Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 20:56, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – изучение и анализ действующего российского и белорусского законодательства в сфере формирования конституционно-правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть понятия иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь; 2) проанализировать права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь; 3) изучить правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
Глава 1. Конституционный статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь………….
1.1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь ………………………….…………………
1.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь………………………….
Глава 2. Общая характеристика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь
2.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации …………………………………………………………..
2.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...............
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства республики.
Ограничения прав и свобод
иностранных граждан и лиц
без гражданства могут
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.18
Осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны выполнять Конституцию и законодательство Республики Беларусь, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица
без гражданства могут
Иностранные граждане, находящиеся
в Беларуси на ином законном основании,
считаются временно пребывающими в
Республике Беларусь. Они обязаны
в установленном порядке
Республика Беларусь предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Иностранные граждане, постоянно
проживающие в Республике Беларусь,
могут работать в качестве рабочих
и служащих на предприятиях, в учреждениях
и организациях или заниматься иной
трудовой деятельностью на основаниях
и в порядке, установленных для
граждан Беларуси. Иностранные граждане
не могут назначаться на отдельные
должности или заниматься определенной
трудовой деятельностью, если в соответствии
с белорусским
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь, а так же, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, имеют право на охрану здоровья. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами Беларуси. А временно пребывающим в Республике Беларусь иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь; а временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
В тех случаях, когда для
назначения пенсий требуется определенный
стаж работы, иностранным гражданам
на основаниях и в порядке, установленных
законодательством Республики Беларусь,
может засчитываться в этот стаж
их работы за границей. В жилищной сфере
иностранные граждане и лица без
гражданства, постоянно проживающие
в Республике Беларусь, имеют право
на основаниях и в порядке, установленных
для граждан Республики Беларусь,
получить в пользование жилое
помещение в домах
Иностранные граждане и лица
без гражданства могут в
Иностранные граждане и лица
без гражданства имеют право
на получение образования наравне
с гражданами Республики Беларусь в
соответствии с порядком, установленным
законодательством Республики Беларусь.
И если они приняты в белорусские
учебные заведения, то они имеют
права и несут обязанности
учащихся и студентов в соответствии
с белорусским
Наравне с гражданами Беларуси им гарантируется свобода совести, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
В брачно-семейной сфере иностранные граждане и лица без гражданства могут заключать и расторгать браки с гражданами Республики Беларусь и другими лицами в соответствии с белорусским законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Однако условия заключения брака (брачный возраст и т.п.) определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством того государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака; исключение составляют лица, имеющие иностранное гражданство наряду с гражданством Республики Беларусь (по отношению к ним применяется законодательство Республики Беларусь), а также лица гражданства нескольких иностранных государств, которые выбирают законодательство одного из соответствующих государств.
Иностранным гражданам и
лицам без гражданства в
Налоги и сборы иностранные граждане и лица без гражданства платят на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Процессуальные права применяются такие же, как и к гражданам Беларуси.
