Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:26, реферат
Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.
Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:
1. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
2. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
3. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Для совместного участия в выборах общественные объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок — добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в установленном порядке для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, и не менее 30 дней — при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и выборные органы местного самоуправления.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).
Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. Формирование избирательных комиссий субъектов РФ осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ и уставами о местном самоуправлении.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и иным нормативным правовым актам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ являются юридическими лицами.
55) Голосование и определение
результатов референдума и
Голосование на выборах в Государственную Думу РФ или Президента РФ всегда осуществляется с 8 до 20 часов по местному времени в день проведения выборов.
О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.
Голосование проводится тайно в специально оборудованных кабинах для тайного голосования. Избиратель голосует лично, никто не может присутствовать в помещении для голосования одновременно с избирателем. Не допускается принуждение кого бы то ни было голосовать за того или иного кандидата, а также угрозы в любой форме за выражение мнения гражданина.
Каждому избирателю для голосования выдается избирательный бюллетень, в котором указаны фамилии и сведения о зарегистрированных Центральной избирательной комиссией кандидатах и имеется строка «против всех федеральных списков кандидатов». В нем избиратель ставит напротив фамилии одного кандидата отметку.
Избиратели голосуют в тех избирательных участках, где они внесены в списки избирателей. Если гражданин не может в день выборов проголосовать на своем избирательном участке, он может получить открепительное удостоверение у избирательной комиссии, в списках которой он зарегистрирован, и проголосовать на ближайшем избирательном участке, где будет находиться в день голосования.
Подсчет голосов избирателей осуществляется с 20 ч по местному времени в день голосования участковыми избирательными комиссиями.
Далее определение результатов выборов осуществляется путем суммирования голосов в поступивших протоколах об итогах голосования соответственно:
1) территориальными избирательными комиссиями;
2) окружными избирательными комиссиями; 3) Центральной избирательной комиссией.
Каждая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, который подписывается членами комиссии с правом решающего голоса и направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
Протоколы об итогах голосования предоставляются для ознакомления: 1) избирателям; 2) зарегистрированным кандидатам; 3) их доверенным лицам; 4) уполномоченным представителям зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков; 5) наблюдателям РФ и иностранным (международным) наблюдателям; 6) представителям средств массовой информации.
В результате подсчета голосов по общефедеральному избирательному округу Центральная избирательная комиссия РФ составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу, не позднее чем через 2 недели после дня голосования объявляет в средствах массовой информации окончательные общие результаты выборов.
Общие результаты выборов и данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опубликованы в течение 3 недель со дня голосования.
56) Понятие и основные признаки органа государства: виды, особенности порядка образования.
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
юридически организационный и экономически определенный характер;
наличие собственной структуры;
имеет государственно-властные полномочия;
государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;
наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;
выполнение строго определенных государственных функций и задач;
обладание правом на издание юридических актов;
наличие нужных материальных средств;
реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;
близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:
от порядка их формирования;
объема выполняемых полномочий;
широты компетенции;
характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);
числа государственных гражданских служащих;
времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
центральные, в частности министерства;
местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:
коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
законодательные;
исполнительные;
судебные;
контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования:
постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;
временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
57) Принцип разделения властей как основа построения системы органов государства.
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции рФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Принципы системы органов государственной власти РФ: 1) разделение властей; 2) единство органов государственной власти.
В РФ выделяются ветви власти: 1) законодательная (Федеральное Собрание РФ); 2) исполнительная (Правительство РФ); 3) судебная (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т. д.).
Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной.
Глава государства в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.