Особенности заключения, исполнения и ответственности отдельных видов договоров в сфере энергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Задачи, которые при этом необходимо выполнить следующие. Во-первых, рассмотреть виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией. Во-вторых, проанализировать договорные обязательства, существующие на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и, наконец, в-третьих, продемонстрировать специфику договоров, заключаемых на розничном рынке электроэнергии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3
Виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией……………………...5
Нормативная база ТЭК………………………………………………………....5
1.2. Договор энергоснабжения………………………………………………………9
Договоры, заключаемые на оптовом рынке электроэнергии и мощности………..14
Договоры, заключаемые на розничном рынке электроэнергии……………………26
Заключение……………………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему энергетика.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

«Представляется, что решающим мотивом установления субсидиарного применения норм § 6 гл. 30 ГК РФ к отношениям на розничных рынках стало нежелание законодателя распространить на все договоры на розничных рынках статус публичных договоров, к числу которых относится договор энергоснабжения (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Это объясняется следующими причинами. Во-первых, в новых условиях многие продавцы не будут иметь возможности обеспечить электроэнергией всех обращающихся к ним абонентов, тогда как признание договоров на розничных рынках электроэнергии публичными создало бы возможность понуждения к заключению договора любого производителя (продавца) электроэнергии. Во-вторых, при одновременном существовании на оптовом рынке регулируемого сектора и сектора свободной торговли энергосбыты будут приобретать электроэнергию в этих секторах по различным ценам, что непосредственно отразится на ценах на розничных рынках, поэтому соблюдение требований п. 2 ст. 426 ГК РФ в новых условиях оказывается практически невыполнимым»16.

Вместе с  тем, приобретая электрическую энергию  на розничном рынке, потребитель  свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи или поставки электроэнергии (п. 2 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике»). Такой договор может быть заключен потребителем с энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) при том условии, что электропринимающее устройство потребителя не присоединено непосредственно к сетям соответствующей энергосбытовой организации. «Однако, несмотря на свое название, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии по своей правовой природе не является ни договором купли-продажи, ни договором поставки, объектом которых признаются телесные вещи. Напротив, предмет данного договора (передача энергии), а также его субъектный состав (энергоснабжающая организация и потребитель электроэнергии) говорят о том, что в действительности речь идет о договоре снабжения электрической энергией»17. Все отличие этого договора от договора энергоснабжения, предусмотренного ГК РФ, сводится к присоединению энергопринимающего устройства потребителя не к сетям его контрагента - энергосбытовой организации, а к сетям, принадлежащим иной (сетевой) организации, при сохранении общего принципа подачи электроэнергии на энергопринимающее устройство потребителя через присоединенную сеть.

Принадлежность  присоединенной сети не энергосбытовой организации, а сетевой компании в данном случае может означать лишь уменьшение числа обязанностей сторон договора о снабжении электрической энергией по сравнению с договором энергоснабжения, предусмотренным ГК РФ: на стороне энергосбытовой организации отсутствуют обязанности по обеспечению доступа потребителя к ее сетям и по передаче энергии, а потребитель, в свою очередь, не несет перед своим контрагентом по договору обязанности по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования. «Соответствующие действия, «выпадающие» из содержания договора о снабжении электрической энергией, составляют предмет самостоятельных договоров об оказании услуг по передаче (транспортировке) электроэнергии и по обеспечению доступа к электрическим сетям (технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям). Названные договоры заключают соответственно энергосбытовая организация и потребитель электроэнергии с сетевыми компаниями, к электрическим сетям которых присоединены сети и энергетические установки участников договора о снабжении электрической энергией»18.

Поэтому следует  признать крайне неудачной квалификацию ФЗ «Об электроэнергетике» договорных обязательств, возникающих на оптовом  и розничных рынках электрической  энергии, в качестве купли-продажи и поставки («двусторонний договор купли-продажи электрической энергии», «договор купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии»; договоры «купли-продажи» или «поставки электрической энергии»; «договор купли-продажи электрической энергии с участием гарантирующего поставщика»).

На отношения по договору снабжения электрической энергией действие правил ГК РФ о договоре энергоснабжения распространяется в части:

- порядка заключения и продления договора (ст. 540);

- количества (ст. 541) и качества (ст. 542) энергии;

- оплаты энергии  (ст. 544);

- изменения  и расторжения договора (п. 1 ст. 546);

- ответственности  по договору энергоснабжения  (ст. 547).