Избирательного права иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, они не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах). Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Беларуси имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.19
Глава 2. Общая характеристика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь
2.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации |
Законодательство о правовом
положении иностранных граждан
и лиц без гражданства в
Российской Федерации основывается
на нормах Конституции Российской Федерации
и состоит из Федерального закона
от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Основным законодательным
актом является закон «О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации», действующий
в настоящее время с Наряду с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» необходимо выделить Федеральный закон от 15 августа 1996г. №114-ФЗ
«О порядке выезда из Нормы, направленные на регулирование особенностей правового статуса иностранных граждан, содержатся также в Налоговом кодексе Российской Федерации22; Жилищном кодексе Российской Федерации23; Таможенном кодексе Российской Федерации24, Трудовом кодексе Российской Федераци25и, Земельном кодексе Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья и иных законодательных актах. Рассмотрев перечисленные кодексы, можно сделать вывод о том, что институт правового режима иностранных граждан сочетает в себе огромное число разноотраслевых законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц. Только комплексное применение данных законодательных актов, с учетом конституционных принципов и базисов закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гарантирует правильное применение норм права. Наряду с законодательными актами действует большое число подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В качестве примера можно выделить ряд ключевых постановлений Правительства Российской Федерации: - постановление Правительства
Российской Федерации от 1 декабря
2004 г. № 714 «Об утверждении на
2005 год квоты на выдачу - постановление Правительства
Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. № 793 «О сроке временного
пребывания в Российской - постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 731 «О признании действительными до 1 января 2006 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства»28; - постановление Правительства
Российской Федерации от 28 августа
2003 г. № 532 «Об утверждении Положения
о пребывании на территории
Российской Федерации - постановление Правительства
Российской Федерации от 4 апреля
2003 г. № 193 «Об утверждении Правил
определения квоты на выдачу
иностранным гражданам Названные акты должны применяться в части не противоречащей законодательным актам. Как говорилось ранее, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства Российской Федерации. В силу ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо
выделить Декларацию о правах человека
в отношении лиц, не являющихся гражданами
страны, в которой они проживают
(утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи
ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с
Декларацией это следующие - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)31; - Международный пакт об
экономических, социальных и - Международный пакт о
гражданских и политических - Международная Конвенция
о ликвидации всех форм - Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)35; - Конвенция Международной Организации Труда №97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году) (Женева, 8 июня 1949 г.) (не ратифицирована РФ); - Европейская Конвенция
о правовом статусе трудящихся- - Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) (конвенция не вступил в силу). Отдельно необходимо выделить
двухсторонние международные - Договор о правовом
статусе граждан одного - Договор между Российской
Федерацией и Республикой - Договор между Российской
Федерацией и Республикой - Договор между Российской
Федерацией и Туркменистаном
о правовом статусе граждан
Российской Федерации, - Договор между Российской
Федерацией и Республикой Данные двухсторонние соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как «постоянный житель», означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной. Положения указанных договоров не распространяется на лиц, имеющих гражданство обоих государств. Конституция Российской Федерации закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 ст.62). Нормы действующего законодательства максимально В силу положений Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых они находятся, в частности, следующими правами: 1) на жизнь и личную
неприкосновенность; ни один иностранец
не может быть подвергнут 2) на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища или переписки; 3) на равенство перед
судами, трибуналами и всеми другими
органами и учреждениями, отправляющими
правосудие, и, при необходимости,
на бесплатную помощь 4) на выбор супруга, на брак, на создание семьи; 5) на свободу мысли,
мнения, совести и религии; правом
исповедовать свою религию или
убеждения с учетом лишь таких
ограничений, которые 6) на сохранение своего
родного языка, культуры и 7) на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств за границу с учетом внутренних валютных правил. С учетом ограничений, предусмотренных законом, иностранцы пользуются следующими правами (п.2 ст.2 Декларации): а) покидать страну; б) на свободное выражение своего мнения; в) на мирные собрания; г) владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими с учетом внутреннего законодательства. Таким образом, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации. Различие в объеме правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства зависит и от такого фактора, как их постоянное проживание или временное пребывание в Российской Федерации. Закон «О правовом положении
иностранных граждан в Таким образом, при рассмотрении
правового положения Въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации иностранных граждан Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»42 (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 11 апреля 2011 г., 6 декабря 2011 г. Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основанием для оформления въезда
в Российскую Федерацию иностранных
граждан или лиц без Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они: 1) при обращении за российской
визой не смогли подтвердить
наличие средств для 2) в пункте пропуска через
Государственную границу 3) сообщили о себе или о
целях своего пребывания Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если: 1) это необходимо в целях 2) в период своего предыдущего
пребывания в Российской 3) они не представили документы,
необходимые для получения 4) они ходатайствуют о Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они: 1) в соответствии с 2) осуждены за совершение 3) уклоняются от исполнения 4) не выполнили предусмотренные
законодательством Российской Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Виза с правом на остановку на
территории Российской Федерации может
