Правовое регулирование социальной защиты лиц с семейными обязанностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выявление сущности и содержания социально-правовой защиты семьи, и показ на этой основе ее специфики и особенностей.
Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих задач:
1. Определение специфики, роли и функции семьи как объекта социально-правовой защиты со стороны государства и других органов политической власти;
2. Раскрытие основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи в России (социальные субъекты, социальные институты, службы и учреждения социально-правовой защиты, целевые программы, планы, мероприятия иные конкретные меры реализации социально-правовой защиты семьи и др,);
3. Показ содержания и особенностей социально-правовой защиты семей в современном российском обществе "под углом зрения" нормотворческого и правоприменительного обеспечения их жизнедеятельности.

Содержание

Введение………………… 3
Глава I. Семья как объект социально-правовой защиты.
1.1 Социальные проблемы семьи …………………………………..9
1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции и Великобритании………………………………………..15
1.3 Социально-правовая защита семьи в советский период…….21
Глава II. Особенности и содержание правового регулирования социальной защиты семьи в России.
2.1 Особенности социально-правовой защиты семьи в постсоветской России…………………………………………….28
2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России………………30
2.3. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями……………………………………………………33
Заключение……………………………………………………….37
Список используемых источников……………………...............39

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ 1993 г. закрепляет основные права и свободы граждан. Статья 38 Конституции гласит: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства". Положения Трудового кодекса РФ, а также другие нормативно-правовые акты в этой сфере содержат достаточно широкую систему трудовых льгот для лиц с семейными обязанностями.

В соответствие с п. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Запрет дискриминации, в том числе в сфере труда, является общепризнанным принципом права и получил свое закрепление в международных нормативных правовых актах, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская социальная хартия и т.д. Запрещению дискриминации посвящены также статьи 2, 3, 64, 132 ТК РФ.

Однако, поскольку почти все семейные заботы традиционно лежат на плечах женщин, большинство этих льгот адресовано исключительно им. Физиологические особенности женщины, ее детородная функция не могут не наложить отпечатка на объем ее прав в процессе осуществления трудовой деятельности. С этим связаны ограничения при выполнении тяжелых работ, подъеме тяжестей и другие льготы и поощрения, предоставляемые нашим трудовым и социальным законодательством.

Особая охрана труда женщин начинается уже с момента приема их на работу, поскольку статья 253 ТК РФ ограничивает возможность применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Согласно специальному перечню, который утверждается в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, установлены производства, работы, профессии, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для них. В названном перечне такие работы определены по отраслям хозяйства, производствам и видам работ (например, "Пищевая промышленность", "Сельское хозяйство", "Полиграфическое производство", "Горные работы"), однако по количеству запрещенных для женщин работ новый перечень несколько отличается от прежнего списка. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих допустимые для них установленные предельные нормы переноски. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки.

При оценке тяжести и вредности условий труда для женщин учитываются признанные в профессиональной гигиене противопоказания, которые связаны с физическим напряжением, с подъемом и переноской тяжестей; неблагоприятным климатом и метеорологическими условиями; воздействиями высоких и низких температур, давления, облучения; с вынужденным ненормальным положением тела; с повышенной опасностью травмирования, сотрясения; со специфическим воздействием ядов и химических веществ и т.п.

Соблюдение норм законодательства о труде и охране труда женщин проверяется государственными инспекциями труда в субъектах РФ как в ходе комплексных проверок (по всем основным институтам трудового права), так и в ходе специальных (тематических) проверок по данному вопросу (охрана труда), а также в связи с поступившими жалобами работниц о нарушении их трудовых прав.

Анализ результатов проверок показывает, что нарушения трудовых прав женщин, в том числе условий и охраны их труда, имеют достаточно распространенный характер, поэтому проблема соблюдения их прав продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений. Таким образом, вступление в силу с 1 февраля 2002 г. ТК РФ пока слабо оказывает влияние на улучшение ситуации в сфере социально-трудовых отношений, в том числе с соблюдением трудовых прав работающих женщин.

Работодателями нередко нарушались нормы трудового законодательства, касающиеся правил по охране труда и производственной санитарии, наблюдалось отсутствие спецодежды и спецобуви, нарушение права на труд в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Так же не маловажную роль в жизни людей, у которых есть семейные обязанности, играют пособия.

Пособия являются основным видом социального обеспечения лиц с семейными обязанностями. Если помощь этим лицам в пенсионной системе ограничивается только социальными пенсиями и рядом надбавок к пенсиям, то в обеспечении пособиями законодатель предусмотрел широкий перечень денежных выплат. Это следующие виды государственных пособий: - пособие по беременности и родам; - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; - единовременное пособие при рождении ребенка; - ежемесячное пособие на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - ежемесячное пособие на ребенка - пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи - некоторые иные компенсационные выплаты.

Все эти государственные пособия отличаются друг от друга по следующим признакам: по целевому назначению; субъектам; источникам финансирования; порядку исчисления и размерам.

Рассмотрим подробнее два из этих признаков, неразрывно между собой связанных: целевое назначение и субъект.

Выплачивая пособия по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи, государство замещает гражданину заработок, утраченный в связи с тем, что он исполнял свои семейные обязанности.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу.

Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи гражданам в осуществлении ими своей семейной обязанности по содержанию и воспитанию детей.

Субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинские учреждения могут быть, безусловно, только матери ребёнка.

А как быть с правоотношениями по поводу других денежных выплат? Кто является субъектами этих выплат? Мать, родители, ребенок, семья?

