Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:05, дипломная работа
Целью исследования является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования государственного образовательного учреждения как субъекта гражданского права, попытка наметить пути их разрешения, изучение состояния правовой базы такого регулирования и выработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ….7
1.1.Понятие образовательного учреждения, его признаки…………………7
1.2. Учредители и учредительные документы образовательного
учреждения………………………………………………………………...…16
1.3. Особенности финансирования и управления образовательным
учреждением…………………………………………………………..……..20
2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………….……25
2.1. Порядок создания образовательного учреждения……………. ……25
2.2. Особенности реорганизации и ликвидации учреждений
образования……………………………………………………………… ….31
3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………… …..41
3.1. Правомочия образовательного учреждения в отношении
закрепленного за ним имущества………………… ……………43
3.2. Правомочия образовательного учреждения в отношении имущества,
полученного в результате осуществления приносящей доход
деятельности 52
4. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ ПО СВОИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ…………………… .….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… ..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………74
Закрепление в нормах
гражданского законодательства особого
правового статуса образователь
Уже этот небольшой перечень требований свидетельствует о том, что статус образовательного учреждения как юридического лица имеет значительную специфику, отличающую его от гражданско-правового статуса иных учреждений и организаций. Это позволяет даже говорить о частном юридическом статусе образовательного учреждения. [2.15; с. 42]
Буквальное прочтение текста п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» позволяет выделить следующие закрепленные законодательно организационно-правовые формы образовательной организации:
- государственное образовательное учреждение,
- негосударственное образовательное учреждение,
- муниципальное образовательное учреждение.
Сведения об организационно-правовой форме юридического лица должны быть отражены в его наименовании. [2.8]
По мнению Курова С.В., что подтверждается нормами Закона об образовании, законодатель ввел и юридически оформил, новые, самостоятельные, обособленные от других формы некоммерческих организаций – названные виды образовательных учреждений. Это не противоречит положению п. 3 ст. 50 ГК РФ, устанавливающему, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в формах, предусмотренных законом. Таким образом, можно констатировать, что введенное Законом об образовании понятие образовательного учреждения как организационно-правовой формы не является разновидностью учреждения, как отдельного вида юридического лица установленного ГК РФ. Отсюда следует вывод, что нормы ГК РФ, закрепляющие правовой статус учреждения, не должны применяться к образовательным учреждениям. Закон об образовании вводит особый, отличающийся от норм ГК РФ, правовой режим имущества образовательного учреждения. [2.10]
В то же время Закон об образовании недостаточно четко, по мнению Курова С.В., определил понятие образовательного учреждения, его характерные признаки, в результате чего повсеместно в правовой литературе названная форма юридического лица была воспринята как разновидность учреждения с вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Так, в частности, Т.В.Твердова полагает, что предпринятое Законом об образовании деление образовательных учреждений на государственные, муниципальные и негосударственные является неудачным, так как подразумевает, по её мнению, во-первых, трансформацию одной организационно-правовой формы – учреждения, в другие, и, во-вторых, из-за того, что в основе такой классификации лежат формы собственности. [2.22]
Е. А. Суханов, отмечая, что правовое положение образовательных учреждений до сих пор характеризуется неясностями и противоречиями, также числит образовательные учреждения, в частности высшие учебные заведения, в числе разновидностей учреждений. При этом, привлекая в качестве обоснования правило о субсидиарной ответственности учредителей образовательного учреждения по его долгам, он делает безапелляционный вывод о том, что образовательное учреждение не может быть ничем, кроме как учреждением в смысле ст.120 ГК РФ. Правило же статьи 11-1 Закона об образовании Е. А. Суханов считает не только юридически некорректным, но и бессмысленным. [2.19]
В своих рассуждениях и Е.А. Суханов и Т.В. Твердова исходят именно из незыблемости конструкции учреждения и обязательного соответствия ей всех тех форм, в названии которых присутствует слово «учреждение». При этом они не допускают мысли, что понятие «образовательное учреждение» как сочетание слов - одного производного от образования и учреждения - может вовсе и не относиться к достаточно четкой юридической конструкции учреждения, установленной ГК РФ и Закон «О некоммерческих организациях». Не название «учреждение» определяет имущественный статус такой разновидности юридического лица, а именно закрепление законодателем его имущественного положения узаконивает правовой статус юридического лица и, соответственно, имущества. [2.10]
Действительно, следовало бы согласиться с Е. А. Сухановым, называющим положения Закона об образовании, закрепляющие право собственности образовательного учреждения на ряд видов имущества и на доходы от собственной деятельности, «абсурдными», но только в том случае, если бы они относились собственно к учреждению. В данном случае речь должна идти об отдельной организационно-правовой форме образовательного учреждения.