быть выдана иностранным гражданам
или лицам без гражданства
по представлении ими Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств: 1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; 2) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; 3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья; 4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки. Должностные лица, по вине которых нарушены права иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Права иностранных граждан в области трудовых правоотношений Российской Федерации В Российской Федерации иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации43 на территории Российской Федерации правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранных граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых. Российским законодательством
установлены ограничения для
иностранцев в отношении В частности, закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13). Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу. Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Исключением в отношении иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в Российской Федерации, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы в России. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу45. Иностранный гражданин, достигший 18 лет, может получить разрешение на работу, если он: зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель; привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России. Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание. Не применяется этот порядок
также к иностранным гражданам,
работающим в России в соответствии
с межгосударственными Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения. Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в Российской Федерации предоставлено политическое убежище, аналогичны нравам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданами России, если иное специально не предусмотрено законодательством Российской Федерации (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства. Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве Российской Федерации применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается. Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории Российской Федерации могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства России и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор. В отношении найма иностранцев
предприятиями с иностранными инвестициями
применяются специальные Судебная защита
иностранных граждан в Российское законодательство,
предоставляя иностранным гражданам
в принципе равную с гражданами Российской
Федерации возможность Иностранным гражданам и
лицам без гражданства Иностранные граждане пользуются
гражданскими процессуальными правами
наравне с российскими Право обращаться в суд
и пользоваться гражданскими процессуальными
правами наравне с гражданами
Российской Федерации предоставлено
и лицам без гражданства (ст. 434
Гражданский процессуальной кодекс
Российской Федерации). Предоставление
национального режима в области
гражданского судопроизводства закон
не связывает с проживанием В России нет каких-либо ограничений или условий, выполнение которых необходимо для обращения иностранного гражданина в суд. Между тем процессуальному законодательству ряда государств известно правило, согласно которому при предъявлении иска иностранец-истец должен внести денежный залог в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик, если истцу будет отказано в иске. Торговые договоры Российской Федерации с другими странами содержат специальные правила о взаимном свободном доступе граждан и организаций договаривающихся сторон в суд. Так, согласно ст. 11 Соглашения
между Российской Федерацией и Великобританией
об экономическом сотрудничестве от
9 ноября 1992 г., «юридическим и физическим
лицам каждой из стран будет предоставляться
национальный режим в отношении
доступа» и в любые суды и административные
органы на территории другой страны «в
связи с торговыми сделками».
В соответствии с этим с граждан
Российской Федерации за границей и
с иностранных граждан в Все договоры о правовой помощи, заключенные с другими государствами, устанавливают, что граждане одного государства пользуются на территории другого государства в отношении своих личных и имущественных прав такой же защитой, как и собственные граждане. Им предоставлено право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и иные учреждения юстиции другого государства. Они могут возбуждать ходатайства и предъявлять иски на равных основаниях с отечественными гражданами. Им предоставляются одинаковые с отечественными гражданами процессуальные права, и они не должны вносить какой-либо залог при предъявлении иска. Конституция Российской Федерации
(ст. 171) обеспечивает участвующим в
деле лицам, не владеющим языком, на
котором ведется Иностранный гражданин может
вести дела в суде лично или
через представителя. В праве
Российской Федерации нет института
обязательного судебного Представителем может
быть любой адвокат. Аналогичным
образом решается вопрос о представительстве
иностранных фирм и граждан при
рассмотрении дел в третейских судах
(арбитражах). Например, в Международном
коммерческом арбитражном суде при
Торгово-промышленной палате Российской
Федерации стороны могут вести
дела в этом суде непосредственно
или через, должным образом, уполномоченных
представителей, назначаемых сторонами
по своему усмотрению, в том числе
из иностранных граждан и Кроме того, в качестве представителей
иностранных граждан могут Для признания полномочий консула доверенности представляемого не требуется. Такое правило содержится в консульских конвенциях, заключенных с НРБ, СРВ, КНР, КНДР, МНР, ПНР, СРР, ЧССР, СФРЮ, Австрией, ФРГ и другими странами. Консульские конвенции, заключенные с США, Великобританией, Японией, Швецией, Италией, предусматривают в общей форме право консулов оказывать своим гражданам юридическую помощь и содействие.
2.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь Конституция Республики Беларусь
1994 года является основным нормативным
актом, определяющим правовой статус иностранцев
в Республике Беларусь. Согласно
ст. 11 Основного закона иностранные
граждане и лица без гражданства
на территории Беларуси пользуются основными
правами и свободами и Среди нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранцев в Республике Беларусь, особое значение имеет закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства Республике Беларусь»48. Он принят Верховным Советом Республики Беларусь 3 июня 1996 года и введен в действие с 1 августа 1993 года. Данный закон определяет права иностранцев в сфере имущественных, трудовых, брачно-семейных отношений, в сфере получения образования и т.д. Этим актом законодательства закреплены основные обязанности иностранцев в Республике Беларусь, установлены правила въезда в Республику Беларусь и выезда из Республики Беларусь иностранцев, урегулированы иные вопросы, посвященные правовому статусу иностранцев. Действует также ряд нормативных
актов, регламентирующих правовой статус
иностранцев в Республике Беларусь.
