отметить, что в  соответствии с п. 7 Положения о  лицензировании образовательной деятельности филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование с получением отдельной лицензии. В 2002 г. межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности недействительным. Верховный Суд РФ решением от 18.12.2002. отказал в удовлетворении данного заявления. Определением Кассационной коллегии ВС РФ от 20.02.2003 данное решение оставлено без изменения. [2.12; с. 48]

Передача лицензии другому  образовательному учреждению, а также  образовательная деятельность филиала на основании лицензии образовательного учреждения, подразделением которого является филиал, не допускаются.

Согласно п. 1 Приказа Минобразования России от 10.08.2000 № 2437 представление соискателем лицензии документов на лицензирование образовательной деятельности (в том числе повторное) осуществляется с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года.

Лицензирование деятельности образовательного учреждения по новым для него образовательным программам производится независимо от наличия у него лицензии на право ведения образовательной деятельности по другим образовательным программам.

Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом  на основании заключения экспертной комиссии и оформляется соответствующим документом. Целью экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям. [1.12]

Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие  в представленных документах недостоверной или искаженной информации, а также отрицательное заключение экспертной комиссии. В указанных случаях лицензирующий орган обязан направить уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа соискателю лицензии в письменной форме в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения.

На сегодняшний день Закон «Об образовании» не предусматривает государственную регистрацию филиалов образовательных учреждений (эта норма отменена ФЗ № 31 от 21.03.2002), тем самым положение приведено в соответствие с ГК РФ. Однако ряд ученых, в частности, Куров С.В., считают целесообразным ввести регистрацию филиалов образовательных учреждений в уведомительном порядке с целью контроля и надзора со стороны органов государственной власти за образовательной деятельностью филиалов, имеющей высокую социальную значимость и затрагивающую права, свободы лиц, проживающих на территории действия филиалов. Для создания и регистрации образовательного учреждения учредитель не должен получать разрешения в каком-либо органе государственной власти и ему не может быть отказано по причинам нецелесообразности создания юридического лица. В любом случае отказ регистрировать филиал может быть обжалован в арбитражном суде соответствующего субъекта, так как отказ в регистрации влечет за собой и невозможность лицензирования филиала из-за отсутствия необходимого свидетельства о его легализации. С другой стороны, попытки отказа в регистрации не способствуют, по мнению Курова С.В., реализации субъектами своих полномочий по контролю, надзору за находящимися на их территории образовательными учреждениями (в том числе филиалами) и осуществлению иных, в том числе поддерживающих в их отношении, функций.

 

2.2. Особенности реорганизации и ликвидации учреждения образования

Гражданское законодательство РФ целом содержит достаточно разработанные правовые основы и нормы, регламентирующие порядок проведения реорганизации или ликвидации юридических лиц, а правовые нормы в области образования существенно дополняют их и конкретизируют. Право на принятие решений о реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений предоставлено органам государственной власти в пределах установленной компетенции. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается порядок его реорганизации и ликвидации. [2.1]

Реорганизация образовательного учреждения может быть осуществлена по решению учредителей либо органа образовательного учреждения, уполномоченного на то учредительными документами, в одной из пяти форм, предусмотренных в ст. 57 ГК РФ (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

Информация о работе Особенности гражданско-правового статуса государственного образовательного учреждения