Правовой пежим иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – изучение и анализ действующего российского и белорусского законодательства в сфере формирования конституционно-правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть понятия иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь; 2) проанализировать права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь; 3) изучить правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
Глава 1. Конституционный статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь………….
1.1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь ………………………….…………………
1.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь………………………….
Глава 2. Общая характеристика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь
2.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации …………………………………………………………..
2.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...............

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ .docx

— 108.38 Кб (Скачать файл)
  • иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;
  • миграционная карта - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;
  • разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;
  • вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;
  • законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;
  • трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
  • иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;
  • разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;
  • депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В тексте Федерального закона законодатель уточняет, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие  «лицо без гражданства», за исключением  случаев, когда федеральным законом  для лиц без гражданства устанавливаются  специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных  граждан.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие  доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей  принадлежности к гражданству другого  государства.

Правовой статус указанных категорий  лиц определяется Конституцией, законом  от 3 июня 1993 г. «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь»3, а также другими нормативными правовыми актами. Правовое положение иностранных граждан может определяться также на основании международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь.

Имеются две категории иностранных  граждан и лиц без гражданства: постоянно проживающих и временно проживающих в Республике Беларусь. Указанные лица въезжают на постоянное жительство в Республику Беларусь только по действительным паспортам или  документам, их заменяющим, при наличии  иммиграционной визы (разрешения на въезд), которая выдается дипломатическим  представительством или консульским  учреждением Республики Беларусь и  действительна в течение одного года со дня ее выдачи.

Иностранные граждане и лица без  гражданства, временно пребывающие  на территории Республики Беларусь и  желающие получить разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту  предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается только после  уплаты государственной пошлины  или консульского сбора, порядок  уплаты и размер которых устанавливаются  Советом Министров Республики Беларусь. Решение по ходатайству о получении  разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается  соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение  трех месяцев со дня поступления  ходатайства со всеми необходимыми материалами.

Иностранным гражданам и лицам  без гражданства, получившим разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, органами внутренних дел  выдается вид на жительство – документ, подтверждающий их личность. Для иностранных  студентов, обучающихся в Республике Беларусь, вместо вида на жительство делается отметка (ставится соответствующий  штамп) в их национальных паспортах.

В целях государственного регулирования  процесса иммиграции в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь по представлению республиканского органа государственного управления по миграции может определять иммиграционную квоту. Иммиграционная квота определяется для каждого государства отдельно. Президент Республики Беларусь вправе принимать решение о допуске  в Республику Беларусь иммигрантов  сверх установленной иммиграционной квоты. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным  гражданам и лицам без гражданства  выдается, если они: находятся в близком  родстве с гражданами Республики Беларусь; заключили брак с гражданином  Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть выдано иностранным гражданам и  лицам без гражданства и в  других предусмотренных законодательством  случаях. В частности, такое право  имеют иностранцы, прожившие на территории Республики Беларусь не менее семи лет, если они являются: сотрудниками дипломатических, консульских, торговых и иных представительств и учреждений иностранных государств и членами  их семей; предпринимателями и членами  их семей; сотрудниками международных  организаций и членами их семей; работниками средств массовой информации, аккредитованных в Республике Беларусь, и членами их семей.

Иностранные граждане и лица без  гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются  временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане, имеющие гражданство  двух или более государств, считаются  в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они  въехали на территорию Республики Беларусь.

Наиболее частным случаем многогражданства является двугражданство (бипатризм), то есть принадлежность лица к гражданству  двух государств, что удостоверяется соответствующими документами (паспортами).

Законодательство Республики Беларусь, и в частности закон от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь»4, допускает для своих граждан возможность наличия у них одновременно гражданства другого государства. Вместе с тем, статьей 11 данного закона предусмотрено, что за лицом, состоящим в гражданстве Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Иными словами, возможное наличие у гражданина Беларуси иного гражданства (что, согласно ранее действовавшей редакции закона 1991 г., не допускалось) не будет являться основанием для уклонения от выполнения обязанностей или освобождения от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь. В то же время граждане Республики Беларусь, имеющие многогражданство, не могут на этом основании быть ограничены в своих правах и свободах.

 

 

 

1.2. Права и обязанности  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской  Федерации и Республике Беларусь

 

Российская Федерация, как  и многие другие государства, провозглашает  равноправие всех людей. В конституции  говорится, что все равны перед  законом и судом, а государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств.

Если применять принцип  равноправия человека с человеком  к иностранным гражданам и  лицам без гражданства, то каждый иностранец воспринимается в первую очередь, как личность, как человек  со всеми естественными и приобретёнными свойствами. Иностранный гражданин  не только пользуется обозначенными  законом правами и свободами, но и несёт обязанности.5

Права и свободы иностранных  граждан и лиц без гражданства  можно разделить на несколько  видов: 1) личные права; 2) политические права; 3) экономические права; 4) социально-культурные права.

В России к личным права  относятся: право на жизнь и достоинство  личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на защиту своей чести  и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных  и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на пользование родным языком; право определять и указывать  свою национальную принадлежность; право  на свободу передвижения, на свободу  выезда из Российской Федерации и  возвращение в Российскую Федерацию; свободу совести и свободу  вероисповедания.

Большинство из перечисленных  прав обеспечиваются каждому человеку, находящемуся на территории Российской Федерации. Но некоторые отличия  в реализации личных прав иностранцев  и граждан России имеются. Например, иностранные граждане не могут свободно и беспрепятственно передвигаться  по территории России, не могут по своему желанию изменить место жительства, им запрещён въезд на отдельные территории. Временно и постоянно проживающие  в России иностранцы, выехавшие за пределы России на срок более 6 месяцев, рискуют тем, что разрешение на их проживание будет аннулировано, в  то время как гражданин Российской Федерации может беспрепятственно возвращаться в Россию.

Конституция Российской Федерации  провозглашает право каждого  на пользование родным языком, на свободный  выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Иностранные  граждане могут общаться на своём  языке, воспитывать на нём своих  детей, обучать их другим языкам. Но они не имеют право требовать  от Российского государства, чтобы  оно организовало и финансировало  учёбу их детей на родном для них  языке. Они не могут требовать, чтобы  при их обращении в государственные  структуры с ними разговаривали  на их родном языке, хотя при необходимости  возможно предоставление переводчика.

Следующая не менее важная группа - политические права. Конституция  Российской Федерации закрепляет такие  права, как: свобода мысли и слова, право на объединение, свобода манифестации, право на участие в управлении делами государства, избирательное  право, право на обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления, право на информацию. При рассмотрении политических прав необходимо вспомнить  определение понятия «гражданство». Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. В связи с  этим, объём политических прав у иностранных граждан и лиц без гражданства будет достаточно ограниченным.6

Информация о работе Правовой пежим иностранных граждан и лиц без гражданства