Это Положение о порядке Кроме того, правовой статус иностранцев в Республике Беларусь определяется международными договорами, участником которых является Республика Беларусь. В частности, это Парижская конвенция 1883 года по охране промышленной собственности, Всемирная конвенция 1952 года об авторском праве, Гаакская конвенция 1954 года по вопросам гражданского процесса, Международная конвенция 1965 года о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Нормы, относящиеся к правовому
статусу иностранцев, содержатся также
в заключенных Республикой С некоторыми государствами Республика Беларусь имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Основная цель этих договоров заключается в том, чтобы обеспечить равную защиту прав и законных интересов граждан одного государства на территории другого государства. Правовой статус иностранного гражданина можно разделить на две части: правовой статус гражданина своего государства и правовой статус гражданина страны пребывания. Находясь за пределами своего государства, он сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам. В то же время гражданин должен соблюдать законы и иные нормативные акты страны пребывания. Лица без гражданства подчиняются только правопорядку страны пребывания. Если это лицо переезжает на жительство в другое государство, его правовая связь с прежним государством прекращается и устанавливается правовая связь с государством, в котором оно в настоящее время находится. В отношении иностранцев, находящихся в Республике Беларусь, действует принцип национального режима. Суть его заключается в том, что иностранцы в своих правах приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст. 3 Закона от 3 июня 1993 года, иностранцы в Республике Беларусь пользуются теми же правами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией и иными актами законодательства республики 49. Белорусское законодательство
не связывает применение национального
режима с принципом взаимности. Права
и свободы иностранцам в Иностранцы в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий других обстоятельств. В связи с этим в Республике Беларусь женщине – иностранке предоставляются равные права с мужчиной-иностранцем. В частности, жена вправе без согласия мужа поступить на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться с иском в суд и т.д. нормативные акты некоторых государств, устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в Республике Беларусь. Объем прав и обязанностей иностранцев в Республике Беларусь зависит от того, постоянно или временно проживают они в республике. Поэтому разделение белорусским законодательством иностранцев на постоянно проживающих и временно пребывающих имеет важное практическое значение. Согласно ст. 7 закона от 3 июня 1993 года иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь 50. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранцем выдается, если они: находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь; заключили брак с гражданином Республики Беларусь. Разрешение на постоянное
жительство в Республике Беларусь может
быть выдано иностранцам в других
предусмотренных Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основания, считаются временно пребывающими в Республике Беларусь (например, приезд в Беларусь на учебу; в качестве туриста и т.п.). Эти лица обязаны выехать из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания. Въезд в Республику Беларусь и выезд из Республики Беларусь иностранных граждан В соответствии с Постановлением Совета Министров от 25 октября 1999 года «Об утверждении Положения о проездном документе Республики Беларусь, выдаваемом иностранному гражданину и лицу без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь» иностранные граждане могут въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь при наличии проездного документа (заграничного паспорта), удостоверяющего их личность и признаваемого Республикой Беларусь в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь51. Лица без гражданства могут въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь при наличии проездного документа, выданного соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемого в Республике Беларусь в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Основанием для оформления
въезда в Республику Беларусь иностранных
граждан или лиц без Визы выдаются иностранцам дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь, Министерством иностранных дел, органами внутренних дел, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь. Виды виз и порядок их выдачи определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранный гражданин при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется должностному лицу пограничных войск Республики Беларусь в пункте пропуска через Государственную границу. При выезде из Республики Беларусь иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничных войск в пункте пропуска через Государственную границу. Должностным лицом пограничных войск в миграционной карте проставляются отметка о въезде иностранца в Республику Беларусь или отметка о его выезде из Республики Беларусь. Форма миграционной карты и порядок ее использования определяются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь. Законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь могут быть установлены категории иностранцев, которые не заполняют миграционных карт при въезде в Республику Беларусь и не предъявляют их при выезде из Республики Беларусь. В случае если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Республику Беларусь по приглашению белорусского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Республики Беларусь. Также основанием для оформления
