Особенности привлечения к ответственности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в деликтных обязательствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблема строгого соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, в условиях формирования правового государства в нашей стране, выступает на первый план. Данные положения закреплены в статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда…………………………………………….4
2. Основания привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда……....................................................................11
3. Порядок и объем возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в деликтных обязательствах…………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Гражданскому праву..docx

— 89.88 Кб (Скачать файл)

                Министерство образования и науки  Российской Федерации

       Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                            высшего профессионального образования

                     «Оренбургский государственный университет»                       

                                         Юридический факультет 
 
 

                            Кафедра гражданского права и процесса 
 

                                           Курсовая работа 

                                      по Гражданскому праву 

                                                                                
 
 
 
 

Тема: «Особенности привлечения к ответственности  органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в  деликтных обязательствах»  
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Руководитель:

                                                                       Толочкова Н.Г. «___» _____  2011 г.

                                                                                

                                                                   Исполнитель:

                                                                   студент гр. 08 юр-1

                                                                   «___» ______ 2011 г.                             

                                           
 
 
 

                                           Оренбург 2011

                                          Содержание:

                                   

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда…………………………………………….4

2.   Основания привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда……....................................................................11

3. Порядок и объем возмещения вреда, причиненного органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в деликтных обязательствах…………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….28

Список  использованных источников…………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  

                                           Введение

        Проблема строгого соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, в условиях формирования правового государства в нашей стране, выступает на первый план. Данные положения закреплены в статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.1

        Публичный характер уголовно-процессуальной деятельности и причиняемого в этой сфере вреда предполагает публичную ответственность государства перед своими гражданами. Государство обязано регулировать поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.

        В случае, когда «…наступившие отрицательные последствия явились следствием государственно-публичной деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц (органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда), само государство должно выступать гарантом восстановления нарушенных прав и возместить причиненный ущерб.»2

         Наше государство приняло на себя такую ответственность, провозгласив право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц. Возмещение вреда гражданам, которые подверглись незаконному уголовному преследованию, является не единственным случаем, когда вред возмещается государством. Незаконные действия правоохранительных органов и суда при производстве по уголовным делам, при осуществлении

правосудия, к  сожалению, не стали исключением.

__________

1

  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газета. – 1993. – 25 декабря (№237). – Ст. 2.

2

   Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 101.

       Актуальность нашего исследования выражается в той роли, которую играет институт ответственности за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда в современном обществе и организации и деятельности указанных органов. Выявляются факты необоснованного привлечения к уголовной ответственности, осуждения. Значимость исследуемой проблемы выражается также во множестве оправдательных приговоров судов и решений различного рода компетентных органов о прекращении производства по уголовным делам в связи с реабилитационными обстоятельствами.

         Целью нашей работы является изучение особенностей, проблемных вопросов привлечения к  гражданско-правовой ответственности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда за вред, причиненный их незаконными действиями гражданам и юридическим лицам.

        Объектом нашего исследования является система правоотношений, возникающих между органами и должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, и гражданами, юридическими лицами в связи с реализацией ими права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями указанных органов и их должностных лиц.

         Задачами, которые мы раскроем в нашей работе являются:1) Определение круга субъектов правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов; 2) Исследование оснований, являющихся условиями привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;  3) Раскрытие порядка привлечения к ответственности за вред, причиненный органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в деликтных обязательствах. 

       

         1 Субъекты правоотношений по возмещению вреда, причиненного актами правоохранительных органов и суда.  

         Субъектами обязательств из причинения вреда гражданам и юридическим лицам при осуществлении должностными лицами властной деятельности выступают реальные участники правовых отношений, которые в юридической литературе классифицируются на три категории:

   а) фактический причинитель вреда;

   б) управомоченный на возмещение вреда (потерпевший);

   в) лицо, на которое может быть  возложена ответственность по  возмещению вреда.3

          Фактическими причинителями вреда в случаях, предусмотренных ст. 1070 ГК РФ4, являются должностные лица органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда.