Нормы ГК РФ об обязанностях потребителя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования (ст. 543), а также об основаниях для перерывов подачи, прекращения или ограничения подачи энергии (п. п. 2 и 3 ст. 546) теперь регулируют соответствующие отношения, вытекающие из договора об оказании услуг по обеспечению доступа к электрическим сетям (технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям).

«Вместе с тем  для всех договоров, которыми оформляются  отношения по реализации (приобретению) электрической энергии на оптовом и розничных рынках (включая и договор энергоснабжения), общим остается то обстоятельство, что их объектом является электрическая энергия, что позволяет говорить о некоем общем договоре (пусть и гипотетически), охватывающем все виды договоров, предмет которых составляют действия сторон по реализации (приобретению) электрической энергии, и являющемся по отношению к последним родовым понятием. Такой общий (родовой) договор и может быть обозначен как договор о реализации (приобретении) электрической энергии.

Видимо, это  и имелось в виду законодателем  в п. 4 ст. 539 ГК РФ, согласно которому к отношениям по договору снабжения  электрической энергией правила  о договоре энергоснабжения применяются, если законом и иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, в настоящее время отдельным видом договора купли-продажи, объектом которого является электрическая энергия, по крайней мере, теоретически можно признать договор о реализации (приобретении) электрической энергии»19.

Вместе с  тем название договора снабжения  электроэнергией не вполне соответствует  характеру отношений, которые им регулируются. …Понятие «снабжение»  включает в себя комплекс мер по предоставлению потребителям возможности  использовать электроэнергию, тогда как в содержание договора снабжения электроэнергией не входит оказание услуг по передаче электроэнергии. В этой связи терминологически более правильно было бы назвать его договором о реализации (приобретении) электроэнергии на розничном рынке»20.

При этом роль общих  правил, регулирующих отдельные разновидности  этого договора (в которых только он и существует), должны выполнять  содержащиеся в § 6 гл. 30 ГК РФ нормы  о договоре энергоснабжения.

К числу таких  разновидностей относятся договоры, заключаемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Названные договоры в первую очередь регулируются специальными правилами, содержащимися в Федеральном законе «Об электроэнергетике», иных федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними постановлениях Правительства РФ и других нормативных актах. При отсутствии специального регулирования к ним подлежат применению правила ГК РФ о договоре энергоснабжения, а если соответствующие отношения окажутся не урегулированными ни специальными правилами, ни нормами ГК РФ о договоре энергоснабжения, к ним могут применяться общие положения ГК РФ о договоре купли-продажи.

 

 

 

 

 

2. Договоры, заключаемые на оптовом рынке электроэнергии и

мощности

Проводимая  в России реформа электроэнергетики  предусматривает формирование свободного рынка электрической энергии, регулируемого целой системой договоров. Отношения, складывающиеся в сфере оборота электроэнергии, дифференцируются на:

- оптовый рынок электрической  энергии и мощности - сфера обращения  особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации;

- розничные рынки электрической  энергии, под которыми понимается  сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии (ст. ФЗ «Об электроэнергетике»).

Главным направлением реформ электроэнергетики за рубежом следует  считать внедрение конкуренции  в области производства электроэнергии, чему способствовало признание в начале 90-х гг. XX в. того, что электроэнергетическая отрасль перестала быть неделимой естественной монополией.

Можно выделить следующие  цели, которые первоначально ставились  при проведении реформ в различных  странах:

- снижение стоимости электроэнергии  для потребителей за счет повышения  эффективности работы отрасли  (Великобритания, Аргентина, Австралия);

- привлечение иностранных  инвестиций для повышения эффективности  работы отрасли (Бразилия, Аргентина);

- внедрение конкуренции для предоставления потребителям права выбора поставщика (Бразилия);

- сглаживание разницы  в ценах на электроэнергию  в различных регионах страны (Норвегия, США);

- повышение эффективности  инвестирования в развитие инфраструктуры  электроэнергетики и отрасли в целом для повышения конкурентоспособности национальных производителей (Австралия).