въезда в Республику Беларусь иностранных
граждан или лиц без Иностранному гражданину и лицу без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если: 1. Иностранец, лицо без
гражданства в пункте пропуска
через Государственную границу
нарушили правила пересечения
Государственной границы, 2. Иностранец, лицо без
гражданства осуждены на 3. Иностранец, лицо без
гражданства во время своего
прежнего пребывания в 4. При представлении
в соответствующие 5. Иностранец, лицо без
гражданства включены в Список
лиц, въезд которых в Правила включения иностранных граждан и лиц без гражданства в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, равно, как и тем, которым отказано в выезде из Республики Беларусь, а также порядок ведения такого Списка и исключения иностранных граждан и лиц без гражданства из этого Списка, определяются Советом Министров Республики Беларусь. 6. Республика Беларусь
объявила иностранных граждан
либо лиц без гражданства 7. Имеются сведения, что
иностранец, лицо без гражданства
имеют отношение к 8. Иностранец, лицо без
гражданства являются или 9. Иностранные граждане,
лица без гражданства осуждены
на территории Республики 10. Иностранные граждане
и лица без гражданства не
представили документы, 11. Иностранные граждане
и лица без гражданства не
могут подтвердить наличие В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 года № 7352 иностранные граждане, лица без гражданства при въезде в Республику Беларусь должны располагать средствами в объеме, эквивалентном не менее 25 базовых величинам, установленным в Республике Беларусь на день въезда на каждый месяц пребывания; иностранные граждане и лица без гражданства при въезде в Республике Беларусь на срок менее одного месяца должны располагать средствами в объеме, эквивалентном не менее одной указанной базовой величины на каждый день пребывания. 12. Иностранцы, лица без
гражданства, подлежащие 13. Иностранные граждане
либо лица без гражданства
имеют заболевание, включенное
в перечень заболеваний, В случае принятия решения об отказе иностранному гражданину, лицу без гражданства во въезде в Республику Беларусь, ранее выданная им виза для въезда в Республику Беларусь аннулируется. Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь влечет за собой включение иностранные граждан и лиц без гражданства в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен. Решение об отказе в выдаче
визы для въезда в Республику Беларусь
принимается Министерством Решение об отказе во въезде
в Республику Беларусь принимается
пограничными войсками, органом внутренних
дел или органом Органы, принявшие решение об отказе иностранцу и лицу без гражданства во въезде в Республику Беларусь, вправе разрешить им въезд в Республику Беларусь на срок не более тридцати суток. Органы, принявшие решения об отказе в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь, об отказе во въезде в Республику Беларусь или об аннулировании визы для въезда в Республику Беларусь, не обязаны информировать иностранцев и лиц без гражданства о причинах и основаниях принятия таких решений. Выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь Иностранцу либо лицу без гражданства может быть отказано в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь или в выезде из Республики Беларусь, если: 1. Являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу, - до прекращения производства по делу или вступления в законную силу приговора суда по этому делу. 2. Осуждены в Республике
Беларусь за совершенное 3. Не выполнили имущественных,
налоговых или иных 4. В соответствии с
законодательными актами 5. Выезд данных лиц
противоречит интересам 6. Включены в Список
лиц, которым отказано в В случае принятия решения
об отказе иностранцу либо лицу без
гражданства в выезде из Республики
Беларусь, ранее выданная виза для
выезда из Республики Беларусь аннулируется:
об отказе в выезде из Республики Беларусь
влечет за собой включение данной
категории в Список лиц, которым
отказано в выезде из Республики Беларусь;
об отказе в выдаче визы для выезда
из Республики Беларусь принимается
органом внутренних дел; об отказе в
выезде из Республики Беларусь принимается
пограничными войсками, органом внутренних
дел или органом Транзитный проезд через территорию Беларуси осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении белорусской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Республикой Беларусь по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Республики Беларусь проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Республики Беларусь. Виза с правом на остановку
на территории Республики Беларусь может
быть выдана иностранным гражданам
или лицам без гражданства
по представлении ими Транзитный проезд через территорию Республики Беларусь без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Республики Беларусь; 2) следуют на самолете
международной авиалинии с
