Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа
Краткое описание
Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей. Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи: - дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем; - раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства; - оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске; - рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства; - провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей; - выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства 1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий 2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей 2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ 3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ 3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. 3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы» 3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы Заключение Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей
В Чукотском АО, Республике
Алтай, Республике Тыва и Чеченской Республике
суммарный коэффициент рождаемости превышает
значение, необходимое для простого воспроизводства
населения (2,3 - 3,1). Наиболее низкий уровень
рождаемости наблюдается в Ленинградской
и Тульской областях, г. Санкт-Петербурге
(менее 1,2).
Численность населения Новосибирской
области за 2008 год увеличилась на 4,2 тыс.
человек (на 0,2%) и составила 2 639 857 человек.
Это незначительный прирост численности
населения, но факт достаточно знаменателен,
так как впервые за последние 10 лет в области
прерван процесс сокращения числа жителей.[14]
В предыдущие годы сокращение
численности населения Новосибирской
области происходило за счет естественной
убыли населения (превышение числа умерших
над числом родившихся), установившейся
в области с 1992 года.
В 90-е годы происходило снижение
объемов миграции. При этом изменились
потоки и направления мигрантов: область
из отдающей население стала принимающей.
Однако установившийся с 1991 года миграционный
прирост только частично компенсировал
естественную убыль населения.
Рост численности населения
области в 2008 году произошел за счет увеличения
миграционного прироста по сравнению
с 2007 годом в 2,6 раза (в 2007 г. миграционный
прирост увеличился в 1,3 раза). Естественная
убыль населения сократилась за год на
3 409 человек (в 1,6 раза) и составила 5,3 тыс.
человека (в 2007 г. – на 3,7 тыс. человек).
При этом следует отметить, что согласно
среднему варианту прогноза, выполненного
Росстатом в начале 2008 года, предполагалось
сокращение численности населения Новосибирской
области за 2008 год на 6,4 тыс. человек.
В городской местности рост
численности населения на 7,5 тыс. человек,
или на 0,4 %, также произошел за счет миграционного
прироста, который составил 11,0 тыс. человек,
увеличившись за год в 2 раза. Естественная
убыль населения сократилась в 1,9 раза.
Основной вклад (89 %) в увеличение городского
населения области внес г. Новосибирск.
Его численность после 8 лет убыли выросла
на 6,7 тыс. человек, или на 0,5 %. Миграционный
прирост в г. Новосибирске увеличился
в 2,8 раза, а естественная убыль сократилась
в 2 раза.
В сельской местности наблюдается
миграционный отток населения (-1,5 тыс.
чел.). В связи с этим численность сельского
населения сократилась на 3,3 тыс. человек,
или на 0,5%. Естественная убыль населения
сократилась на 20%.
За 2008 год рост численности
населения произошел в гг. Бердск (1 195чел.),
Обь (314 чел.), Татарск (73 чел.), Коченевском
(45 чел.), Новосибирском (1 040 чел.), Ордынском
(26 чел.), Тогучинском (235 чел.) районах области.
Кроме того, произошло увеличение численности
населения в г. Карасук, пгт. Колывань,
Станционно-Ояшинский, Дорогино, Посевная.
Улучшение демографической
ситуации в регионе позволило прервать
период депопуляции, продлившийся в Новосибирской
области 18 лет. Так, число родившихся в
январе-июле 2009 года детей превысило 19,7
тыс (рост на 3,2%), сократилась естественная
убыль населения (за первое полугодие
2009 года -2279 чел., тогда как за аналогичный
период прошлого года -3749 чел.). [15]
Улучшению демографической
ситуации способствовали такие меры, как
внедрение родовых сертификатов, оснащение
лечебных учреждений современным оборудованием,
субсидии на строительство и приобретение
жилья, увеличение размеров пособий. Например,
самая «массовая» выплата - ежемесячное
пособие на ребенка, возросла на 25% и сегодня
ее получают родители 107954 детей в возрасте
до 16 лет.
Примечательно, что даже экономический
кризис не оказал значительного влияния
на демографическое развитие региона
– отмечается дальнейшее увеличение числа
родившихся и снижение числа умерших.
В общем числе родившихся несколько
снизился удельный вес родившихся у матерей,
не состоявших в зарегистрированном браке
(с 28,0% в 2007 году до 26,9% в 2008 году).
Следует отметить, что ярким
показателем репродуктивной деградации
является и число совершаемых ежегодно
абортов. В 2005 году в России только по официальной
статистике было прервано 1 611 тыс. беременностей,
что превысило число рождений на 151 тыс.
