Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа
Краткое описание
Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей. Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи: - дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем; - раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства; - оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске; - рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства; - провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей; - выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства 1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий 2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей 2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ 3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ 3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. 3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы» 3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы Заключение Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей
Причины смерти детей в возрасте
до 1 года также имеют различия по полу:
мальчиков умирает больше, чем девочек
от болезней эндокринной системы и нарушения
обмена веществ на 48,5%, от болезней системы
кровообращения - на 33,3%, от отдельных состояний,
возникающих в перинатальном периоде
- на 30,8%, от болезней органов дыхания -
на 28%. От остальных причин различий в показателях
младенческой смертности мальчиков и
девочек нет.
Решающее значение в смертности
детей до 1 года имеет возрастной фактор.
В возрасте 0-3 мес. умирает 76,4%
детей, от 3-6 мес. - 12,7%, от 6-9 мес. - 6,7%, от
9-12 мес. - 4,2%.
На первом месяце жизни умирает
около 60% младенцев и в причинах смерти
преобладают так называемые "эндогенные
причины", которые обусловлены независимыми
от внешней среды факторами (нежизнеспособностью
плода, связанной с состоянием здоровья
матери, патологическим течением беременности
и родов, пороками развития плода, несовместимыми
с жизнью и др.). В связи с этим в экспертной
оценке неонатальной смертности наиболее
трудным остается вопрос предотвратимости
смерти[41].
Следует отметить, что мальчиков
умирает больше в возрастной категории
до 1 месяца и в 1 месяц, в последующие возрастные
периоды больше умирает девочек.
В возрасте старше месяца влияние
эндогенных факторов минимально. В постнеонатальном
периоде, как правило, дети умирают от
"экзогенных" факторов - болезней
органов дыхания, инфекционных и паразитарных
болезней, болезней органов пищеварения,
а "заболевания перинатального периода"
являются лишь неблагоприятным фоном,
а не причиной смерти.
Наблюдавшиеся до 90-х годов
региональные различия в структуре причин
младенческой смертности в настоящее
время стерлись, и первое место в причинах
смерти детей в возрасте до 1 года во всех
субъектах РФ занимают отдельные состояния,
возникающие в перинатальном периоде,
второе - врожденные аномалии (пороки).
Болезни органов дыхания, инфекционные
и паразитарные болезни, ранее занимавшие
в Южных регионах РФ первые места - стали
занимать третье место.
Вместе с тем, уровень материнской
и младенческой смертности в РФ остается
достаточно высоким, он пока не достиг
уровня среднеевропейских показателей.
В России наблюдается тенденция
к снижению младенческой и материнской
смертности.
Таким образом, в демографическом
развитии произошли позитивные сдвиги,
но остался целый ряд острых проблем, требующих
изменения приоритетов и новых подходов
к их решению[42]:
1. Низкий коэффициент
суммарной рождаемости – 1,27 –
в 1,7 раза меньше, чем нужно для
простого замещения поколения
родителей поколениями детей.
2. Низкая потребность
в детях, что подтверждается результатами
социально-демографического исследования.
Среднее желаемое число детей,
т.е. число детей, которое женщина
хотела бы иметь при максимально
благоприятных условиях для их
рождения и воспитания, составляет
2,14, а ожидаемое, т.е. число детей,
которое женщина реально предполагает
иметь – 1,7.
3. Рост внебрачной рождаемости.
В настоящее время каждый четвертый
ребенок в области рождается
вне брака. Внебрачная рождаемость
обостряет проблему бедности, дети
в таких семьях ущемлены и
в материальном, и в духовном
отношении.
4. Утрата ценности семейных
отношений, уважения и бережного
отношения к институту семьи
и брака.
5. Сверхсмертность мужчин в
трудоспособном возрасте (в среднем каждый
второй умерший мужчина находился в трудоспособном
возрасте). Среди умерших в рабочем возрасте
мужчины составляют 80 процентов, уровень
мужской смертности в четыре раза выше
женской. Сверхсмертность мужчин достигает
своего максимума в возрастных группах
от 20 до 35 лет.
6. Высокий уровень смертности
от предотвратимых причин. Значительное
число людей в области умирает
от причин, не связанных с заболеваемостью
и состоянием здоровья населения,
т.е. тех, которых можно было бы
избежать. Только за 5 последних лет
от несчастных случаев, отравлений
и травм, по оценке, погибло 38 тыс.
человек. Среди трудоспособного
населения каждый 6 умерший мужчина
стал жертвой названных причин.
7. Здоровый образ жизни
не стал основной моделью поведения
населения. Отсутствие активной
государственной пропаганды здорового
образа жизни, достижений в спорте.
Недостаточная обеспеченность населения
области спортивной инфраструктурой,
низкий процент охвата населения
физической культурой и спортом.
8. Продолжающееся сокращение
численности населения (за пять
лет численность населения области
сократилась на 78 тыс. человек).
