Особенности правового регулирования договора с купли-продажи в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы- определить механизм правового регулирования купли-продажи в Республике Казахстан. Исходя из цели дипломной работы ставятся следующие задачи: во-первых, дать легальное и доктринальное определение договору купли-продажи, во-вторых, охарактеризовать права и обязанности продавца и покупателя,
в третьих, дать характеристику отдельным видам договора купли-продажи: - розничной купле-продаже - поставке
- контрактации - энергоснабжению - купле -продажи предприятия.

Содержание

Введение

Глава I Общие положения о купле-продаже

Понятие и элементы договора купли-продажи.

Права и обязанности продавца и покупателя.

Глава II Отдельные виды договора купли-продажи

2.1 Договор розничной купли-продажи

2.2 Договор поставки

2.3 Договор контрактации

2.4 Договор энергоснабжения

2.5 Договор купли-продажи предприятия

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Купля продажа.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

Основные обязанности  покупателя по договору поставки заключаются  в принятии товара и его оплате. Обязанность принять товар ст 466 ГК сформулирована шире, чем в общих положениях о купле-продаже. Наряду с осуществлением фактических действий по принятию исполнения, она включает и ряд дополнительных обязанностей по проверке товара, содержание которых различается в зависимости от способа его доставки покупателю . Если доставка осуществляется поставщиком, покупатель обязан осмотреть товары и проверить их количество и качество. Сроки и порядок проверки определяются нормативными актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Если же товары вручены покупателю не самим поставщиком, а транспортной организацией, он обязан проверить соответствие товаров транспортным и сопроводительным документам и принять эти товары от транспортной организации в установленном порядке. Значимость указанных правил состоит в том, что поставщик может требовать уменьшения размера своей ответственности, если покупатель не провел должной проверки товара и тем самым содействовал увеличению убытков.

В случае выборки (самовывоза) товаров покупателем он, по общему правилу, обязан осмотреть передаваемые товары непосредственно в месте их передачи. Последствия невыборки товаров покупателем определяются п. 4 ст. 468 ГК аналогично нормам о купле-продаже. В случае невыборки товара поставщик имеет право потребовать от покупателя возмещения убытков, а также расторжения договора или оплаты покупной цены. Закон устанавливает специальные правила, направленные на обеспечение сохранности таких вещей. Так, покупатель, отказавшийся от принятия товара, обязан обеспечить его сохранность (принять на ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика о своем отказе (п. 1 ст. 467 ГК). В свою очередь, поставщик обязан либо вывезти товар, принятый покупателем на ответственное хранение, либо распорядиться им в разумный срок. Если же он этого не сделает, покупатель вправе сам реализовать товар (выручка от реализации передается поставщику за вычетом причитающегося покупателю) или возвратить его поставщику.

Обязанность покупателя по оплате товаров в поставке имеет  особенности. По общему правилу, расчеты  между сторонами осуществляются платежными поручениями (ст. 469 ГК) Если покупатель перепоручил оплату получателю товаров, он продолжает нести соответствующую обязанность перед поставщиком. Поэтому в случае неоплаты товаров получателем поставщик вправе предъявить соответствующее требование к покупателю. Нормы о погашении однородных обязательств по нескольким договорам поставки (ст. 475 ГК) применяются в тех случаях, когда покупатель, рассчитывающийся с поставщиком по нескольким договорам поставки, уплатил недостаточную для оплаты всех договоров сумму. В этом случае покупатель имеет право указать продавцу, в оплату какого из договоров он направляет деньги. При отсутствии такого указания переведенные суммы засчитываются в погашение обязательства, срок исполнения которого наступил раньше других. Международной Конвенцией предусматривается право на проценты (см. ст. 78 Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи). Если сторона допустила просрочку в уплате цены или иной суммы, другая сторона имеет право на проценты с просроченной суммы без ущерба для любого требования о возмещении убытков, которые могли быть взысканы в общем порядке, например, в соответствии со ст. 9 ГК РК).

Общие правила об обязанностях продавца информировать покупателя о нарушении им договора, предусмотренные ст. 437 ГК, распространяются и на поставку.

Ответственность по договору поставки. С учетом предпринимательского характера договора поставки ответственность за его нарушение, как правило, строится на началах риска.

 Основными формами  ответственности являются возмещение убытков и уплата неустойки. Убытки за нарушение договора одной из сторон составляет сумму, равную тому ущербу, включая упущенную выгоду, которая понесена другой стороной вследствие нарушения договора. Такие убытки не могут превышать ущерба, которая нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то время знала или должна была знать.

Статья 477 ГК предусматривает правила определения величины убытков при расторжении договора поставки. Так, сторона, расторгнувшая договор вследствие нарушения обязательства контрагентом, а затем в разумный срок после расторжения купившая (продавшая) товар по более высокой (низкой), но все же разумной цене, вправе требовать от контрагента возмещения убытков в виде разницы между первоначальной договорной ценой и ценой совершенной взамен сделке (п. 1 и п. 2 ст. 477 ГК).

