Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:57, реферат
Задачи, которые при этом необходимо выполнить следующие. Во-первых, рассмотреть виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией. Во-вторых, проанализировать договорные обязательства, существующие на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и, наконец, в-третьих, продемонстрировать специфику договоров, заключаемых на розничном рынке электроэнергии.
Введение……………………………………………………………………………………..….3
Виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией……………………...5
Нормативная база ТЭК………………………………………………………....5
1.2. Договор энергоснабжения………………………………………………………9
Договоры, заключаемые на оптовом рынке электроэнергии и мощности………..14
Договоры, заключаемые на розничном рынке электроэнергии……………………26
Заключение……………………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………………………….36
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гражданского права
Реферат
На тему: «Особенности заключения, исполнения и ответственности отдельных видов договоров в сфере энергетики»
Выполнил:
Студент группы
Проверил:
Краснодар – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2.
Договор энергоснабжения………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Значимость эффективного правового регулирования электроэнергетики трудно переоценить. Стратегическое значение данной отрасли проявляется в том, что она является основой функционирования экономики страны и жизнеобеспечения граждан. Одновременно электроэнергетика - это промышленная отрасль и интегрирующая подсистема всего топливно-энергетического комплекса, особая роль которой в промышленности состоит в том, что от ее функционирования во многом зависит развитие других отраслей промышленности Российской Федерации, в их числе металлургическая промышленность, машиностроение и др.
Одним из результатов проводимой в отрасли реформы стало расширение сферы применения договорного регулирования. Данная особенность новой системы электроэнергетики может рассматриваться как закономерный результат политики, направленной на либерализацию отношений в отрасли. Основными принципами формирования этих отношений являются принципы свободы экономической деятельности, конкуренции и взаимодействия субъектов отрасли на рыночных началах. Указанные принципы нашли отражение в ряде законодательных актов, принятых за период реформирования электроэнергетики и составивших правовую базу реформы. Содержание данных принципов свидетельствует о том, что главным регулятором отношений субъектов отрасли становится гражданско-правовой договор.
Но возможности
договорного взаимодействия субъектов
электроэнергетики зачастую ограничиваются
императивными предписаниями
Важной особенностью современного состояния отрасли является значительное усложнение отношений и появление в ней большого числа новых субъектов. Необходимость регулирования данных отношений привела к законодательному закреплению достаточно большого новых договоров, применение каждого из которых имеет свои особенности.
Расширение
сферы договорного
Создание новой законодательной базы, предназначенной для регулирования отношений в электроэнергетике, позволяет оценить основные черты, которыми характеризуется структура договорных связей в модели оптового и розничных рынков. В связи с этим целью настоящей работы является анализ системы договорных обязательств, существующих в настоящее время в электроэнергетике.
Задачи, которые при этом необходимо выполнить следующие. Во-первых, рассмотреть виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией. Во-вторых, проанализировать договорные обязательства, существующие на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и, наконец, в-третьих, продемонстрировать специфику договоров, заключаемых на розничном рынке электроэнергии.
Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике при одновременном переходе от унитарного к федеративному государственному устройству обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике России.
Первым нормативным правовым документом, в котором была предложена структурная реформа электроэнергетики, явился Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественной монополии»1.
Развитие в России федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии и мощности на основе конкуренции требовало внесения серьезных изменений в сферу естественной монополии в электроэнергетике.
Статус Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России» (далее - РАО «ЕЭС России») как «холдинговой компании, которая контролировала электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и АО «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России» неизбежно создавал внутренние противоречия ее интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике»2.
Еще один конфликт интересов возникал при функционировании оптового рынка, когда РАО «ЕЭС России», «имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки между всеми производителями, работающими на этом рынке. Недискриминационный характер выполнения операторских функций и повышения доверия участников оптового рынка к механизмам его функционирования требовали разделения функций владельца генерирующих мощностей и оператора оптового рынка»3.
Кроме того, в долгосрочном плане РАО «ЕЭС России» объективно не было заинтересовано в появлении на оптовом рынке новых генерирующих мощностей конкурирующих компаний, поскольку выход на оптовый рынок новых, более эффективных электростанций мог бы вытеснить мощности РАО «ЕЭС России», и тем самым снижать ее доходы.
Основополагающим нормативным правовым документом, в котором было предусмотрено поэтапное реформирование электроэнергетики России, явилось Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики в Российской Федерации». Этим документом были одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации4.
В процессе либерализации электроэнергетики должны были решаться следующие первоочередные задачи:
1) создание конкурентных рынков электроэнергии;
2) уменьшение
доли государственного
3) разграничение
монопольных и потенциально
4) ликвидация перекрестного субсидирования.
Для проведения структурных преобразований в электроэнергетике России был принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих поэтапное реформирование всей отрасли.
Базовыми нормативными правовыми документами, заложившими основы реформирования и дальнейшего развития электроэнергетики России, стали Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»5 (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») и Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»6 (далее – ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период»), в котором отражена специфика переходного периода реформирования отрасли.
С целью создания правовых условий реформирования электроэнергетики России законодателем были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ7, Федеральные Законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»8, от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»9, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[10], от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»[11], от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[12], от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении»[13].
«Важным звеном всей реформы электроэнергетики стала реорганизация РАО «ЕЭС России» - вертикально интегрированной компании, в уставном капитале которой были аккумулированы имущество тепловых и гидравлических электростанций, магистральные линии электропередачи с подстанциями и другие энергетические объекты, а также пакеты акций энергетических компаний, отраслевых научно-проектных и строительных организаций»10.
Основным направлением реформирования стало отделение потенциально конкурентных видов деятельности (таких как генерация электрической энергии, ее сбыт) от естественно-монопольных видов, к которым отнесены передача электрической энергии по сетям и оперативно-диспетчерское управление.
Новым законодательством была заложена реформа системы договоров в электроэнергетике. «На формирование новой системы договоров влияли такие обстоятельства, как:
- усложнение договорных связей вследствие появления новых субъектов;
- договоры должны соответствовать отношениям, которые формируются в отрасли (производство электрической энергии, ее передача и сбыт);
- появление
новых видов договоров и возмож
«Участникам рынка было предоставлено право заключать договоры, ранее не известные гражданскому законодательству России»12. Речь идет о таких договорах, как:
- договор о
присоединении к торговой
- двусторонний
договор купли-продажи
- договор купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии;
- договоры купли-продажи,
а также поставки
- договор купли-продажи
электрической энергии у
- договор об оказании услуг по передаче электрической энергии;
-договор об
осуществлении
- договор об
оказании услуг по оперативно-
1.2. Договор энергоснабжения
«С введением
в действие новой системы договорного
регулирования в сфере
Из этого следует, что «правила § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, связанным со снабжением электрической энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовым актом. Таким образом, законодатель придал правилам Гражданского кодекса субсидиарный характер»15.