Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа
Краткое описание
Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей. Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи: - дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем; - раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства; - оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске; - рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства; - провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей; - выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства 1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий 2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей 2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ 3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ 3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. 3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы» 3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы Заключение Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей
- совершенствование системы
работы по развитию творческих и интеллектуальных
способностей детей, в том числе выявление
и поддержка одаренных детей, проживающих
в сельской местности, населенных пунктах,
удаленных от крупных центров культуры;
- укрепление социально-экономического
статуса семьи, предоставление семьям
с детьми услуг, с учетом их востребованности,
на основе современных технологий социальной
работы;
- реализация эффективной системы
мер по профилактике семейного неблагополучия,
предупреждению безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- обеспечение солидарной ответственности
семьи и государства за создание условий
для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов
и их интеграции в общество;
- профилактика социального
сиротства, формирование негативного
общественного мнения в отношении семей,
не занимающихся воспитанием детей, и
родителей, отказывающихся от своих детей;
- постепенный переход от содержания
детей в учреждениях интернатного типа
к семейным формам устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание системы постинтернатной
социальной защищенности выпускников
детских интернатных учреждений, обеспечение
права выпускников детских интернатных
учреждений на обучение профессиям, востребованным
на рынке труда; обеспечение жильем. Развитие
системы социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Решение указанных задач будет
осуществляться в рамках реализации входящих
в состав Программы подпрограмм "Здоровое
поколение", "Одаренные дети" и
"Дети и семья".
Целевые индикаторы, промилле:
- младенческая смертность;
- материнская смертность;
- смертность детей в возрасте
от 0 до 4 лет (включительно);
- удельный вес детей 1 группы
здоровья в общем количестве детей;
- первичный выход на инвалидность
детей в возрасте от 0 до 17 лет;
- количество детей, включенных
в государственную систему выявления,
развития и адресной поддержки одаренных
детей;
- увеличение количества победителей
межрегиональных, всероссийских и международных
конкурсных мероприятий;
- увеличение количества снятых
с учета в органах социальной защиты населения
семей "группы риска" в связи с улучшением
их социально-экономического положения,
морально-психологического климата;
- снижение доли несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
от общей численности детского населения;
- удельный вес детей, получивших
социальную реабилитацию в специализированных
учреждениях для несовершеннолетних (в
общей численности детей, находящихся
в социально опасном положении);
- удельный вес детей-инвалидов,
получивших реабилитационные услуги в
специализированных учреждениях для детей
с ограниченными возможностями;
- доля детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, переданных на
воспитание в приемные семьи;
- доля детей и подростков, охваченных
всеми видами отдыха, оздоровления и занятости.
Программа включает следующие
подпрограммы:
1) "Здоровое поколение".
2) "Одаренные дети".
3) "Дети и семья":
3.1) "Укрепление духовно-нравственных
основ семьи. Развитие системы
социальных услуг".
3.2) "Профилактика семейного
неблагополучия. Предупреждение безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних".
3.3) "Семья с детьми-инвалидами".
3.4) "Дети-сироты".
3.5) "Организация отдыха,
оздоровления и занятости детей".
Целью подпрограммы "Здоровое
поколение" является сохранение, восстановление
и укрепление здоровья детей и подростков,
привитие им навыков здорового образа
жизни.
Задачами указанной подпрограммы
являются:
- обеспечение безопасного материнства,
создание условий для рождения здоровых
детей;
- внедрение высокотехнологичных
методов диагностики и профилактики наследственных
заболеваний и врожденных пороков развития
у детей;
- охрана здоровья детей и подростков,
в том числе репродуктивного;
- пропаганда здорового образа
жизни;
- профилактика заболеваемости,
инвалидности и смертности в детском и
подростковом возрасте.
Цель подпрограммы "Одаренные
дети" - обеспечение благоприятных условий
для создания единой государственной
системы выявления, развития и адресной
поддержки одаренных детей в различных
областях интеллектуальной и творческой
деятельности.
Задачами подпрограммы являются:
- совершенствование системы
работы с одаренными детьми, в том числе
на основе инновационных технологий;
- выявление и поддержка одаренных
детей, проживающих в сельской местности,
населенных пунктах, удаленных от крупных
центров культуры.
Подпрограмма "Дети и семья"
обеспечит комплексное решение проблем
семей с детьми, социализацию детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
Целями подпрограммы "Дети
и семья" являются защита, поддержка
и улучшение положения семей с детьми,
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации; профилактика социального сиротства
и семейного неблагополучия; комплексное
решение проблем семей с детьми-инвалидами,
обеспечение их полноценной жизнедеятельности
и интеграции в общество; развитие семейных
форм устройства детей-сирот; эффективная
организация отдыха, оздоровления и занятости
детей.
В связи со спецификой проблем
различных категорий детей, семей с детьми
в рамках указанной подпрограммы предусмотрены
такие направления, как "Укрепление
духовно-нравственных основ семьи. Развитие
системы социальных услуг", "Профилактика
семейного неблагополучия. Предупреждение
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
"Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты",
"Организация отдыха, оздоровления
и занятости детей".
Задачами направления "Укрепление
духовно-нравственных основ семьи. Развитие
системы социальных услуг" являются:
- развитие новых технологий
и форм социальной работы семей с детьми;
- создание условий для разработки
и практической реализации социально
значимых программ и проектов в сфере
социального обслуживания семей с детьми;
- духовно-нравственное воспитание
несовершеннолетних, повышение статуса
семьи, укрепление семейных связей;
- развитие социального партнерства
с общественными организациями и пропаганда
положительного опыта семейного воспитания
через осуществление социально значимых
мероприятий;
- повышение профессиональной
подготовки специалистов, работающих
с семьей и детьми, повышение качества
предоставляемых ими социальных услуг.