9. Ухудшение возрастной
структуры населения: преобладание
доли населения старше трудоспособного
возраста над удельным весом
населения младших возрастов.
10. Высокий уровень нелегальной
миграции.
Прогноз демографического развития
Новосибирской области до 2015 года рассчитан
по двум вариантам на основе анализа тенденций
демографических процессов в области,
и в его основу закладываются следующие
факторы:
- благоприятная возрастная
структура населения для роста
рождаемости продлится до 2009 - 2010
гг., когда в репродуктивный возраст
будут вступать поколения рожденных
в 80-х годах; увеличение государственных
единовременных и ежемесячных
пособий на ребенка и введение
родовых сертификатов;
- увеличение численности
мужчин и женщин в возрасте
60-69 лет (на эту категорию приходится
пятая часть всех умерших) и
в возрасте 80-89 лет (18 % от всех
умерших);
- повышение уровня и
качества жизни населения;
- реализация Основных
направлений демографической политики
Администрации Новосибирской области
до 2015 года и областных целевых
программ в социальной сфере.
Первый вариант прогноза предполагает
сохранение сложившихся тенденций: незначительный
рост рождаемости до 2010 года, стабилизацию
смертности на уровне последних лет и
миграционного прироста. В результате
численность населения сократится в 2015
году по сравнению с 2005 годом на 144 тыс.
человек, или на 4,5 %. Одновременно с сокращением
численности населения будет ухудшаться
его возрастной состав: доля населения
трудоспособного возраста сократится
за десятилетие с 63,2 % до 59,4 %, одновременно
с 21,2 % до 24,7 % увеличится доля населения
пенсионного возраста[43].
Второй вариант прогноза, помимо
вышеуказанных факторов, исходит из следующих
предпосылок:
- существенного увеличения
рождаемости за счет более полной реализации
потребности в детях. Разница между желаемым
и ожидаемым числом детей составляет в
среднем примерно 0,4 - 0,5, т.е. это резерв
повышения рождаемости, который может
быть достигнут при улучшении условий
жизни, проведении активной демографической
политики, направленной на изменение сознания
людей в сторону повышения ценности семьи,
материнства и детства;
- значительного сокращения
сверхсмертности мужчин трудоспособного
возраста и уменьшения в 1,5 раза смертности
от предотвратимых причин;
- миграционного прироста, который
не менее чем на 50 % будет компенсировать
естественную убыль;
Согласно второму варианту
общий уровень рождаемости в 2015 году может
составить 11,4 промилле (в 1,2 раза выше уровня
2005 года). Абсолютное число умерших будет
уменьшаться на протяжении всего прогнозируемого
периода, коэффициент смертности сократится
до 14,2 промилле (в 1,2 раза меньше уровня
2005 года).
Увеличение числа родившихся
и сокращение числа умерших приведет к
значительному уменьшению естественной
убыли населения. В 2015 году коэффициент
естественной убыли сложится на уровне
2,7 промилле (в 2,4 раза меньше уровня 2005
года).
В результате по второму варианту
численность населения области стабилизируется
с 2012 года, однако сократится по сравнению
с 2005 годом на 24 тыс. человек, или на 0,7 %.
Таким образом, численность населения
сократится по обоим вариантам, но разница
в вариантах будет существенной (120 тыс.
человек).
Потери населения рабочего
возраста в области в ближайшие годы даже
при проведении активной демографической
политики будут весьма существенны[44].
Это связано, прежде всего, с тем, что эффект
от повышения рождаемости не успеет в
течение прогнозируемого периода отразиться
на численности населения трудоспособного
возраста. Реализация демографической
политики, заметно тормозя убыль населения,
приведет к более высокой доле населения
моложе и старше трудоспособного возраста
и, соответственно, к более низкой доле
населения трудоспособного возраста:
доля населения младших возрастов составит
16,8 %, доля населения пенсионного возраста
– 25 %, доля населения рабочих возрастов
– 58,2 %. В то же время абсолютная численность
населения трудоспособного возраста будет
выше (на 23,3 тыс. человек), чем по первому
варианту прогноза. Кроме того, повышение
доли населения моложе трудоспособного
возраста создаст необходимую базу для
последующего роста численности и доли
населения трудоспособного возраста.
Произошедшие изменения в демографической
ситуации Новосибирской области, а также
уточненный прогноз демографического
развития до 2015 года требуют корректировки
демографической политики Новосибирской
области[45].