В то же время п. 3 ст. 477 ГК содержит новое для нашего законодательства правило о способах определения так называемых "абстрактных убытков"1. Указанные убытки исчисляются в виде разницы цен двух состоявшихся (конкретных) сделок. Так, если после расторжения договора вследствие нарушения обязательства контрагентом потерпевшая сторона не совершила другой сделки взамен расторгнутого договора, величина понесенных ею убытков определяется в виде разницы между договорной ценой и текущей ценой на данный товар в момент расторжения договора. Текущей признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте предполагавшейся его передачи. Величина реального ущерба, взыскиваемого помимо упущенной выгоды, определяется по общим правилам п.4 ст. 9 ГК. Эти меры ответственности являются в нашем законодательстве более прогрессивными, чем в прежнем законодательстве.

Вместе с тем, вступая  в цивилизованный рынок , можно было бы включить в законодательные акты, в Гражданский кодекс и некоторые  моменты, которые бы ограничивали размер ответственности нарушившей договор  стороны и дисциплинировали бы сторону, заявляющую о своих претензиях. Так, например, Венской конвенцией предусматривается такое положение, что сторона, ссылающаяся на нарушение договора, должна принять такие меры, которые являются разумными при данных обстоятельствах для уменьшения ущерба, включая упущенную выгоду, возникающую вследствие нарушения договора. Если она не примет таких мер, то нарушившая договор сторона  может потребовать сокращения возмещаемых убытков  на сумму, на которую они могли быть уменьшены (см. ст.74). Столь же разумна и следующая норма данного международного акта: сторона не несет ответственность за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне его контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятие этого препятствия в расчет при заключения договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий. Если неисполнение стороной своего обязательства вызвано неисполнением третьим лиуом, привлеченным ее для исполнения всего или части договора, то эта сторона освобождается от ответственности в том случае, если привлеченное лицо было также освобождено от ответственности. Суть освобождения от ответственности состоит в том, что сторона не может ссылаться за неисполнение обязательства другой стороной в той мере, в которой это неисполнение вызвано действиями или упущениями первой стороны.

По сравнению с прежним  законодательством, в котором содержались  не только многочисленные виды неустоек и пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, но и предусматривались их размеры, порядок исчисления, действующее нормативные правовые акты лишь устанавливают порядок исчисления неустойки за недопоставку товара или просрочку поставки товара. Так, в частности в ст. 474 ГК установлен порядок исчисления неустойки за недопоставку товара или просрочку поставки товара, в соответствие с которой установленная законодательными актами или договором неустойки за недопоставку или просрочку поставку товара может взыскиваться со дня, определенного договора, до дня фактического исполнения обязательства, если иной порядок взыскания неустойки не установлен законодательными актами или договором.

 

Прекращение договора поставки. Общие основания и порядок расторжения (изменения) договора купли-продажи, предусмотренные § 1 главы 30 ГК, применительно к поставке конкретизируются в ст. 476 ГК. Так, односторонний отказ от исполнения договора поставки (или его изменение) допускается в случаях существенного нарушения его условий одной из сторон. Такими нарушениями для поставщика считаются:

а) поставка товаров ненадлежащего  качества с недостатками, которые  нельзя устранить в приемлемый для  покупателя срок,

б) неоднократная просрочка  поставки.

Существенные нарушения договора покупателем выражаются в:

а) неоднократной просрочке  оплаты товаров 

б) неоднократной невыборке  товаров .

В то же время п. 4  ст. 476 ГК предусматривает возможность предусмотреть в договоре иные основания отказа от исполнения договора поставки. К ним относятся, например: поставка недоброкачественных (или некомплектных) товаров, просрочка поставки или оплаты, невыборка товаров и непредставление отгрузочной разнарядки.

Однако ст. 476 ГК, перечисляет не только особые основания, но и соответствующий им порядок расторжения (изменения) договора поставки. Указанный договор считается расторгнутым (измененным), по общему правилу, с момента получения одной стороной уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично. Таким образом, в случаях существенного нарушения договора поставки, предусмотренных п.п. 2 и 3 ст. 476 ГК, не требуется ни обращения в суд с иском, ни предварительного получения согласия контрагента на расторжение (изменение) договора, о необходимости которых говорит п. 2 ст. 402 ГК. В международной практике регулирования положений по расторжению договора существует следующее правило: расторжение договора освобождает обе стороны от их обязательств по договору при сохранении права на взыскание могущих подлежать возмещению убытков. Расторжение договора не затрагивает каких-либо положений договора, касающихся порядка разрешения споров или прав и обязательств сторон в случае его расторжения ( см. ст. 81 Конвенции о договорах международной купле-продаже товаров)..

