Правовое регулирование социальной защиты лиц с семейными обязанностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выявление сущности и содержания социально-правовой защиты семьи, и показ на этой основе ее специфики и особенностей.
Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих задач:
1. Определение специфики, роли и функции семьи как объекта социально-правовой защиты со стороны государства и других органов политической власти;
2. Раскрытие основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи в России (социальные субъекты, социальные институты, службы и учреждения социально-правовой защиты, целевые программы, планы, мероприятия иные конкретные меры реализации социально-правовой защиты семьи и др,);
3. Показ содержания и особенностей социально-правовой защиты семей в современном российском обществе "под углом зрения" нормотворческого и правоприменительного обеспечения их жизнедеятельности.

Содержание

Введение………………… 3
Глава I. Семья как объект социально-правовой защиты.
1.1 Социальные проблемы семьи …………………………………..9
1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции и Великобритании………………………………………..15
1.3 Социально-правовая защита семьи в советский период…….21
Глава II. Особенности и содержание правового регулирования социальной защиты семьи в России.
2.1 Особенности социально-правовой защиты семьи в постсоветской России…………………………………………….28
2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России………………30
2.3. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями……………………………………………………33
Заключение……………………………………………………….37
Список используемых источников……………………...............39

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Пособия играют важную роль в системе социального обеспечения. Пенсии и пособия являются материальной помощью, выдаваемой в форме денежных выплат. Социальное обслуживание и натуральная помощь были предусмотрены законодательством о социальном обеспечении и оказывались в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны государственных органов или общественных организаций. Например, протезирование, предоставление средств передвижения инвалидам, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, бесплатно профессиональное обучение (переобучение) инвалидов, врачебнотрудовое экспертное обследование с целью определения степени утраты трудоспособности и рекомендации посильных видов труда, оказание помощи в трудоустройстве инвалидам и контроль за их рациональным трудоустройством на предприятиях, в учреждениях и организациях, санаторно-курортное лечение, содержание детей в дошкольных и внешкольных детских учреждениях, а также другие многочисленные услуги, льготы и преимущества, установленные для нетрудоспособных членов общества.

Кроме того, источники отрасли права социального обеспечения можно классифицировать по основным видам социального обеспечения: пенсии и пособия, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, социально-бытовое, жилищно-коммунальное обслуживание, медицинское обслуживание пенсионеров, врачебно-трудовая экспертиза, протезно-ортопедическая помощь, обеспечение специальными транспортными средствами, льготы по проезду в общественном транспорте, льготы в налогах и сборах, а также различные виды социального обеспечения, предусмотренные международно-правовыми соглашениями и договорами СССР в области социального обеспечения.

Охарактеризовать специфику социально-правовой защиты семьи нам помогут не только принципы права социального обеспечения, но также принципы законодательства о браке и семье.

Итак, общими принципами, характеризующими советское законодательство о браке и семье, являлись:

признание и охрана брака как свободного и абсолютно добровольного союза между мужчиной и женщиной, имеющего целью образование семьи и оформляемого государственной регистрацией, как серьезного акта гражданского состояния;

полное равенство прав женщины и мужчины, вступивших в брак, в вопросах личных и имущественных взаимоотношений;

полное равенство прав и обязанностей родителей по отношению к детям при широкой государственной помощи делу воспитания детей.

Равноправие супругов — основной принцип советского семейного законодательства. Предпосылкой формирования данного принципа в советском праве послужила марксистская теория социального равенства, на основе которой формулировались важнейшие нормативно-правовые акты того времени.

Изменение социально-экономических и политических условий в послереволюционное время повлекло за собой и изменение отношения общества и одновременно государства к проблеме развода. Об увеличении количества разводов может свидетельствовать тот факт, что в 1936 году был принят закон, согласно которому государственная пошлина за осуществление развода была существенно увеличена. В послевоенные годы процедура расторжения брака усложняется, было предусмотрено две стадии рассмотрения дела в суде, с публикациями о факте развода в печати. Судам было предоставлено право отказывать супругам в расторжении их брака. Прочная семья удерживалась административно-принудительными средствами. В целях поднятия самого акта регистрации брака в глазах новобрачных статья 30 Указа от 8 июля 1944 года предусматривает введение торжественного порядка проведения регистрации и выдачу брачных свидетельств. Кроме того, вступающим в брак предоставлялись транспортные средства для поездки в бюро ЗАГС, оказывалась помощь брачующимся в приобретении необходимой мебели, постельных принадлежностей, посуды и прочих предметов домашнего обихода.

Не существовало нормативных актов, обязывающих, или, по крайней мере, подразумевающих обязанность мужчины брать на себя ответственность в случае, если женщина, с которой он не состоит в зарегистрированном браке, собирается стать матерью. Таким образом, государство, с одной стороны, провозглашало равноправие между мужчиной и женщиной, а с другой стороны, подобные меры привели к практически полному освобождению мужчин от ответственности за женщину, с которой он фактически состоял в брачных отношениях и от ответственности за воспитание ребенка. Подобными мерами государство, по сути, наделило мужчину большими свободами и правами, чем женщину. На мой взгляд, перед нами источник необдуманного вступления в брак и увеличения разводов.