Но, даже значительно увеличив
рождаемость, при высоком уровне смертности,
который сложился в Новосибирской области,
преодолеть депопуляцию не удастся. Поэтому
важнейшим направлением демографической
политики будет сокращение смертности
населения. Этому будет способствовать:
- реализация национального
проекта, областных целевых программ и
планов мероприятий в сфере здравоохранения;
- оздоровление образа жизни
населения за счет развития и модернизации
инфраструктуры спорта, популяризации
массового и профессионального спорта
и приобщения различных слоев общества
к регулярным занятиям физической культурой
и спортом, формирования нового стереотипа
поведения человека, повышения обеспеченности
образовательных учреждений спортивным
оборудованием и инвентарем;
- реализация мероприятий по
снижению масштабов сверхсмертности от
тех причин и в тех возрастах, которые
обеспечивают наиболее экономически эффективный
путь роста продолжительности жизни населения,
его трудового, репродуктивного и в целом
жизненного потенциала. Для этого акцент
должен быть сделан на резервы сокращения
предотвратимой смертности, предупреждение
вредного влияния на здоровье населения,
особенно детей и подростков, негативных
факторов социальной среды (курение, употребление
алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ
и др.);
- повышение доступности и качества
медицинской помощи, лекарственного обеспечения;
- развитие системы профилактики
заболеваний, включая вакцинацию и диспансеризацию
населения, раннее выявление патологических
отклонений;
- развитие медико-социальной
помощи для обеспечения реабилитационных
услуг и услуг за тяжело больными, в том
числе с привлечением религиозных, добровольных
и общественных организаций.
В период до 2015 года область
не может рассчитывать на сохранение,
а тем более увеличение своего демографического
потенциала за счет естественного прироста.
Поэтому важнейшим фактором стабилизации
численности населения области становится
миграция. В то же время миграция несет
в себе ряд рисков, требующих пристального
внимания. Мигранты, не адаптированные
к местной социально-культурной среде,
становятся источником напряженности,
объектом нетерпимости со стороны населения.
Современная демографическая
ситуация во многом обусловлена духовными
причинами. Благополучие общества, его
экономическое процветание базируются
на духовном, нравственном и культурном
состоянии народа[46].
Широкое обсуждение вопросов демографического
развития, повышение информированности
населения о демографической ситуации
в области и ее последствиях, пропаганда
в средствах массовой информации бережного
отношения к собственному здоровью, престижа
материнства и детства будут содействовать
созданию в обществе атмосферы уважения
к традиционным духовно-нравственным
ценностям, формированию эффективной
демографической политики.
Реализация Плана мероприятий
окажет позитивное влияние на демографические
процессы и создаст необходимые предпосылки
для значительного улучшения демографической
ситуации и стабилизации численности
населения области.
Эффективность реализации Плана
мероприятий оценивается по основным
демографическим показателям. Предполагается,
что к 2011 году уровень рождаемости увеличится
до 11,1 промилле; коэффициент смертности
сократится до 15,5 промилле; естественная
убыль уменьшится до 4,3 промилле; увеличение
миграционного прироста планируется до
9 тыс. человек в год. В результате продолжительность
жизни населения за 2008 - 2010 гг. может возрасти
на 1,5 года, в целом, за 2008 - 2015 гг. – на 5
лет. Сократится разница в продолжительности
жизни мужчин и женщин, улучшатся гендерные
пропорции населения. Создание дополнительных
центров планирования семьи и репродукции
позволит обеспечить рождение 300-500 детей
у супружеских пар, страдающих бесплодием,
а также снизить распространенность абортов
к 2010 году до 25 на 1000 женщин фертильного
возраста.
Внедрение нового оборудования
для детских отделений реанимации приведет
к сокращению младенческой смертности
до 6,5 умерших на 1000 родившихся, снижению
детской инвалидности на 10 - 15 %.
При этом наибольший эффект
от предлагаемых мероприятий будет получен
при условии повышения уровня и качества
жизни населения, снижения уровня бедности,
улучшения состояния среды обитания человека.
Таким образом, существующие
в настоящее время проблемы демографической
политики не внушают большого оптимизма,
но возникшие сдвиги в структуре населения
дают основание считать, что с помощью
продуманной государственной политики
ситуация может быть в перспективе направлена
в лучшую сторону.
3. Оценка эффективности
деятельности органов власти по осуществлению
мер поддержки детства через реализацию
целевых программ
3.1 Анализ реализации федеральной
целевой программы «Дети России»
на 2007-2010 гг.
В РФ проживает 29 млн. детей.
Это примерно 20% населения страны. От состояния
их здоровья, уровня образованности, культуры,
физического и духовного развития напрямую
зависит будущее страны.
По прогнозным данным, к 2010 году
численность детей уменьшилась по сравнению
с 2003 годом на 3,73 млн. чел., что определяет
тенденцию дальнейшего сокращения численности
населения страны. Уровень рождаемости
не обеспечивает простого воспроизводства
населения. За последние 10 лет уровень
заболеваемости детей в целом вырос более,
чем в 1,4 раза[47].
В соответствии со статьей 72
Конституции РФ защита семьи, материнства,
отцовства и детства, общие вопросы воспитания,
образования находятся в совместном ведении
РФ и субъектов РФ.
Обращает на себя внимание,
что во многих северных субъектах приняты
специальные законы, направленные на социальную
поддержку многодетных семей, повышение
их статуса и улучшение положения в них
детей. В их числе Республика Бурятия,
Красноярский край, Архангельская, Амурская,
Магаданская и другие области[48].