В случае вынужденной остановки
оформление пребывания на территории
Республики Беларусь и продление
срока действия транзитной белорусской
визы производятся органом внутренних
дел в месте вынужденной В случае если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Республику Беларусь и (или) на выезд из Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Транзитный проезд через территорию Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства в сопредельное с Республикой Беларусь государство разрешается по предъявлении белорусской транзитной визы, либо визы государства назначения и действительных для выезда из Республики Беларусь проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Республики Беларусь. В некоторых случаях иностранным гражданам, лицам без гражданства разрешается транзитный проезд через территорию Республики Беларусь без визы. За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь. Права иностранных граждан в области трудовых правоотношений Республики Беларусь В Республике Беларусь нормы, относящиеся к регулированию трудовых прав иностранных граждан, содержатся в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь53, в законе от 3июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и в других нормативных актах. В соответствии с белорусским законодательством иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена в Республике Беларусь либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане, заключившие трудовой договор с белорусским предприятием, пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. На них распространяются общие положения белорусского законодательства о труде, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха. Работающие на белорусских предприятиях иностранные граждане подчиняются тем же правилам трудового распорядка, что и граждане Республики Беларусь. Белорусским законодательством
установлена система Ограничения, установленные национальным законодательством иностранного гражданина не признаются на территории Республики Беларусь. Так, женщина-иностранка в Республике Беларусь может поступить на работу без согласия мужа, даже если в ее национальном законодательстве предусмотрены такого рода ограничения. Таким образом, общие правила
о предоставлении иностранцам, постоянно
проживающим в Республике Беларусь,
национального режима в области
трудовых прав содержит несколько исключений.
В белорусском законодательстве
эти исключения не многочисленны. Они
соответствуют требованиям Иностранцы, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если совместимо с целями из пребывания в Республике Беларусь. В Республике Беларусь право на труд, в том числе и для гражданина-мигранта, реализуются путем работы по найму, а также путем самостоятельного обеспечения себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.). Вступление в трудовые
отношения иностранцев, как правило,
осуществляется на основе трудового
договора (контракта), который заключается
между нанимателем и Согласно белорусскому законодательству о труде наниматель должен потребовать от лица, поступающего на работу, представление трудовой книжки, предъявление паспорта (свидетельство о рождении для лиц в возрасте от 14 до 16 лет). При приеме на работу, требующую специальных знаний, наниматель вправе потребовать предъявления диплома или иного документа о профессиональной подготовке. В силу ст. 20 Трудового кодекса Республики Беларусь55 запрещается совместная служба на одном на одном и том же государственном предприятии лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одному из них другому. Наниматель и официальные
органы принимающей страны обязаны
информировать работника- В соответствии со ст. 42 Трудового Кодекса Республики Беларусь продолжительность рабочего времени на предприятиях не может превышать сорока часов в неделю. Эта норма не может быть увеличена локальными актами, трудовыми договорами, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. Белорусский закон разрешает сверхурочные работы. Вместе с тем, он ограничивает их применение: сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Кроме того, в законодательстве закреплен перечень категории лиц, которые не допускаются к сверхурочным работам (беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, работники моложе 18 лет и др.). Республика Беларусь ратифицировала Международные пакты об экономических, социальных и культурных нравах и о гражданских и политических правах, в которых содержаться нормы, предусматривающие «право на справедливые и благоприятные условия труда». Данное понятие включает прежде всего достаточную заработную плату, ограничения продолжительности рабочего времени, отсутствием дискриминации в трудовых отношениях. В Республике Беларусь на предприятиях
с иностранными инвестициями трудовые
отношения, включая вопросы найма
и увольнения, режима труда и отдыха,
условия оплаты труда, гарантии и
компенсация, регулируются локальными
актами этих предприятий, а также
коллективным договором (соглашением)
индивидуальными трудовыми Определенной спецификой
обладают условия труда иностранных
граждан, работающих в международных
организациях, находящиеся на территории
Республики Беларусь. Эти условия
определяются соответствующими международными
соглашениями и внутренними правилами
этих организаций. Указанные правила