В юридической литературе давно является дискуссионной проблема субъектного состава правоотношений по выплатам в системе социального обеспечения. Вопрос о том, кто является субъектом получения этих выплат, решался учеными по-разному. Одни авторы считают, что субъектами являются дети, другие приходят к выводу, что субъектами таких отношений выступают как дети, родители, так и другие получатели. Третьи же признают в качестве субъекта социально-обеспечительных отношений семью в целом.

Что же касается других выплат, то мы согласны с Р.И.Ивановой, что по субъектному составу получателей необходимо различать две группы правоотношений: 1) правоотношения, в которых субъектом выступают дети; 2) правоотношения, в которых субъектом являются матери.

В ряду учреждений, предоставляющих социальные услуги населению и интенсивно развивающихся в последнее время, особое место занимают территориальные центры социальной помощи семье. Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной социальной помощи, при этом их деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведенный анализ социально-правовой защиты семьи приводит к выводу о том, что события переломных исторических этапов России влияют на характер последней и развитие семейно-брачных отношений.

В процессе социальных трансформаций семья вступила в определенное противоречие с обществом и с государством. Такое положение сохранится до тех пор, пока со стороны государства и общества не будет признан приоритет интересов семьи над иными социальными интересами, а личность не почувствует больших преимуществ в семейном образе жизни по сравнению с несемейным. Поэтому поддержка государства в подобных ситуациях является единственным и главным источником социально-правовой поддержки семьи.

Если государство создаст необходимые предпосылки для благополучного функционирования семьи, то с учетом этого личность с помощью семейно-брачных отношений сможет привести свои интересы в единство с интересами общества, а соответственно государство, в итоге, приобретет уверенность в стабильности и процветании нации и развитии российского общества.

Можно констатировать, что события переломных исторических этапов России, изменяющие характер и природу общественного строя, влияют на развитие семейно-брачных отношений, формирование законодательства и правоприменительной практики. Рассматривая содержание и основные приоритеты социально-правовой защиты семьи, важно учитывать, каким типам семьи, с точки зрения государства, необходима защита?

В первую очередь, речь идет о том, что современная российская семья находится в процессе модернизации, что, собственно говоря, показывает анализ социально-экономического и правового положения семьи на всем протяжении XX века. Причем, на любом историческом отрезке институт семьи подвергался влиянию и изменению со стороны государства и общества. Современная модернизация ведет к изменению в массовом сознании и поведении, "когда на первый план выходит удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности в обход решения семейных задач".

Необходима передача инициативы в области социально-правовой защиты семьи негосударственным муниципальным образованиям, которая должна существенно улучшить выполнение основных принципов семейной политики, в частности, принципов социального обслуживания: адресности, доступности, добровольности, гумашюсти, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненой ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

На местном уровне можно было бы решить следующие вопросы:

поддержка семейного бизнеса;

профилактика распада семьи, имеющей в своем составе ребенка с ограничениями жизнедеятельности;

работа с семьями групп риска;

профилактика отказа от родившихся детей с ограничениями жизнедеятельности;

совершенствование системы социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха;

в рамках уже существующих направлений обеспечивать более эффективное социальное сопровождение молодой семьи с ребенком раннего возраста, основываясь на индивидуальном подходе;

сформировать банк данных по учету семей, имеющих детей с ограничениями жизнедеятельности.

Стратегия социально-правовой поддержки семьи призвана ориентироваться на следующие приоритетные направления:

разработка методов диагностики ресурсного потенциала семьи и его элементов;

акцентирование внимания родителей на значимости этапа раннего детства ребенка в его жизни и в жизни семьи в целом;

подготовка специалистов, владеющих методами исследования поля проблем современной молодой семьи с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности.

Необходимо учитывать ценностные ориентации при разработке современной социально-правовой защиты и основ семейной политики. Развиваясь, общество диктует свои правила вне зависимости от желаний правительства. По-настоящему грамотное социальное государство, разрабатывая семейную политику, призвано учитывать все тенденции развития общества, семейно-брачных отношений и изменения ценностных приоритетов, что является важнейшим компонентом, который нельзя не учитывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

  1. Конституция Российской Федерации, М., 2013.
  2. Европейская Хартия о местном самоуправлении // Социс, 1997, №1 Кодекс законов об Актах гражданского состояния "Брачном и семейном праве/Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 22октября, 1918г., №7677, Ставрополь, 1924г.
  3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 1995.
  4. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 2003.
  5. Сборник нормативных документов по вопросам правовой работы в органах социального обеспечения. М., 2008.
  6. Социальное обеспечение в СССР. Сборник нормативных актов. М., 1986.
  7. Абрамов В.Ф. Теория местного самоуправления на отечественной почве/ТПолис. 1998. №4.
  8. Андреев А. Система социального обеспечения граждан в зарубежных странах. СПб., 2010.
  9. Антонов А.И., Медков В.Д. "Социология семьи" М., 2009.
  10. Антонов А.И., Сорокин С.А. "Судьба семьи в России XXI в.", М., 2012.
  11. Захаров Н.Л. Проблемы реформы местного самоуправления в муниципальных образованиях территорий (на примере Удмуртии)/ Гражданское общество и реформа местного самоуправления: Сб. материалов III Российского общественнонаучного форума. СПб., Издво С.Петерб.унта. 2012.
  12. Материалы научнопрактической конференции "Семья в процессе развития", М., 2013.
  13. Муратова С.А. Семейное право, М., 2010.
  14. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России. СПб, 2013.
  15. Управление социальной сферой. Под ред. В.Э.Гордина. М.,2006.
  16. Хэггурт С и др. Местное самоуправление в Швеции. Традиции и реформы. Стокгольм. 2012.
  17. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. панова, Е.И. Холостовой.-М., 2013.

Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты лиц с семейными обязанностями