С целью оказания социально-правовой помощи беременным матерям в родильных домах, домах ребенка и других учреждениях охраны материнства и детства были организованы социально-правовые кабинеты и консультации.

Итак, в завершении первой главы подводя итог рассмотрению проблем теории и практики социально-правовой защиты семьи и ее исторических моделей в СССР и некоторых зарубежных странах, можно сформулировать резюмирующие выводы:

- Формирование семейной политики в Швеции происходило под эгидой социально-демократических принципов и имеет многолетний опыт развития и устоявшиеся традиции. В деле защиты семьи в Великобритании находят свое воплощение идеи либеральных умонастроений. Специалисты в области исследований социальных институтов, процессов, явлений и отношений констатируют высокий уровень социального благосостояния населения в этих странах, в том числе и в области социально-правовой защиты отдельно взятой семьи. Проблемы семьи и детей считаются в этих странах ключевыми. В Швеции основой в области социально-правовой защиты семьи является психосоциальный аспект, индивидуальная работа с каждой семьей. Хотелось бы заострить внимание на принципе равенства между мужчиной и женщиной, который проявляется, например, в том, что пособие по уходу за ребенком предоставляется тому родителю, который осуществляет уход за ребенком, т.е. не только женщине, акцентировав, таким образом, совместную ответственность мужчины и женщины по экономическому содержанию и уходу за ребенком. Заслуживает внимание Закон о частичных пенсиях (с 1976 г. в Швеции), который дает возможность человеку в возрасте от 60 до 65 лет сократить свое рабочее время и получить частичную компенсацию за потерянный доход. Таким образом, с помощью вышеназванной законодательной меры решаются одновременно две задачи: первая трудоустройство и возможность заработка для людей пенсионного возраста с щадящим графиком работы и вторая воспитание подрастающего поколения (внуков), возможность для детей получать воспитание в семейной среде в то время, пока родители заняты заработком. Огромное значение для благополучия семьи имеет меры по введению "отцовского месяца" и выплата пособия родителям в течение 12 месяцев при рождении ребенка за счет средств социального страхования. И последнее, что хотелось бы выделить из шведского опыта социально-правовой защиты семьи это так называемая компенсация пособия (общественная компенсация одинокому родителю), если его бывший супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить алименты.

В Великобритании упор делается на профилактические, воспитательные меры для подрастающего поколения и для будущих родителей. Для этого создаются специальные бригады по несовершеннолетним правонарушителям, политики профилактики подростковой беременности и т.д. Среди общих мер социально-правовой защиты семьи, обнаруженных в обеих странах, следует выделить "отцовский" отпуск по уходу за ребенком каждому работающему отцу, которому правительства этих стран придают большое значение. Разница лишь в том, что в Швеции он по сроку равен одному месяцу, а в Великобритании этот отпуск в два раза короче. Потребительский кредит как способ поддержания материального благополучия малообеспеченных и среднеобеспеченных семей, также является одной из самых предпочтительных, формой социальной защиты, т.к. он, вследствие своей возвратности и платности, может выступать достаточно сильным экономическим стимулом к трудовой деятельности.

Семейная политика этих стран отличается всеобъемлющей законодательной обеспеченностью в области защиты прав и интересов семьи, а также исполнением правовых норм и скоординированной деятельностью социальных институтов.

- В СССР формирование нового советского права привело к нарушению преемственности развития правового сознания, нормативно-правовой базы, укрепления демократических прав и свобод. В отличие от Швеции и Великобритании, в Советском Союзе основой советского права являлись принципы, сформулированные В.И.Лениным. Теоретическая и основополагающая часть социально-правовой деятельности была сформирована под влиянием господствовавшей идеологии. Безусловно, анализ права социального обеспечения, нормативно-правовых актов в области защиты интересов семьи дали возможность сформулировать некоторые основополагающие положения, которыми руководствовались специалисты в области законодательства.

- Источниками норм права в области защиты женщин, семьи и детей являлись не только международно-правовые акты, но также происходящие события в мире и стране. На принятие многих законопроектов повлияли последствия прошедших в XX веке двух Мировых Войн и заставили взглянуть на проблемы женщин, семьи и детей по-другому. В свою очередь наделение равными правами мужчин и женщин в послереволюционной России повлекло за собой увеличение бракоразводных процессов. Из приведенных примеров очевиден тот факт, что социальные процессы неизбежно влияют на социально-экономическое положение и на сознание людей, их ценности, а создаваемые нормативно-правовые акты призваны урегулировать, сгладить негативные процессы и упорядочить жизнедеятельность каждого человека, семьи и общества в целом.