          Термин «должностное лицо» употребляется  в законодательстве и юридической  литературе на протяжении многих  лет, встречаются самые различные  толкования этого термина. В  рамках отдельных отраслей права  рассматриваемое понятие формулируется  с учетом различных признаков.

          Можно сказать, что к должностным  лицам относятся: а) представители  власти; б) работники, замещающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций; в) работники, занимающие должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных функций; г) лица, выполняющие одну из трех указанных функций по специальному полномочию.

         Должностные лица в данном виде обязательств, возникающих вследствие причинения   вреда, обычно   действуют от имени Российской

___________

3

   Азаров В.А., Супрун С.В. Охрана  имущественных интересов личности  в сферах оперативно-розыскной  и уголовно-процессуальной деятельности: Монография. – Омск, 2001. – С. 14.

4

   Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая  от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с измен. от 19 октября 2011 N 284-ФЗ) //Российская газета. – 1996 г. – 6 февраля (№ 23).  

Федерации и на основании федеральных законов. Поэтому имущественную

ответственность за результаты их незаконных действий также принимает на себя Российская Федерация.  В случаях, когда должностные  лица правоохранительных или судебных органов действуют от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования, имущественную ответственность  за их незаконные действия несут соответствующие  публично-правовые образования за счет своей казны.5

          Характерной особенностью возмещения вреда, причиненного государственными органами, является несовпадение лиц, причинивших вред имуществу либо личности гражданина, и лиц, возмещающих причиненный вред. Данное обстоятельство можно условно обозначить "динамизмом" (стадийностью) обязательств по возмещению вреда, причиненного органами государственной власти. Первая стадия характеризуется причинением вреда личности и имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица в результате незаконных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов. В рамках второй стадии вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, государством либо муниципальным образованием в лице соответствующих финансовых органов.

          По поводу возложения ответственности за незаконные действия должностных лиц на государство в юридической науке существуют различные мнения. Например, М.Ф. Полякова обосновала ответственность государства тем, что:

«…а) государство делегировало судебно-следственным органам полномочия по применению мер принуждения;

  б)  ошибка, допущенная на предварительном  следствии и закрепленная приговором  суда, должна вызывать солидарную  ответственность названных

___________

5

  Сайт: http://www.bibliofond.ru.

органов;

  в)  судебно-следственные органы состоят  на государственном бюджете. Смета  этих органов не предусматривает  расходы по возмещению вреда,  причиненного ими, а такое возмещение  не будет иметь для них характера  имущественной ответственности;

  г)  конфискованное имущество, вклады, судебные издержки, штрафы обращаются в доход государства, поэтому возмещать имущественные потери должно государство…»6      

          По мнению В.М. Деревяго, гражданско-правовые отношения по возмещению вреда, причиненного судебно-следственными органами, возникают и развиваются, во-первых, на основе уголовных  правоотношений,   

т.е. они  возникают в результате уголовного преследования невиновного. Во-вторых, возложения ответственности на государство  требуют и общие положения  гражданского законодательства, в частности  ст. 126 ГК, которая говорит о том, что государство не отвечает по обязательствам государственных организаций, а  эти организации не отвечают по обязательствам государства. А так как именно государство, а не государственные организации осуществляет уголовное преследование, вполне закономерным и оправданным с точки зрения внутренней согласованности права является возложение ответственности за незаконные действия должностных лиц судебно-следственных органов на государство. В-третьих, возложение ответственности на государство является самой лучшей социальной и юридической гарантией возмещения понесенного гражданами ущерба.7

          Кроме того, установление правового  режима, при котором вред возмещается  за счет казны, существенно  повышает эффективность института 

____________

6

   Полякова М.Ф. Имущественные проблемы  реабилитации по советскому праву.  Автореф. дис. к.ю.н. – М., 1977. – С. 6 – 8.

Информация о работе Особенности привлечения к ответственности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в деликтных обязательствах