Ответы конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:26, реферат

Краткое описание

Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.
Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:

Вложенные файлы: 1 файл

OTVET_NA_VOPROS_PO_KONSTITUTsIOONNOMTs_PRAVU.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

 

51) Сочетание принципов мажоритарной  и пропорциональной избирательной  систем Российской Федерации.

Российская избирательная система представляет собой смешанный вариант мажоритарной и пропорциональной. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации - избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательной системы: 225 депутатов избирается по одномандатным округам и столько же по партийным спискам.

По данным ЦИК, голоса избирателей, поданные за различные партии и движения на выборах в Государственную Думу 17 декабря 1995 года, распределились следующим образом (в процентах к числу голосовавших): КПРФ - 22,3 %, ЛДПР - 11,18 %, НДР - 10,13 %, Яблоко - 6,89 %. Таким образом, преодолеть законодательно установленный 5 - процентный барьер удалось лишь четырем партийным объединениям. За эти партии проголосовали в общей сложности 50,15 % населения, участвовавшего в выборах. Сторонники изменения действующего избирательного закона указывают на его несовершенства, подчеркивая прежде всего то обстоятельство, что данный закон не обеспечивает представительства народа. Особенной критике подвергается голосование по партийным спискам. Отмечаются следующие недостатки: политические партии в нашей стране малочисленны, их численность не превышает 1 % взрослого населения, в то же время им принадлежит половина мест в парламенте; программы и платформы многих партий не имеют четкого выражения, социальная база этих объединений размыта; существующая пропорциональная избирательная система привела к тому, что в Государственную Думу не попали представители партий, за которые проголосовали почти половина избирателей, явившихся на выборы.

Выборы по территориальному, равно как и по общефедеральному, избирательному округу при выборах в Государственную Думу признаются состоявшимися, если в них приняли участие как минимум 25 % от общего числа зарегистрированных избирателей, а при выборах Президента - 50 %. В противном случае выборы признаются несостоявшимися.

При выборах в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу выборы признаются несостоявшимися, если ни одно избирательное объединение (блок) не получило 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии наличия избирательного кворума. Если только одно избирательное объединение (блок) получит свыше 5 % голосов избирателей, к нему переходят все 225 депутатских мест.

Результаты выборов в общефедеральном округе определяются ЦИК на основе протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования. ЦИК подсчитывает, сколько голосов избирателей получили по общефедеральному избирательному округу кандидатуры каждого избирательного объединения (блока). Затем определяется, какие избирательные объединения получили более 5 % голосов избирателей в целом по стране от общего числа избирателей, пришедших на выборы, и число голосов избирателей, поданных против всех списков кандидатов.

Подобного рода барьеры на выборах по пропорциональной системе широко применяются в странах, имеющих прочные демократические традиции. Пери отмене этой квоты в парламент могут попасть представители малочисленных неустойчивых политических партий, что само по себе способно дестабилизировать деятельность российского парламента.

Мандаты распределяются между избирательными объединениями (блоками), получившими за свой список не менее 5 % голосов. ЦИК определяет, сколько мандатов пропорционально числу поданных за него действительных голосов получает каждое избирательное объединение (блок), имеющее право участия в распределении мандатов. Для этого число голосов, полученных этим избирательным объединением, делится на число подлежащих избранию депутатов. Полученное число является избирательным метром. Затем, число голосов, полученных избирательным объединением, делится на избирательный метр. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов соответствующего избирательного объединения.

Оставшиеся мандаты передаются по одному тем избирательным объединениям, у которых оказалась наибольшая дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления. При равенстве преимущество отдается тому избирательному объединению, за которое подано больше голосов избирателей. При равенстве голосов преимущество отдается избирательным объединениям, зарегистрировавшим свой федеральный список раньше.

В одномандатных округах результат выборов определяется окружными избирательными комиссиями на основе протоколов участковых избирательных комиссий по итогам голосования. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Борьба за определенный вариант избирательной системы (как в широком, так и в узком смыслах данного понятия) в настоящее время становится условием политического выживания и демонстрации собственного присутствия в политическом пространстве отдельных лиц, групп интересов и обслуживающих их аналитиков. Все это вполне объяснимо и прогнозируемо, поскольку законодательство о выборах является своеобразной политической конституцией.

Реформирование избирательной системы - новое и весьма актуальное направление государственной политики построения единой и согласованной, внутренне сбалансированной и непротиворечивой избирательной системы организации выборов, отражающей федеральную природу российского государства и гарантирующей стабильность и преемственность в деятельности выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Существенное место здесь занимают вопросы унификации федерального и регионального законотворческого и правоприменительного процессов, действенной системы гарантий реализации политических прав граждан. Решение этих и других материально-правовых и процессуальных вопросов развития переходного избирательного права позволит в дальнейшем предметно сформулировать, концептуально обосновать и последовательно реализовать идею кодифицированного избирательного права и законодательства, соответствующего международным избирательным стандартам, что имеет принципиальное значение в процессах интеграции в европейские правовые и политические структуры.

 

52) Референдум в Российской Федерации. Порядок проведения референдума в Российской Федерации.

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять  общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

1) выдвижение инициативы  проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку; 

2) назначение референдума;

3) образование участков  референдума, формирование комиссий  референдума, составление списков  участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение  результатов референдума;

6) вступление в силу  решения, принятого на референдуме.

53) Списки избирателей. Порядок  создания участков при проведении  выборов, референдума. Округа: виды  и порядок образования.

   

 

 
 

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов – немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам.

Избирательный округ – территория, образуемая и установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 19), избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные  округа образовываются при соблюдении следующих требований:

- примерное равенство  избирательных округов по числу  избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов;

- избирательный округ  составляет единую территорию: не  допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований об образовании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, чтобы создать максимальные удобства для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границу избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня выборов такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

54) Порядок выдвижения и регистрации  кандидатов (их списков) на выборах, их правовой статус. Инициатива  по проведению референдума.

Информация о работе Ответы конституционное право