Правовая основа СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ПРАВОВУЮ БАЗУ СНГ 5
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 10
3. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 13
4. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ГОСУДАРСТВ СНГ 17
5. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 20
6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СНГ 31
7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 35
Заключение 41
Список используемой литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

Международно-правовой факультет

 

 

 

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

 

 

 

Студент II курса Шикунов Евгений Сергеевич

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Правовая основа СНГ

 

 

 

 

40

 



Работа представлена:

8 мая 2004 г.

 

Научный руководитель:

Рубцова Т. И.

40

 



Работа оценена:____________________

 

 

МОСКВА

2004

40

 



Содержание

 

 

Введение             

Основная часть             

1.              Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ             

2.              Политическое сотрудничество             

3.              Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности             

4.              Таможенный союз государств СНГ             

5.              Социально-гуманитарное сотрудничество             

6.              Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ             

7.              Правовые основы и формы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств             

Заключение             

Список используемой литературы             

 

 

Введение

 

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

 

Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

 

Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.

 

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Участники Соглашения констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств. В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Протокол к соглашению о создании СНГ подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).

 

Итак, начнем рассмотрение данной темы прежде всего с истории принятия ряда документов, легших в основы нормативно-правовой базы Содружества Независимых Государств.

 

Алма-Атинская Декларация подписана 21 декабря 1991 года руководителями одиннадцати государств. В документе отмечена приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявлено, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Подтверждена приверженность сотрудничеству в создании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. Государства - участники Содружества гарантировали, в соответствии со своими конституционными процедурами, выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.

 

Устав Содружества Независимых Государств принят Советом глав государств Содружества 22 января 1993 года в Минске. В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы межгосударственного сотрудничества, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Членом Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Государства-члены Содружества строят свои взаимоотношения в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом.

 

Правила процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств утверждены Решением Совета глав государств 17 мая 1996 года. Решение подписали президенты всех государств - участников СНГ. Правила процедуры определяют порядок работы Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, организацию их заседаний, а также процедуру подготовки и принятия документов, вносимых на их рассмотрение.

 

Символика Содружества Независимых Государств. Главы государств 19 января 1996 года приняли Решение о Положении о флаге Содружества Независимых Государств и Решение о Положении об эмблеме Содружества Независимых Государств.

 

Выше приведенные документы являются основополагающими, декларирующими основные принципы Содружества. Более детально деятельность Содружества регламентируется огромным количеством подписанных соглашений, они также описывают и процедуры претворения договоренностей в жизнь.

 

Анализируя источники написания работы, следует отметить, что некоторые из них были написаны в 90-х годах, однако они содержат наиболее полную (к тому времени) информацию о Содружестве. Некоторые источники содержат большое количество авторских оценок, что лишает их объективности, и работа приобретает оттенок субъективного отношения к СНГ. Значительное количество информации на заданную тему было найдено в Интернете на многочисленных сайтах, посвященных Содружеству, в виде статей, интервью и докладов.

Основная часть

1.       Анализ основных документов, формирующих правовую базу СНГ

 

За сравнительно небольшой для истории срок уже в основном существует нормативно-правовая база СНГ. Это обширный массив договоров, соглашений и решений государств - участников Содружества, способствующий развитию и углублению сотрудничества в различных областях.

 

Достаточно сказать, что с декабря 1991 года по сентябрь 2001 года в рамках СНГ принято 1194 документа. Из их общего числа 84 процента вступило в силу со дня подписания, а 16 процентов предусматривают ратификацию или выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу.

 

Говоря о правовой базе Содружества, нужно отметить достаточно грамотное и, главное, оперативное решение множества насущных проблем, касающихся миллионов граждан на просторах СНГ. Важно и то, что многие договоренности в рамках СНГ, особенно в начальный период, "снивелировали" для людей болезненный процесс расчленения большой страны на части, позволили людям вести достаточно нормальную, без излишних ограничений жизнь.

 

Основными документами, формирующими основу правовой базы СНГ, являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, совершенное в городе Минске 8 декабря 1991 г., и Устав Содружества Независимых Государств, совершенный там же 22 января 1993 г.

 

Соглашение о создании СНГ было подписано тремя государствами: Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной. Позже, подписав Протокол от 8 декабря 1991 г. к настоящему Соглашению, в состав Содружества Независимых Государств вошли:

 

Азербайджанская Республика (с последующим подтверждением)

Республика Армения

Республика Казахстан

Республика Кыргызстан

Республика Молдова

Республика Таджикистан

Туркменистан

Республика Узбекистан

 

Согласно Решению Глав государств-участников СНГ о вступлении Азербайджанской Республики в Содружество Независимых Государств от 24 сентября 1993 г. Азербайджанская Республика вступила в Содружество Независимых Государств. Республика Грузия стала участницей содружества Независимых Государств 3 декабря 1993 года, ратифицировав настоящее Соглашение и Протокол к нему и уведомив об этом депозитария сообщением от 9 декабря 1993 года.

 

Стороны констатируют, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

 

Практически все Соглашение целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться Содружество. Устав раскрывает и дает более детальное толкование данных принципов.

 

       Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

 

       Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

 

       Содружество намеревается действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

 

       Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов.

 

       Содружество будет развивать сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия.

 

       Содружество желает создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов.

 

       Содружество стремится совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность.

 

        Содружество отказывается от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права.

 

Целями Содружества являются:

 

       Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

 

       Всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

 

       Обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

 

       Сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

 

       Содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

 

       Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

 

       Мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

 

Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город Минск.

 

Статья 4 Устава СНГ устанавливает вопросы, отнесенные к сферам совместной деятельности государств-членов:

 

       обеспечение прав и основных свобод человека;

 

       координация внешнеполитической деятельности;

 

       сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;

 

       сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

Информация о работе Правовая основа СНГ