Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:26, реферат
Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.
Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:
75) Основания
и порядок отставки
Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Правительства в результате его отставки. Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ:
1) Правительство может
по собственному решению, принятому
коллегиально, подать в отставку.
Отставка Правительства
2) Президент может по
собственной инициативе
3) Государственная Дума
может выразить недоверие
4) Председатель Правительства
может поставить перед
В случае отставки Правительства, при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом Правительство продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового состава Правительства.
Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства вправе подавать заявления об отставке. По предложению Председателя Правительства Президент вправе освободить от должности любого члена Правительства. Президент может освободить от должности Председателя Правительства. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.
76) Акты Правительства Российской Федерации.
Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
В форме постановлений издаются решения Правительства, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.
Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования (согласно Указу Президента - по истечении семи дней). Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу .
77) Виды, порядок
формирования и состав
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.
Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.
Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.
Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.
Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ: 1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ; 2) издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; 3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законы субъекта РФ и постановления.
Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.
Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.
78) Полномочия
представительных органов
Законодательные (представительные)
органы государственной власти
субъектов Российской Федерации являются
постоянно действующими высшими и единственными
органами законодательной власти субъектов
Российской Федерации.
Наименование законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, его структура устанавливаются
конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации с учетом исторических, национальных
и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта Российской
Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской
Федерации и поправки к ней, если иное
не установлено конституцией субъекта
Российской Федерации, принимает устав
субъекта РФ и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование
по предметам ведения субъекта Российской
Федерации и предметам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов в
пределах полномочий субъекта РФ;
в) осуществляет иные полномочия, установленные
Конституцией РФ, федеральными законами,
конституцией (уставом) и законами субъектов
РФ.
Законом субъекта Российской Федерации:
а) утверждается бюджет субъекта Российской
Федерации и отчет о его исполнении, представленные
высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации, а в случае, если такая должность
не установлена, то руководителем высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ;
б) устанавливаются в соответствии с конституцией
(уставом) субъекта Российской Федерации
основы организации и деятельности законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации;
в) устанавливается порядок проведения
выборов в органы местного самоуправления
на территории субъекта РФ, в пределах
полномочий законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации определяется порядок
деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического
развития субъекта Российской Федерации,
представленные высшим должностным лицом
(руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта
РФ;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление
которых отнесено к ведению субъекта РФ,
а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования
и деятельности внебюджетных и валютных
фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты
о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливается порядок управления
и распоряжения собственностью субъекта
Российской Федерации, в том числе долями
(паями, акциями) субъекта РФ в капиталах
хозяйственных обществ, товариществ и
предприятий иных организационно-правовых
форм;
з) утверждается заключение и расторжение
договоров субъекта РФ;
и) устанавливается порядок назначения
и проведения референдума субъекта РФ;
к) устанавливается порядок проведения
выборов в законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации, а также выборов
высшего должностного лица (руководителя
высшего исполнительного органа государственной
власти) субъекта РФ;
л) устанавливается административно-
м) утверждается схема управления субъектом
Российской Федерации, определяется структура
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ;
н) регулируются другие вопросы, относящиеся
в соответствии с Конституцией РФ, федеральными
законами, конституцией (уставом) и законами
субъекта Российской Федерации к ведению
и полномочиям субъекта РФ.
79) Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, полномочия.
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо (руководитель
высшего исполнительного органа государственной
власти) субъекта Российской Федерации
избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории
субъекта РФ и обладающими активным избирательным
правом, на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном
голосовании.
Высшим должностным лицом (руководителем
высшего исполнительного органа государственной
власти) субъекта Российской Федерации
может быть избран гражданин РФ, обладающий
пассивным избирательным правом.
Высшее должностное лицо (руководитель
высшего исполнительного органа государственной
власти) субъекта Российской Федерации:
а) представляет субъект Российской Федерации в
отношениях с федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и при осуществлении
внешнеэкономических связей, при этом
вправе подписывать договоры и соглашения
от имени субъекта РФ;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование
путем подписания законов или издания
специальных актов, либо отклоняет законы,
принятые законодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта
РФ;
в) формирует высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской
Федерации в соответствии с законодательством
субъекта РФ;
г) вправе требовать созыва внеочередного
заседания законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, а также созывать
вновь избранный законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации на первое заседание
ранее срока, установленного для этого
конституцией (уставом) субъекта РФ;
д) вправе участвовать в работе законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ с правом совещательного
голоса;
е) осуществлять иные полномочия в соответствии
с федеральными законами, конституцией
(уставом) и законами субъекта Российской
Федерации.