чел. Число абортов в России до сих пор
является одним из самых высоких в мире.
Таким образом, большая часть беременностей
в нашей стране ежегодно уходит в абортивную
плоскость, способствуя тем самым ухудшению
женского здоровья и нарастанию демографического
кризиса[16].
По оценке министра здравоохранения
и социального развития РФ в России ежегодно
делается 1,6 - 1,7 миллионов абортов.[17]Россия
на первом месте в мире по числу абортов:
здесь, даже по официальной статистике, абортом заканчиваются
57% всех беременностей. Каждый пятый аборт делается подростками
до 18 лет. От 10 до 15 % абортов дают различные осложнения,
7-8 % женщин после них становятся бесплодными.
Каждый год армия тех, кто не может иметь
детей, пополняется на 200-250 тысяч. В нашей
стране около 15% пар, состоящих в браке,
не способны зачать ребенка. По данным
Всемирной организации здравоохранения,
15% - это предел, после которого бесплодие
становится социальной проблемой... Главный
акушер-гинеколог Минздрава РФ академик
РАМН Владимир Кулаков привел данные Научного
центра акушерства и гинекологии, директором
которого он является: "бесплодны 6-7
млн. российских женщин и 3-4 млн. мужчин.
Данные эти неполные..."[18].
Многие врачи говорят, что официальную
статистику по количеству абортов следует
умножить вдвое.
Итак, в заключение перовой
главы хотелось бы отметить следующие
моменты:
- в последние годы значительно
повысился интерес государственных структур
к демографическим и социальным проблемам,
что, в свою очередь, отразилось на направлении
государственной политики в сторону поддержки
материнства и детства;
- органами власти приняты государственные
программы, ориентированные на стабилизацию
и улучшение демографического положения
и поддержку детей;
- в настоящее время в России
разработан и реализован механизм финансирования
целевых программ по поддержке материнства
и детства.
2. Финансовый механизм
реализации государственной политики
по поддержке материнства и детства
2.1 Порядок и условия выплаты
социальных пособий
К настоящему времени в России
сложилась достаточно развитая система
пособий, которые стали именоваться «социальными».
Их арсенал пополнился в последнее десятилетие
новыми, не известными ранее в нашей стране,
видами. В тоже время отдельные пособия
прекратили существование как самостоятельные
виды, они «растворились» в системе других
пособий.
Возникновение новых видов
пособий и компенсационных выплат обусловлено,
главным образом, социально-экономическими
преобразованиями, которые вызвали существенные
изменения во всех сферах общественной
жизни, включая и сферу распределения.
Социальные пособия являются
денежной формой социального обеспечения.
Они предоставляются гражданам в установленных
законом случаях в качестве одного из
видов помощи, поддержки. Социальные пособия
выплачиваются обычно непродолжительное
время или единовременно. Их получают
как работающие, так и неработающие граждане.
Цель социальных пособий –
компенсировать полностью или частично
временно утраченный по различным причинам
заработок, оказать материальную поддержку,
пополнить бюджет семьи в связи с наступлением
ряда обстоятельств: рождением ребёнка,
смертью члена семьи и т.д.
По сложившейся традиции социальные
пособия самим законодателем выделяются
по тем жизненным обстоятельствам, которые
вызывают необходимость их предоставления.
Такие обстоятельства отражаются в названии
соответствующих пособий, например]:
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и
родам;
3) пособие по случаю рождения
ребёнка;
С учётом изложенного можно
дать следующее определение социальных
пособий - это выплаты, производимые гражданам
в установленные законом случаях ежемесячно,
периодически или единовременно с целью
возмещения полностью либо частично временно
утраченного заработка или оказания материальной
помощи.
Пособия гражданам, имеющим
детей.
Гражданам, имеющим детей, государственные
пособия назначаются на основании Федерального
закона «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» с изменениями и дополнениями.
Пособия гражданам, имеющим
детей – это выплаты, производимые родителям
(или заменяющим их лицам) в связи с рождением
и воспитанием детей, установленные законом
в целях материальной поддержки материнства,
отцовства и детства.
В соответствии со статьей 4.2
Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О
государственных пособиях гражданам,
имеющим детей", введенной с 1 апреля
2008 года, подлежат индексации в размере
и сроки, которые предусмотрены федеральным
законом о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год и на плановый период, исходя
из установленного указанным Федеральным
законом прогнозного уровня инфляции,
следующие пособия:
1) пособие по беременности и
родам;
2) единовременное пособие женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности;
3) единовременное пособие при
рождении ребенка;
4) минимальный и максимальный
размеры ежемесячного пособия по уходу
за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим
обязательному социальному страхованию;
5) ежемесячное пособие по уходу
за ребенком, выплачиваемое неработающим
гражданам;
6) единовременное пособие при
передаче ребенка на воспитание в семью;
7) единовременное пособие беременной
жене военнослужащего, проходящего военную
службу по призыву;
8) ежемесячное пособие на ребенка
военнослужащего, проходящего военную
службу по призыву.
