Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:26, реферат
Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.
Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:
Заседания Государственной Думы проходят отдельно от заседаний верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Государственной Думы могут присутствовать члены Совета Федерации.
Решения на заседаниях Государственной Думы принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосования могут быть тайными и открытыми (путем прямого голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение.
Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (т. е. 226 депутатов и более).
На заседаниях Государственной Думы ведутся: 1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании); 2) стенограммы (они подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний).
Регламент Государственной Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями – каждая последняя неделя месяца.
Деятельность Государственной Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания).
66) Основания и порядок роспуска Государственной Думы.
Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.
Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1) Государственная Дума
распускается после
2) Государственная Дума
может быть распущена
3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.
Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:
1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия
на всей территории Российской
Федерации военного или
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
67) Организационно-правовые
формы деятельности палат
Федеральное Собрание РФ вправе осуществлять контрольные полномочия в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Эти полномочия Федеральное Собрание осуществляет в форме: 1) установленной процедуры отрешения Президента РФ от должности; 2) осуществления контрольных полномочий за исполнением бюджета РФ; 3) объявления Правительству РФ «вотума недоверия».
Отрешение Президента РФ от должности возможно только на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должны быть приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
После выдвижения обвинения Президенту РФ Государственной Думой Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента РФ в течение 3 месяцев, если же в этот срок решение об отрешении Президента РФ от должности не принято, то обвинение против Главы государства считается отклоненным.
В случае принятия в установленном порядке решения об отрешении Президента РФ от должности назначаются досрочные выборы Президента не позднее 3 месяцев отрешения.
В сфере бюджетного контроля нижняя палата Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает представленный Правительством РФ федеральный бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.
«Вотум недоверия» Правительству РФ – принципиальное несогласие Государственной Думы с правительственной политикой вообще или по какому-то весьма важному вопросу, в результате чего их дальнейшее взаимодействие невозможно.
Решение Государственной Думы о недоверии Правительству РФ считается принятым в случае, если за это решение проголосовало большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ, т. е. не менее 226 голосов.
Вотум недоверия Правительству РФ влечет за собой обязанность Президента РФ согласиться с мнением Федерального Собрания и отправить Председателя Правительства РФ в отставку (а значит, и весь состав Правительства, так как все члены обязаны уйти в отставку в случае ухода Председателя) либо не согласиться и распустить Государственную Думу с назначением досрочных выборов.
При этом если Президент РФ не согласился с Государственной Думой по вопросу недоверия Правительству, то Президент должен предложить Государственной Думе повторно рассмотреть вопрос о доверии Правительству. Если же Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то только в этом случае Президент РФ вправе распустить Государственную Думу, если по-прежнему не согласен с мнением депутатов.
Если же Президент РФ согласился с мнением Государственной Думы, он должен представить кандидатуру нового Председателя Правительства РФ.
68) Конституционный статус
члена Совета Федерации и
Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.
К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.
Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения.
К парламентариям могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.
Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.
Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ.
Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях: 1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий; 2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого несовместимы с полномочиями парламентария; 3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания; 6) вступления в законную силу судебного решения об ограничения дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным; 7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; 8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия; 9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.
Конституционное право
69) Понятие и содержание законодательного процесса в России.
Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:
1) подготовка законопроекта
и внесение его в
2) обсуждение законопроекта
в Государственной Думе с его
последующим принятием либо
3) одобрение Советом Федерации
принятого Государственной
5) опубликование закона.
Наряду с основными выделяются дополнительные стадии, к которым относятся: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона; повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок к отклоненному Президентом закону.
70) Понятие и субъекты законодательной инициативы.
Законодательная инициатива — это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу.
Правом законодательной инициативы обладают (субъекты законодательной инициативы) Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Определенные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это — законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
71) Порядок принятия, опубликования и вступления в силу законов Российской Федерации.
Порядок принятия федеральных
законов
Порядок принятия федеральных
законов определяется Конституцией Российской
Федерацией и регламентами палат Федерального
собрания, а также Федеральным законом
No. 5-ФЗ от 14/06-1994 «О порядке опубликования и вступления
в законную силу Федеральных конституционных
законов, Федеральных законов, актов палат
Федерального собрания».
Федеральные законы принимаются
Государственной Думой большинством голосов
от общего числа депутатов.
После этого закон должен быть
одобрен Советом Федерации, — большинством
голосов от общего числа его членов.
В случае, если Совет Федерации
отклоняет закон, Государственная Дума
может повторно принять его двумя третями
голосов.
После одобрения Советом Федерации
или после преодоления Государственной
Думой отрицательной позиции Совета Федерации
закон поступает на подпись Президенту
России.
Если Президент подписывает
закон, он считается окончательно принятым,
подлежит официальному опубликованию
и вступает в силу одновременно на всей
территории России по истечении десяти
дней после дня его официального опубликования,
если иной порядок вступления его в силу
не прописан в самом законе. Президент,
однако, вправе отклонить закон (см. право
вето) и вернуть его на рассмотрение палат
Федерального Собрания. Вето Президента
может быть преодолено двумя третями голосов
в каждой из палат.
Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового акта является заключительной стадией правотворческой процедуры.
Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты:
1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.
2. Официальньм опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
3. Федеральные конституционные
законы, федеральные законы
4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:
1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальномуопубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.
2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.