Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа
Целью дипломной работы является выявление сущности и содержания социально-правовой защиты семьи, и показ на этой основе ее специфики и особенностей.
Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих задач:
1. Определение специфики, роли и функции семьи как объекта социально-правовой защиты со стороны государства и других органов политической власти;
2. Раскрытие основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи в России (социальные субъекты, социальные институты, службы и учреждения социально-правовой защиты, целевые программы, планы, мероприятия иные конкретные меры реализации социально-правовой защиты семьи и др,);
3. Показ содержания и особенностей социально-правовой защиты семей в современном российском обществе "под углом зрения" нормотворческого и правоприменительного обеспечения их жизнедеятельности.
Введение………………… 3
Глава I. Семья как объект социально-правовой защиты.
1.1 Социальные проблемы семьи …………………………………..9
1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции и Великобритании………………………………………..15
1.3 Социально-правовая защита семьи в советский период…….21
Глава II. Особенности и содержание правового регулирования социальной защиты семьи в России.
2.1 Особенности социально-правовой защиты семьи в постсоветской России…………………………………………….28
2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России………………30
2.3. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями……………………………………………………33
Заключение……………………………………………………….37
Список используемых источников……………………...............39
Одна из первых попыток правительства сконструировать социально-экономическое пространство и положить начало правовому оформлению защиты семьи была предпринята в программе углубления экономических реформ, разработанной под руководством Егора Гайдара в 1992 году. В программе, наряду с общеэкономическими, были предусмотрены меры, направленные на поддержание семейного благосостояния.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы определения основ федеральной политики и разработки федеральных программ в области социального развития. Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики, устанавливают единую систему государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры, разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по их реализации и определяют источники финансирования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления решают конкретные задачи в социальной области, исходя из местных условий, уровня экономического развития, демографической ситуации, финансовых возможностей, национальных и культурных традиций коренного населения.
Нужно отметить, что становление системы социальной защиты населения на законодательном уровне происходило именно в "период социальных преобразований". Учитывая, что Международным Годом семьи был объявлен 1994 год, и с этого момента стало уделяться больше внимания семейной политике, механизм и вся система социально-правовой защиты семьи находилась в стадии становления.
Итак, рассматриваемый период отличается тем, что за это время была сформирована практически вся необходимая законодательная база по следующим областям социальной защиты населения:
инвалидности;
проблемам семьи, женщин и детей;
занятости;
пенсионного обеспечения;
социального страхования и другим.
Если говорить об исполнении другой намеченной цели: обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи, то она остается невыполненной по сей день. Не выполняется и предусмотренная гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем.
Один из положительных моментов, который следует отметить в сфере социального обслуживания населения состоит в следующем: за годы реформирования экономики ситуация в этой сфере претерпела значительные изменения. Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей к 1996 году выросло в четыре раза. Были созданы новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи, внедряются новые социальные технологии.
Предусмотренные меры по разработке и совершенствованию мер социальной поддержки в период становления всей системы социально-правовой защиты семьи были закреплены законодательно, но реализовывались крайне медленно в силу отсутствия отлаженной системы.
2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России.
Оценивая социально-экономическую обстановку в России на начало нового столетия, можно привести высказывание академика Р.Гринберга, по мнению которого "в последнее время Россия достигла значительных успехов в отношении темпов экономического роста, улучшения сальдо внешнеторгового баланса, прироста золотовалютных резервов, выплаты внешних долгов и т.п.... для поддержания высоких темпов ее положительной динамики надо усердно улучшать инвестиционный климат для своих и внешних предпринимателей, бороться с коррупцией и обеспечивать диктатуру закона". Нельзя не назвать одну из преград, перечисляемых автором и которые самым непосредственным образом влияют на состояние социально-экономической сферы, в т.ч. и на социально-правовую защиту семьи. Это "так называемые структурные реформы, под которыми понимаются прежде всего "непопулярные" меры по коммерциализации образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, вот, собственно, все, чем ограничиваются намерения обновленного федерального правительства".
Однако, несмотря на очень болезненный процесс российских реформ, можно все же говорить и о положительных сторонах. И таким положительным моментом является инициатива самих граждан. Преобразования в России привели к созданию "третьего" неправительственного сектора. Этот сектор, существуя наряду с государственным и частным секторами экономики, имеет устойчивую динамику развития и является неотъемлемой чертой становления гражданского общества в России. Основу неправительственного сектора составляют общественные объединения, некоммерческие и благотворительные организации, фонды, профессиональные ассоциации, которые по терминологии ООН объединяются под общим названием "неправительственные организации".
Остановимся на проблеме защиты прав семей и детей общественными организациями. В целом, за период с 1999 по 2002 гг. ситуация начала меняться в лучшую сторону. Прежде всего, большое развитие получили местные, региональные программы, действующие в рамках области или края. Следует учесть, что во многих регионах решение проблем практической защиты прав детей обеспечивается за счет сотрудничества соответствующих властных структур и общественных организаций. Тем более что роль общественных организаций за указанный период в сфере помощи детям и семьям заметно выросла. Гражданский сектор в России в начале 21 века представляет собой довольно развитое сообщество, мощный ресурс для развития социального партнерства общественных организаций и государства.