Размеры единовременного пособия
женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности,
представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Размеры единовременного пособия
женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности,
в 2002-2010 гг., руб.
На рис. 2 приведены размеры
единовременного пособия при рождении
ребенка.
Рисунок 2 - Размеры единовременного
пособия при рождении ребенка в 2007-2010 гг.,
руб.
Минимальный и максимальный
размеры ежемесячного пособия по уходу
за ребенком гражданам, подлежащим обязательному
социальному страхованию, пособие неработающим
гражданам, осуществляющим уход за ребенком,
представлены на рис. 3.
Рисунок 3 - Минимальный и максимальный
размеры ежемесячного пособия по уходу
за ребенком в возрасте до 1,5 лет гражданам,
подлежащим обязательному социальному
страхованию, в 2007-2010 гг., руб.
Единовременное пособие беременной
жене военнослужащего, проходящего военную
службу по призыву выплачивается, согласно
данным рис. 4.
Рисунок 4 – Размеры единовременного
пособия беременной жене военнослужащего,
проходящего военную службу по призыву,
в 2008-2010 гг., руб.
Размеры ежемесячного пособия
на ребенка военнослужащего, проходящего
военную службу по призыву, приведены
на рис. 5.
Рисунок 5 - Ежемесячное пособие
на ребенка военнослужащего, проходящего
военную службу по призыву, в 2008 – 2010 гг.,
руб.
Государственные пособия на
детей назначаются и выплачиваются: гражданам
РФ, проживающим на территории РФ; гражданам
РФ, проходящим военную службу по контракту,
службу в качестве лиц рядового и начальствующего
состава в органах внутренних дел, и гражданскому
персоналу воинских формирований РФ, находящихся
на территории иностранных государств,
в случаях, когда выплата этих пособий
предусмотрена международными договорами
РФ; иностранным гражданам и лицам без
гражданства, в том числе беженцам, проживающим
на территории РФ.
Выплата государственных пособий
гражданам, имеющим детей, производится
за счет:
- средств Фонда социального
страхования РФ в виде пособия по беременности
и родам, единовременного пособия женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности, единовременного
пособия при рождении ребенка, ежемесячного
пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим
обязательному социальному страхованию;
лицам, обучающимся по очной форме обучения
в образовательных учреждениях начального
профессионального, среднего профессионального
и высшего профессионального образования
и учреждениях послевузовского профессионального
образования; женщинам, уволенным в период
беременности, отпуска по беременности
и родам, и лицам, уволенным в период отпуска
по уходу за ребенком в связи с ликвидацией
организаций, прекращением физическими
лицами деятельности в качестве индивидуальных
предпринимателей, прекращением полномочий
частными нотариусами и прекращением
статуса адвоката, а также в связи с прекращением
деятельности иными физическими лицами,
чья профессиональная деятельность в
соответствии с федеральными законами
подлежит государственной регистрации
и (или) лицензированию;
- средств федерального бюджета,
выделяемых в установленном порядке федеральным
органам исполнительной власти, в которых
законодательством РФ предусмотрена военная
служба, служба в качестве лиц рядового
и начальствующего состава органов внутренних
дел, Государственной противопожарной
службы, сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, органов
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, таможенных
органов, в виде пособия по беременности
и родам, единовременного пособия женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности, единовременного
пособия при рождении ребенка, ежемесячного
пособия по уходу за ребенком женщинам,
проходящим военную службу по контракту;
лицам из числа гражданского персонала
воинских формирований РФ, находящихся
на территориях иностранных государств
в случаях, предусмотренных международными
договорами РФ; женщинам, уволенным в период
беременности, отпуска по беременности
и родам, и лицам, уволенным в период отпуска
по уходу за ребенком в связи с ликвидацией
организаций (за исключением ежемесячного
пособия по уходу за ребенком, предусмотренного
абзацем вторым настоящей части), а также
в связи с истечением срока их трудового
договора в воинских частях, находящихся
за пределами РФ; женщинам, уволенным в
период беременности, отпуска по беременности
и родам, отпуска по уходу за ребенком
в связи с переводом мужа в РФ из воинских
частей, находящихся за пределами РФ; неработающим
женам военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту на территориях иностранных
государств;