Правовая основа СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.

Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ПРАВОВУЮ БАЗУ СНГ 5
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 10
3. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 13
4. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ГОСУДАРСТВ СНГ 17
5. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 20
6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СНГ 31
7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 35
Заключение 41
Список используемой литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

 

Решение о концепции охраны воздушного пространства государств-участников СНГ не подписано Азербайджаном, Арменией, Молдовой, Туркменистаном, Украиной.

 

Учитывая военно-техническую и экономическую целесообразность совместного использования странами Содружества сложившегося научно-технического потенциала и организационных военных структур, страны СНГ в 1995 г. заключили Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженный силах государств-участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Соглашение не подписано Молдовой и Туркменистаном.

 

Итак, можно сделать вывод, что сотрудничество большинства государств Содружества в области обеспечения коллективной безопасности совершенствуется. И действуют они в этой области в соответствии с развивающейся военно-политической обстановкой в мир.

40

 



 

40

 



4.       Таможенный союз государств СНГ

Таможенный союз стран Содружества включает в себя Россию, Бе­ларусь, Казахстан и Киргизию. Одним из основных документов в этой сфере следует считать Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., которое заключили первые три из названных государств[6]. Кир­гизия присоединилась к указанному соглашению в 1996 г.

 

В документе сказано, что стороны формируют Таможенный союз, цели и принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования которого, а также распределение таможенных пош­лин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и та­моженного контроля определяются Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.[7]

 

Целями Таможенного союза являются:

 

                    обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;

 

                    гарантирование устойчивого развития экономики, свободного това­рообмена и добросовестной конкуренции;

 

                    укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйст­ва;

 

                    создание условий для формирования общего экономического про­странства;

 

                    создание условий для активного выхода государств—членов Тамо­женного союза на мировой рынок.

 

Таможенный союз как экономическое объединение государств осно­вывается на следующих принципах.

 

А. Наличие единой таможенной территории государств—участников Таможенного союза. Формирование такой территории осуществляется путем:

 

                    отмены в торговле между сторонами товарами, происходящими с их территории, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквива­лентное действие, а также количественных ограничений;

 

                    установления и применения в отношениях с третьими странами оди­накового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нета­рифного регулирования внешней торговли;

 

                    формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с
третьими государствами и международными организациями на основе
положений Соглашения между Правительством России и Правительством Беларуси о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.             

 

Б. Наличие однотипного механизма регулирования экономики, бази­рующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицирован­ном законодательстве.

 

Соглашением предусмотрены следующие этапы создания Таможенного союза:             

 

1.      Практическое применение механизма функционирования Согла­шения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. Унификация в течение четырех месяцев с даты подписания данного Согла­шения внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогово­го и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. Формирование механизма взаимоотношений Таможенно­го союза с третьими странами и международными организациями на ос­нове делегирования соответствующих полномочий одной из сторон.

 

2.      После выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым
этапом, объединение таможенных территорий государств-сторон в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной пра­восубъектности Таможенного союза и судьбе действующих междуна­родных договоров.

 

Члены Таможенного союза применяют основы таможенных законо­дательств государств—участников СНГ от 10 декабря 1994 г.[8]; Единую методологию таможенной статистики внешней торговли стран СНГ от 10 декабря 1994 г.; Правила определения страны происхождения това­ра от 24 сентября 1993 г. с последующими изменениями и дополнения­ми; Соглашение о реэкспорте товаров в порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 г.

 

31 декабря 1996 г. принято Решение Межгосударственного Совета «четырех» «О мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе[9]. Им одобрено решение глав правительств Российской Федерации, Рес­публики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики от 18 октября 1996 г. об определении Интеграционного Комитета назван­ных государств исполнительным органом Таможенного союза. Внесены изменения и дополнения в Положение об Интеграционном комитете этих государств, утверждено Положение о порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о Таможенном союзе. Межгосударственный Совет счел необходимым при рассмотрении Интеграцион­ным комитетом вопросов, связанных с реализацией соглашений о Тамо­женном союзе, обязательное участие руководителей внешнеэкономи­ческих и таможенных ведомств государств — участников Таможенного союза.

 

С начала практической работы по формированию Таможенного союза прошло не так много времени, однако уже есть положительные результаты. В частности, преодолена тенденция к падению взаимного товарооборота стран — участниц Таможенного союза. Увеличились по­ставки в Россию сырьевых товаров, в которых нуждается российская экономика, в том числе железорудные концентраты, окатыши, цинк, зерно.

 

Среди нерешенных проблем на пути формирования Таможенного союза есть весьма серьезные и деликатные, которые в первую очередь затрагивают дисциплину выполнения обязательств по заключенным со­глашениям в рамках Таможенного союза. К сожалению, его участники изменяют ставки таможенного тарифа. Не полностью устранены суще­ственные различия в нормативной базе, регулирующей внешнеэкономи­ческую деятельность, а также расхождения в торговых режимах с тре­тьими странами[10].