В целях расширения взаимодействия неправительственных организаций в международных вопросах между неправительственными организациями и Федеральным Собранием, а также официальными структурами государства, в 1996 году при Комитете Государственной Думы по международным делам был создан Консультативный Совет неправительственных организаций, насчитывающий 58 членов. Тем самым был сделан еще один шаг на пути к гражданскому обществу, поскольку расширение участия широкой общественности, в частности, неправительственных организаций, в формировании государственной политики, практическим управлении, решении социально-экономических, образовательных, экологических проблем, развитии связей с зарубежными партнерами в канун вступления человечества в третье тысячелетие исключительно актуально, необходимо и своевременно.
Неправительственные организации, участвующие в работе Консультативного Совета, пользуются устойчивой репутацией в России и за рубежом, имеют компетенцию и опыт в области налаживания международнополитического, социально-экономического, экологического, гуманитарного, культурнообразовательного, правозащитного, миротворческого и информационного сотрудничества и представляют практически все регионы России.
Одной из его задач является экспертиза социального законодательства и содействие реализации социальных программ, направленных на поддержание достойного уровня жизни граждан. Это главный путь к социально-экономической и политической стабильности в России. Поскольку парламентарии играют важную роль в установлении необходимых связей между правительствами, частным сектором и населением. Парламентарии, являются "естественными посредниками" и одновременно партнерами в процессе достижения устойчивого развития во всем мире и искоренении бедности.
Согласно Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям:
- поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации;
- продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи;
- поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи;
- организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивнооздоровительных инициатив;
- профилактика детской инвалидности;
- реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;
- развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения;
- социальная реинтеграция выпускников интернатов;
- внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном уровнях таких, как уполномоченные по правам детей, общественные инспекторы, и др.;
- развитие сотрудничества с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей;
- развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом;
- продвижение законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.
Таким образом, российские НКО являются перспективным партнером для государства в развитии и совершенствовании социально-правовой защиты детей и семьи.
Подводя итоги, можно отметить, что к началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции "О правах детей", выполнение рекомендаций ООН.
Остановимся на проблеме защиты прав семей и детей общественными организациями. Прежде всего, большое развитие получили местные, региональные программы, действующие в рамках области или края. Следует учесть, что во многих регионах решение проблем практической защиты прав детей обеспечивается за счет сотрудничества соответствующих властных структур и общественных организаций. Тем более что роль общественных организаций за указанный период в сфере помощи детям и семьям заметно выросла.
Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.
Вот только некоторые из направлений их деятельности:
предоставление непосредственной правовой защиты и работа по совершенствованию законодательства ("Право ребенка", "Соучастие в судьбе", комитет "За гражданские права");
работа с детьми-нвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного образования ("Ковчег", "Родник", "Даун Синдром", "Такие же, как вы", "Дорога в мир"). Эти организации работают с детьмиинвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;
работа с кризисными семьями, создание "социальных гостиниц"; Кризисные семьи одна из самых сложных категорий. Именно в этих семьях часто нарушаются элементарные права детей: на здоровое развитие, образование, нормальный уровень жизни и т.п. в России уже существуют общественные организации, которые создают центры помощи и поддержки не только для детей из таких семей, но и для всех членов семьи. Их работа направлена не только на оказание помощи ребенку (или семье) в кризисной ситуации, но и на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие этот кризис, восстановить нормальную жизнь семьи (а соответственно, и ребенка).
Подведя итоги о состоянии социально-правовой защиты семьи, нужно сказать, в первую очередь, о социально-экономических показателях. Анализ статистических показателей привел к следующим выводам: рождаемость снижается (при этом увеличивается число родившихся детей у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке), количество браков снижается, увеличивается число разводов. Иными словами, уровень жизни российских семей в России не улучшается.
На законодательном уровне предусмотрен широкий спектр учреждений для осуществления мер социально-правовой защиты семей, в том числе и семей, имеющих ребенка с ограничениями жизнедеятельности. Среди них Службы: социальной помощи населению, планирования семьи, медико-социальной помощи, социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты и юридической помощи, социальной профилактики отклоняющегося поведения, семейного досуга, социально-бытовой помощи.
Кроме того, в настоящий момент не учитываются особенности проживания, уровень жизни определенной категории граждан при разработке размеров большинства пособий.
Итак, уровень жизни современных российских семей не улучшается, об этом свидетельствуют многочисленные статистические показатели: минимальный размер оплаты труда, величина прожиточного минимума, минимальные размеры пенсий и т.д. На фоне социально-экономического неблагополучия и в связи с неэффективным исполнением государственными учреждениями законодательно-предусмотренных мер, отсутствием контроля и скоординированных действий всей системы социально-правовой защиты семьи в изучаемый период заметна активизация действий неправительственных организаций по защите прав и интересов семьи и детей.
2.3. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
В настоящее время наряду с решением политических и экономических задач требуется кардинальное изменение положения человека в системе социальных нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной среды обитания человека. Семья является основной ячейкой общества, которой должна предоставляться по возможности широкая охрана и помощь как при ее образовании, так и в процессе воспитания детей.
Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты лиц с семейными обязанностями