- Если рассматривать влияние сложившегося государственного строя на благосостояние семьи, то следует выделить положительные результаты деятельности государства в области защиты семьи. Первый советский Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926г. (утвержден в ноябре 1926 года, с 1 января 1927 года введен в действие) уничтожил разницу между детьми законными и незаконными, т.е. наделил всех детей одинаковыми правами (ст.133). Статья 14 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. предусматривал право на получение материального содержания нуждающегося бывшего супруга от другого супруга, при условии, что суд признал последнего в состоянии оказать ему поддержку. После расторжения брака, право одного из супругов на получение алиментов от другого возникает при наличии одновременно 3х условий: если супруг, желающий получить алименты, является нетрудоспособным; если он нуждается в материальной поддержке другого супруга; и если второй супруг в состоянии оказать ему материальную поддержку. В случае отсутствия хотя бы одного из этих условий у супруга не возникает права на получение алиментов от другого супруга.

Кроме того, хотелось бы сказать о том, что государство способствовало организации детских садов, яслей для детей женщин, занятых на производстве на промышленных предприятиях. Одним из эффективных методов социально-правовой защиты семьи в советский период была организация консультаций и социально-правовых кабинетов ("Положение о социально-правовых кабинетах охраны материнства и младенчества".

- В качестве отрицательных черт советского законодательства о браке и семье можно назвать созданные нормативно-правовые акты, которые привели к облегченной процедуре развода, что неизбежно явилось причиной легкомысленного и необдуманного вступления в брак. В качестве еще одной причины необдуманного вступления в брак и увеличения разводов можно привести тот факт, что не существовало нормативных актов, подразумевающих обязанность мужчины брать на себя ответственность в случае, если женщина, с которой он не состоит в зарегистрированном браке, собирается стать матерью. Таким образом, государство, с одной стороны, провозглашало равноправие между мужчиной и женщиной, а с другой стороны, подобные меры привели к практически полному освобождению мужчин от ответственности за женщину, с которой он фактически состоял в брачных отношениях и от ответственности за воспитание ребенка. Подобными законодательными мерами государство, сделало мужчин и женщин неравноправными в сфере брачно-семейных отношений, на фоне провозглашенного равноправия между полами.

Разработанные нормы законодательства о браке и семье защищали интересы каждого члена семьи, в особенности женщин и детей. Трудовой Кодекс, нормы жилищного законодательства также предусматривали регулирование отношений в области охраны и защиты семей, женщин и детей. На основе принятых законодательных документов можно проследить динамику общественных отношений, влияние тех или иных процессов, событий в стране и мире, к примеру, на взаимоотношение полов. Существует следующая взаимозависимость: последствия событий в жизни общества влияют на ценностные ориентации людей, на их сознание и поступки. Право же, призвано реагировать на изменения в общественных настроения и регулировать процессы брака, развода, деторождения, в целях сохранения нации, здорового общества и его полноценного развития.

Итак, подводя итог проведенному анализу, можно сделать следующие выводы:

1. Наибольшим эвристическим потенциалом  в исследовании системного содержания  социально-правовой защиты семьи  обладают системно-социалогический подход и деалектико-матеарилистическая методология.

2. Социально-правовая защита как система представляет собой целостный комплекс социальных, нормотворческих и правоприменительных компонентов (социальные субъекты, институты, социально-правовые процессы и др.), обеспечивающих прав и свобод каждого члена семьи, воспроизводство и развитие семьи как социального института и малой социальной группы.

 

 

 

Глава II. Особенности и содержание правового регулирования социальной защиты семьи в России.

Проведенный в предыдущей главе анализ специфики и содержания социально-правовой защиты семьи, позволяет в настоящей главе акцентировать внимание на сравнительном анализе ее основных особенностей в условиях "ельцинского" и "путинского" этапов постсоветской модернизации России.

2.1 Особенности социально-правовой  защиты семьи в постсоветской России.

Для выяснения социально-экономического положения, в котором находилась семья в перестроечный период, необходимо кратко осветить наиболее важные социальные события и преобразования, так или иначе повлиявшие на жизнедеятельность семей. Итак, в условиях нестабильной экономики и политической жизни страны особому риску подвергаются слабо защищенные слои населения, к которым относятся дети, пенсионеры, люди с ограничениями жизнедеятельности, малообеспеченные семьи.

Для разработки нормативно-правовых актов по социально-правовой защите семьи существует механизм разработки государственных минимальных социальных стандартов семье и населению в целом. Государственные минимальные социальные стандарты предусмотрены во многих сферах жизнедеятельности населения. К ним относятся: область доходов населения, оплаты труда и пенсионного обеспечения, социальной помощи, социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальная, юридическая помощь населению.

К примеру, государственным минимальным социальным стандартам в области социальной помощи населению относятся: социальные пособия, государственные пособия, а к области юридической помощи гражданам: виды бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатами, перечень лиц, освобожденных полностью или частично от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий.

Сегодня в России права граждан регулируются такими основными нормативным и правовыми актами, как:

-Конституция Российской Федерации.

- Семейный кодекс Российской Федерации.

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

- Федеральный закон об образовании.

- Закон об основных гарантиях прав граждан в Российской Федерации.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 гг. численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.  Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты лиц с семейными обязанностями