«Поворотным моментом в развитии конкуренции на рынке  электроэнергии Европы стало принятие Директивы Европейского Союза от 19 декабря 1996 г., которая определила пути перехода к свободному рынку, означающему свободу для потребителя в выборе продавца электроэнергии. В соответствии с этим документом проводится поэтапное создание свободного выхода потребителей на рынок электроэнергии. К 2003 г. рынок должен был быть открыт не менее чем на 30%. Фактически процесс либерализации рынка развивался гораздо быстрее, и к концу 2000 г. рынок электроэнергии ЕС на 80% оказался открытым для конкуренции. В результате перетоки электроэнергии между странами ЕС значительно выросли».

Следует отметить, что создание открытого и конкурентного  рынка энергетических продуктов  предусматривается в качестве общей  цели развития отношений в международном  сообществе в соответствии с Европейской  Энергетической Хартией, принятой в  Гааге 16 - 17 декабря 1991 г.

Одним из наиболее часто применяемых инструментов реструктуризации и создания конкурентного  рынка является так называемая вертикальная дезинтеграция компаний (unbundling). Этот подход позволяет разделить компании по видам деятельности (генерация, передача, распределение и сбыт), обеспечить их финансовую прозрачность, а также применить различные виды регулирования к разным видам деятельности (см. п. п. 30, 31 преамбулы Директивы ЕС). Эта идея положена в основу содержания Директивы ЕС».

Указанная модель применялась, например, в Англии и Уэльсе. «Первоначальное разделение отрасли предполагало разделение компаний по видам деятельности. Участниками рынка стали производители электроэнергии National Power, Power Gen и British Energy, сетевая компания National Grid и 12 сбытовых компаний. Однако уже в самом начале формирования оптового рынка инженерная топология отрасли привела к сохранению вертикальной интеграции в лице Scottish Power. Дальнейшее развитие привело к тому, что генерирующие компании приняли участие в приватизации 12 сбытовых компаний и практически восстановили вертикально-интегрированные компании, а также ликвидированную в процессе реструктуризации вертикальную интеграцию в отрасли. Таким образом, в Англии фактически произошел отказ от разделения бизнеса и в настоящее время 11 из 12 распределительных сетевых компаний имеют в аренде или в лизинге генерирующие мощности в значительных объемах»21.

При оценке целесообразности проведения реформы принципиальным моментом является такой критерий, как глубина реформирования. Как показывает зарубежный опыт реформирования электроэнергетики, свободный рынок не может нормально функционировать без непосредственного участия государства. «В Норвегии крупнейшим игроком остается принадлежащая государству компания Statkraft, на которую приходится 30% производимой электроэнергии. Еще 55% производителей контролируются муниципалитетами. В Швеции концентрация рынка крайне высока: 50% рынка генерации контролируется государственной компанией Vattnfall. В результате проведения реформы энергетики в Новой Зеландии попытка внедрения «саморегулирующегося» рынка при отсутствии государственного регулирования привела к энергетическому кризису. Таким образом, для эффективного функционирования оптового рынка необходимо наличие на нем полностью независимого (финансово и политически) представителя государственных интересов, наделенного широкими полномочиями (по образцу регулятора в Англии и Норвегии). На данный момент Федеральная служба по тарифам в качестве такового рассматриваться не может»22.

Структурная политика, направленная на демонополизацию и  развитие конкуренции в электроэнергетике, получила продолжение в «Энергетической  стратегии России на период до 2020 года», принятой Распоряжением Правительства  РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р23. Согласно этому документу основной задачей проводимых реформ в электроэнергетике является развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах деятельности - генерация и сбыт электроэнергии в тех районах, где это технологически и экономически реализуемо, что в свою очередь создаст условия для более эффективной хозяйственной деятельности в сфере генерации, передачи и сбыта электроэнергии.

Субъектами  оптового рынка электроэнергии в  РФ признаются юридические лица, получившие в установленном законом порядке право участвовать в отношениях по обращению электроэнергии на оптовом рынке:

- поставщики  электрической энергии (генерирующие  компании);

- покупатели  электрической энергии (энергосбытовые  организации, крупные потребители  электрической энергии, гарантирующие поставщики);

- совет рынка,  коммерческий оператор и иные  организации, обеспечивающие в  соответствии с правилами оптового  рынка и договором о присоединении  к торговой системе оптового  рынка функционирование коммерческой  инфраструктуры оптового рынка;

- организации,  обеспечивающие функционирование  технологической инфраструктуры  оптового рынка (организация по  управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью,  системный оператор).

Информация о работе Особенности заключения, исполнения и ответственности отдельных видов договоров в сфере энергетики