Несколько обстоятельств, вытекающих из Закона «Об образовании», свидетельствуют об этом. Во-первых, закон допускает многоучредительство образовательного учреждения; во-вторых, он не делает ограничений в отношении учредителей; в-третьих, в связи с этим закон допускает самофинансирование образовательных учреждений. Отсюда вытекает именно то регулирование вещных прав на имущество образовательного учреждения, которое установлено Законом об образовании, ибо в противном случае, если основываться только на нормах ГК РФ об учреждении, могут сложиться достаточно абсурдные ситуации, когда учредители образовательного учреждения, ни копейки не вложившие в его материальное оснащение, вдруг ни с того ни с сего станут собственниками имущества, приобретенного за счет самостоятельно заработанных образовательным учреждением средств. Поскольку, как справедливо отмечает тот же Е.А. Суханов, образовательное учреждение создается для решения социальных (образовательных), а не коммерческих задач и относится к числу некоммерческих организаций, то и в правовом, в частности, в гражданско-правовом, регулировании их имущественного положения следует учитывать именно высокое социальное предназначение образовательных учреждений, что законодатель и закрепил в соответствующих нормах Закона «Об образовании». [2. 19]
Куров С.В. считает, что
следует сделать вывод о
В настоящее время государственные учреждения образования могут быть бюджетными и автономными. Автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная собственником (публично-правовым образованием) для осуществления функций некоммерческого характера. Такое учреждение полученные от деятельности доходы использует самостоятельно и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств собственника. [1.10; 2.4; с. 15]
В данной дипломной работе
будут рассмотрены вопросы
Законодательством предусмотрена возможность создания образовательными учреждениями структурных подразделений в частности, п. 3 ст. 8 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Структуру учебного заведения
составляют его подразделения. Высшие
учебные заведения самостоятель
Обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения учебного заведения, являются его представительствами или филиалами. Филиал осуществляет самостоятельно все функции учебного заведения или их часть. Представительство представляет интересы учебного заведения, осуществляет их защиту, но не осуществляет самостоятельно образовательную, научную, социальную или иную деятельность. [1.4; 1.15]
При этом самостоятельность подразделения подтверждается наличием устава как документа, закрепляющего его права и обязанности. Подобные особенности позволяют в отдельных случаях рассматривать структурное подразделение вуза как получившее статус самостоятельного учреждения.
К такому выводу пришел ФАС Московского округа в постановлении от 14 сентября 1998 г. № КА-А40/2139-98, признавая Международный колледж МГУ, созданный приказом Ректора МГУ от 15 сентября 1993 г. № 499, самостоятельным юридическим лицом. Доводы Суда основаны на том, что колледж имеет ряд самостоятельных по отношению к учредителю прав, в том числе не несет ответственности по обязательствам учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам колледжа. Суд сделал вывод об отсутствии структурной связи между юридическим лицом и структурным подразделением, придав последнему статус самостоятельного юридического лица. [3.6]
Фактически речь идет не об образовательном учреждении на правах структурного подразделения, поскольку структурные подразделения должны быть указаны в учредительных документах юридического лица, что и было подтверждено судом.
Аналогичное правило закреплено в отношении обособленных структурных подразделений (филиалов и представительств) образовательных учреждений, которые, согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ, не являются юридическими лицами и одновременно должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При этом в отношении филиалов образовательных учреждений существенным является признак обособленности, который определяется территориальной удаленностью - расположением вне местонахождения юридического лица (п. 2 ст. 55 ГК РФ). [2.11]
Позиции раздельного местонахождения образовательного учреждения и филиала придерживается Министерство образования и науки России. В частности, в письме от 30 ноября 1999 г. № 15-55ин/15-11 «О филиалах вузов» говорится, что «в связи с отсутствием лицензии на право ведения образовательной деятельности ликвидирован филиал Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Анапе, приостановлена образовательная деятельность УКП Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики в нескольких городах...». Поэтому если структурное подразделение и вуз находятся в одном населенном пункте, то подразделение не является филиалом; в иной ситуации статус филиала, как и отдельная лицензия «обособленного подразделения», обязательны. [2.10]
Таким образом, наличие прав юридического лица у структурного подразделения фактически подтверждает самостоятельный характер реализации прав и обязанностей, в том числе вытекающей из них обязанности несения гражданско-правовой ответственности. Закон в данном случае связывает самостоятельность структурного подразделения с фактом отсутствия в учредительных документах учредителя структурного подразделения, что в совокупности с иными обстоятельствами (наличие прав юридического лица, самостоятельная ответственность) говорит о полной его правосубъектности.
Поэтому для решения вопроса о правосубъектности отдельных подразделений образовательного учреждения с правами юридического лица и определением его статуса (учебное заведение на правах факультета, филиал или представительство) следует исходить из того, что филиал юридического лица должен быть указан в его учредительных документах. Однако, по мнению А.А. Кирилловых, это установление в определенной интерпретации можно трактовать, с одной стороны, как право юридического лица определить структурное подразделение, отвечающее известным признакам, как филиал, а с другой - как обязанность организации осуществить соответствующие действия по внесению изменений в устав. По сути, подобное толкование использовал суд в разрешении вопроса о статусе образовательного учреждения, созданного другим образовательным учреждением. [2.10]
П. 8 ст. 12 Закона «Об образовании» наделяет образовательные организации правом создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Ассоциации (союзы) являются разновидностью основанных на членстве объединений юридических лиц, включающих в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации (п. 4 ст. 50 ГКРФ). Таким образом, возможно создание как смешанных ассоциаций (союзов), так и таких, которые объединяют исключительно коммерческие либо исключительно некоммерческие организации. [2.13; с.51]
Правовые критерии отличия «ассоциации» от «союза» не установлены; ГК РФ предусматривает единый правовой режим для данных объединений юридических лиц. Ассоциации и союзы являются самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, поэтому слово «ассоциация» (либо «союз»), заключающее в себе сведения об организационно-правовой форме юридического лица, должно быть обязательно включено в наименование соответствующего объединения (п. 5 ст. 121 ГК РФ). В силу п. 3 ст. 123 ГКРФ члены ассоциации (союза) – образовательные организации сохраняют права юридического лица. Членство в ассоциации (союзе) не лишает образовательную организацию самостоятельности. [1.2]
1.2. Учредители и учредительные документы образовательного учреждения
Статья 11 Закона «Об образовании» закрепляет, что в качестве учредителя образовательного учреждения могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, граждане РФ и иностранные граждане.
Также данным законом допускается совместное учредительство учреждений образования, за исключением государственных (муниципальных) образовательных учреждений. [1.11]
Исключительно Правительство РФ может выступить в качестве учредителя образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. [2.13; с. 58]