В рамках направления "Профилактика
семейного неблагополучия. Предупреждение
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
предусматривается решение следующих
задач:
- развитие форм профилактики
социального неблагополучия семей с детьми;
- защита прав и интересов детей;
- развитие инновационных технологий
и форм профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение доступности социальной
реабилитации и адаптации детей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации;
- содействие ресурсному обеспечению
учреждений дополнительного образования;
- создание условий для творческого
развития, оздоровления и временной занятости
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
В рамках направления "Семья
с детьми-инвалидами" предусматривается
решение следующих задач:
- внедрение современных технологий
в комплексную реабилитацию с целью максимального
развития умственных и физических возможностей
детей-инвалидов;
- содействие ресурсному обеспечению
специализированных учреждений для детей
с ограниченными возможностями в целях
проведения комплексной реабилитации
детей-инвалидов;
- обеспечение территориальной
доступности комплексной реабилитации
детей с ограниченными возможностями;
- обеспечение включения детей
и подростков с ограниченными возможностями
в профессиональную деятельность;
- внедрение методик социальной
адаптации детей-инвалидов в условиях
семьи;
- улучшение материального положения
семей, воспитывающих детей-инвалидов,
через систему социальных выплат.
В рамках направления "Дети-сироты"
предусматривается решение следующих
задач:
- создание системы психолого-педагогического,
медико-социального сопровождения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
находящихся в стационарных учреждениях,
в постинтернатный период, а также в замещающих
семьях;
- обеспечение профессиональной
подготовки, личностного и профессионального
самоопределения выпускников учреждений
интернатного типа, детей из замещающих
семей за счет обучения конкурентоспособным
профессиям.
Направление "Организация
отдыха, оздоровления и занятости детей"
предусматривает:
- сохранение и развитие сети
детских оздоровительных учреждений,
создание лагерей труда и отдыха, временных
рабочих мест для детей в возрасте 14 - 18
лет;
- объединение возможностей
предприятий, учреждений и организаций
в интересах сохранения и рационального
использования имеющихся у них детских
лагерей, профилакториев, баз отдыха;
- развитие различных организованных
форм отдыха, оздоровления и занятости
детей по месту жительства.
Ресурсное обеспечение областной
целевой программы «Дети Новосибирской
области» в 2008 – 2012 годы представлено
в табл. 13.
Таблица 13 - Ресурсное обеспечение
целевой Программы «Дети Новосибирской
области» в 2008 – 2012 гг., тыс. руб.
Подпрограммы
и направления областной целевой программы
Объемы
финансирования из средств областного
бюджета, тыс. руб.
2008
2009
2010
2011
2012
ИТОГО
"Здоровое поколение"
4699,00
5404,00
5814,70
6332,21
6895,78
29145,69
"Одаренные дети"
9080,00
20370,00
22450,00
23558,05
14764,72
90222,77
"Дети и семья", том числе:
206659,50
206659,50
225393,30
245453,30
266924,43
1160504,83
"Укрепление духовно-нравственных
основ семьи. Развитие системы
социальных услуг"
32909,5
33885,8
36742,7
39808,1
43146,32
186492,42
"Профилактика семейного неблагополучия.
Предупреждение безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
31702,00
34673,20
37848,00
41216,47
44884,74
190324,41
"Семья с детьми-инвалидами"
39324,5
44419,0
47972,2
52446,4
56944,66
241106,76
"Дети-сироты"
10356,50
9356,50
7356,50
8011,23
8724,23
43804,96
"Организация отдыха, оздоровления
и занятости детей"
92367,00
93739,80
95473,90
103971,10
113224,48
498776,28
ИТОГО
220438,50
241848,30
253658,00
275343,56
288584,93
1279873,29
По данным таблицы можно сделать
вывод о том, что в период реализации программы
объемы финансирования изменяются по
нарастающей шкале.
В табл. 14 представлена структура
финансирования целевой Программы Дети
Новосибирской области» в 2008 – 2012 годы.
Таблица 14 – Структура финансирования
целевой Программы «Дети Новосибирской
области» в 2008 – 2012 гг., %
Подпрограммы
и направления областной целевой программы
Структура
финансирования из средств областного
бюджета, %
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
ИТОГО
"Здоровое поколение"
2,1
2,2
2,3
2,3
2,4
2,3
"Одаренные дети"
4,1
8,4
8,8
8,5
5,1
7,0
"Дети и семья", том числе:
93,7
85,4
88,9
89,1
92,5
90,7
"Укрепление духовно-нравственных
основ семьи. Развитие системы
социальных услуг"
14,9
14,0
14,5
14,5
14,9
14,6
"Профилактика семейного неблагополучия.
Предупреждение безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
14,4
14,3
14,9
15,0
15,5
14,9
"Семья с детьми-инвалидами"
17,8
18,4
18,9
19,0
19,7
18,8
"Дети-сироты"
4,7
3,9
2,9
2,9
3,0
3,4
"Организация отдыха, оздоровления
и занятости детей"
41,9
38,8
37,6
37,8
39,2
39,0
ИТОГО
100
100
100
100
100
100
Вертикальный анализ показал,
что преобладает в финансировании подпрограмма
«Дети и семья», удельный вес которой имеет
наибольшее значение и колеблется в диапазоне
от 85% до 94%. Подпрограмма «Здоровое поколение»
и «Одаренные дети» в структуре финансирования
значительно уступают, причем доля первой
из указанных подпрограмм менее изменчива,
чем второй.