 

Одна из ближайших задач — разработать действенную программу последующих этапов формирования Таможенного союза с учетом тех недоработок и ошибок, которые уже известны. И одна из конкретных задач — попытаться принять единый тариф, определить методы его применения и найти решение по порядку разработки единой торговой политики. Важно также выработать механизм согласования и проведе­ния единой линии в отношении третьих стран, а также международных организаций, в том числе и на переговорах о присоединении к Всемир­ной торговой организации (ВТО). Интересам членов Таможенного союза отвечало бы присоединение к ВТО сначала России, а затем и дру­гих государств.

 

Таможенный союз — организация, открытая для любого государства СНГ. О своем намерении участвовать в Таможенном союзе заявили Тад­жикистан и Узбекистан, заинтересованность в нем проявили Молдова и Азербайджан[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       Социально-гуманитарное сотрудничество

Страны Содружества весьма активно сотрудничают в области прав и свобод человека. В этой сфере ими одобрен целый ряд документов. Как известно, в 1993 г. главы государств СНГ приняли Декларацию о правах человека, а также утвердили Положение о Комиссии по пра­вам человека.

 

26 мая 1995 г. на заседании Совета глав государств СНГ принята Конвенция о правах и основных свободах человека[12]. Она состоит из преамбулы и 39 статей. В статье 1 говорится, что стороны обеспечива­ют каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и сво­боды, изложенные в данной Конвенции. В статье 2 закреплены такие права и свободы человека, как право на жизнь, свободу и личную не­прикосновенность, равенство всех перед судом, право на уважение лич­ной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну пере­писки, право на свободу мысли, совести и вероисповедания, свободное выражение своего мнения. В статье 12 Конвенции записано, что каж­дый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассо­циаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

 

Каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он яв­ляется:

 

а)              принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;

 

б)              голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе
всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и
обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

 

в)              допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст.29).

 

Статья 13 Конвенции закрепляет право мужчин и женщин, достиг­ших брачного возраста, вступать в брак и основывать семью согласно национальному законодательству. В статье 14 сказано, что каждый че­ловек имеет право на труд и на защиту от безработицы, а также на рав­ное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на рав­ный подход к оценке качества работы. В целях обеспечения прав рабо­тающих женщин стороны обязуются:

 

а)              предоставлять оплачиваемый отпуск, достаточное пособие по со­циальному обеспечению или пособия из общественных фондов для женщин, которые берут отпуск до и после родов сроком, предусмотренным национальным законодательством;

 

б)              считать незаконным, если предприниматель уведомляет какую-
либо женщину об увольнении во время ее отсутствия в связи с отпуском по беременности или когда срок уведомления истекает во время ее отсутствия;

 

в)              обеспечить, чтобы матери, кормящие своих грудных детей, имели
достаточно свободного время для этой цели;

 

г)              регулировать прием женщин на работу в ночную смену в промышленности;

 

д)              регулировать использование труда женщин на подземных горно-рудных работах и соответственно на других видах работы, которые не подходят для них по причине опасности, вредности для здоровья или тяжести (ст. 14.)

 

В Конвенции закреплены права на охрану здоровья, социальное обес­печение, равную защиту законом, свободное передвижение и выбор местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую стра­ну, включая свою собственную. Где бы ни находился человек, он имеет право на признания его правосубъектности. Каждый человек имеет право на гражданство.

 

В соответствии с Конвенцией каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никому не может быть отказано в праве на образование; начальное, основное общее образование являет­ся обязательным и бесплатным (ст. 26, 27).

 

Наблюдение за выполнением данной конвенции осуществляется Ко­миссией по правам человека СНГ, положение о которой является неотъ­емлемой частью Конвенции.

 

Конвенция, включая Положение о Комиссии по правам человека, вступает в силу со дня сдачи депозитарию третьего уведомления, под­тверждающего выполнение сторонами внутригосударственных проце­дур, необходимых для ее вступления в силу.

 

Пять государств СНГ из 12 данную Конвенцию не подписали: Азер­байджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

 

21 октября 1994 г. главы государств СНГ подписали Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинст­вам[13]. В статье 1 Конвенции записано, что под принадлежащими к наци­ональным меньшинствам в Конвенции понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной стороны и имеющие ее гражданст­во, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной сто­роны.

 

Принадлежность к национальному меньшинству является вопросом индивидуального выбора заинтересованного лица. Участники Конвен­ции гарантируют, что такой выбор не повлечет за собой каких бы то ни было неблагоприятных последствий для такого лица.

Информация о работе Правовая основа СНГ