Если же нарушение  договора поставки не носит существенного  характера (т.е., как правило, является однократным), процедура расторжения (изменения) договора регулируется не п. 4 ст. 476 ГК, а общими правилами ст. 401 Г

 

 

2. 3 Договор контрактации

 

Договор контрактации регулирует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья. Договор контрактации - один из видов купли-продажи, тесно  связанный с договором поставки. К отношениям по контрактации применяются  нормы о договорах поставки (п. 2 ст. 478 ГК).

В советский период первоначально  отношения, складывающиеся между сельскохозяйственными  производителями и покупателями выращенной продукции регулировались договором купли-продажи. В ГК 1922 г. отсутствовали какие-либо нормы о договоре контрактации. В дальнейшем обязательства колхозов и совхозов по сдаче государству выращенной или произведенной ими продукции сельскохозяйственного производства были практически лишены товарных элементов, эти правоотношения носили административный характер и именовались обязательными поставками сельскохозяйственной продукции.

В 60-е годы совхозы  были переведены на хозрасчет, значительно  повышались закупочные цены, внедрялся  договорной метод заготовок сельскохозяйственной продукции. В Основах гражданского законодательства 1961 года появились нормы о договоре контрактации (ст.ст51-52), которые были воспроизведены в ГК КазССР 1964 года (ст.ст.247-248). Согласно указанным нормам государственная закупка сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов осуществлялась по договорам контрактации, которые заключались на основе планов развития сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах.

По договорам контрактации понимался самостоятельный договор, заключаемый на основании плана  государственных закупок сельскохозяйственной продукции, по которому одна сторон -  колхоз, совхоз (хозяйство) обязуется передавать в оперативное управление или собственность другой стороны – организации-заготовителя сельскохозяйственную продукцию в установленных количествах, ассортименте, в определенные сроки, а заготовитель обязуется принимать в обусловленные договором сроки и оплачивать доставленную продукцию, а также оказывать хозяйству помощь в организации производства и сдаче продукции на приемные пункты.

Самостоятельный характер договора контрактации по отношению к договору купли-продажи и к договору поставки в юридической литературе объяснялся главным образом тем, что сельскохозяйственная продукция производится на земле, составляющей исключительную собственность государства, за которым по этой причине признавалось право вводить обязательность сдачи ему выращенной сельскохозяйственной продукции на установленных им условиях.

Отношения по контрактации сельскохозяйственной продукции регулировались многочисленными подзаконными актами Правительства, министерств и ведомств СССР, в частности типовыми договорами контрактации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, содержащими императивные нормы, которым в точности должны были соответствовать условия конкретных договоров, заключаемых между хозяйствами и заготовительными организациями.

В связи с отказом  от административно-командной системы  управления экономикой и переходом  к рыночным отношениям утратило значение и всеобъемлющее планирование закупок  продукции, выращенной сельскохозяйственными организациями. Реформа экономических отношений сопровождалась преобразованием совхозов и колхозов в хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, образованием частных крестьянских (фермерских) хозяйств, основанных на частной форме собственности. При этих условиях договор контрактации оказался непригодным для регулирования соответствующих экономических отношений.

Уже в Основах гражданского  законодательства 1991г. договор контрактации утратил самостоятельный характер и рассматривался в качестве одного из видов договора купли-продажи, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязан был передать заготовителю такой продукции (контрактанту) в собственность (полное хозяйственное ведение) произведенную им продукцию в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренные договором, а контрагент должен был при этом оказать производителю содействие в производстве сельскохозяйственной продукции, принять ее и уплатить за нее определенную цену. На контрагента возлагалась также обязанность вывоза продукции, если иное не было предусмотрено договором (ст.83 Основ)

Наряду с ГК отношения  по контрактации регулируются рядом  отдельных нормативных актов, применяемых  чаще к поставке конкретной сельскохозяйственной продукции. Следует отметить, что такого рода нормативные акты чаще регулируют отношения по заготовке сельскохозяйственной продукции для нужд государства. Особенностью этих договоров контрактации является участие государства в лице уполномоченных органов в качестве стороны-заготовителя. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 апреля 1994 г. N 279 "О закупке сортовых и гибридных семян зерновых, зернобобовых, масличных культур и трав в государственные ресурсы из урожая 1993 года"; Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 сентября 1994 г. N 1013 "О порядке заготовок зерна для государственных нужд урожая 1994 года"; Распоряжение Премьер-министра Кабинета Министров Казахской ССР от 19 апреля 1991 года N 62-Р " О сдаче племенного скота" и др. одним из основных видов сельхоз продукции для Казахстана являются зерновые культуры. Поэтому правовому регулированию отношений по купле и продаже- данного товара уделено в законодательстве наибольшее внимание. Так, впервые в законодательной истории РК принят Закон от 19 января 2001г. N 143-II «О зерне».

Информация о работе Особенности правового регулирования договора с купли-продажи в Республике Казахстан