предусматривают в одних Судебная защита иностранных граждан в Республике Беларусь Согласно части 1 ст. 28 Кодекса о судоустройстве и статусе судей56 систему общих судов Республики Беларусь составляют: районные (городские) суды; областные (Минский городской) суды; Верховный Суд Республики Беларусь; межгарнизонные военные суды и Белорусский военный суд. Кроме того, в Верховном Суде учреждена специализированная судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности. Каждый из названных судов вправе рассматривать гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Поэтому, определив, что дело подведомственно общему суду, следует установить, в какой конкретно суд необходимо обратиться за рассмотрением дела. Правила, позволяющие разрешить последний вопрос, получили название – правила подсудности. Подсудность – это институт гражданского процессуального права, позволяющий разграничить компетенцию по рассмотрению и разрешению гражданских дел, подведомственных общим судам, между ниже- и вышестоящими судами, специализированными судами в системе общих судов Республики Беларусь, а также между территориальными звеньями судебной системы. В теории гражданского процесса выделяют два вида подсудности родовую (предметную) и территориальную (местную). Правила общей родовой (предметной) подсудности разграничивают компетенцию по рассмотрению и разрешению гражданских дел между нижестоящими и вышестоящими судами. Соответственно, различают компетенцию районных (городских) судов, областных (Минского городского суда) судов и Верховного Суда Республики Беларусь по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции. Наряду с правилами
общей родовой (предметной) подсудности
следует различать правила Общее правило родовой (предметной) подсудности законодатель закрепил в ст. 42 Гражданско-процессуального кодекса57 (далее ГПК) Республики Беларусь. Согласно нему, районный (городской) суд рассматривает по первой инстанции все подведомственные судам гражданские дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности других судов. Исключения из данного правила могут быть установлены только императивными нормами о подсудности отдельных категорий гражданских дел областным судам, Минскому городскому суду, Верховному Суду Республики Беларусь и специализированным военным судам, а также судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. Согласно части 1 ст. 45 ГПК Республики Беларусь и в силу иных актов законодательства исключительно Верховному Суду Республики Беларусь по первой инстанции подсудны дела по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан, по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений, по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума, по жалобам на отказ в регистрации политических партий, по заявлениям о прекращении деятельности политических партий, по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства, по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности и др. Общее правило специальной
родовой подсудности Одновременно областным, Минскому городскому судам, Белорусскому военному суду предоставлено право изъять любое дело из районного (городского), межгарнизонного судов, находящихся на территории соответствующей области, города Минска, а Верховному Суду Республики Беларусь - из любого общего суда Республики Беларусь и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 44, 45 ГПК). Необходимо отметить, что на практике областные суды, Верховный Суд Республики Беларусь редко пользуются предоставленным им правом и зачастую это происходит лишь в случаях, если дело имеет значительный общественный резонанс, либо когда дело представляет сложность в разрешении, что подтверждается, например, отменой решений нижестоящих судов в кассационном или надзорном порядке. Если родовая подсудность разграничивает компетенцию по рассмотрению и разрешению гражданских дел между нижестоящими и вышестоящими судами, а также специализированными судами в системе общих судов Республики Беларусь, то территориальная - между судами одного звена (уровня) или специализации в зависимости от территории деятельности. В исковом производстве различают
пять видов территориальной Правила общей территориальной
подсудности исковых дел В соответствие со ст. 19 Гражданского кодекса Республики Беларусь местом жительства гражданина признается тот населенный пункт, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. В соответствии с правилами исключительной подсудности, предусмотренными ст. 48 ГПК Республики Беларусь, отдельные категории гражданских дел могут рассматриваться только в суде, прямо указанном нормой законодательства. Данные правила исключают возможность применения правил общей, альтернативной и договорной подсудности. Лишь воспользовавшись правилом подсудности встречного иска, возможно правомерное предъявление иска вопреки исключительной подсудности. Альтернативная подсудность
или подсудность по выбору истца
позволяет истцу помимо правил общей
территориальной подсудности Подсудность по выбору истца
может быть установлена и в
иных случаях, предусмотренных Законодатель в ст. 49 ГПК Республики Беларусь позволяет сторонам по письменному соглашению между собой и, исходя из своих интересов, установить договорную территориальную подсудность, то есть суд, который будет рассматривать уже возникший или могущий возникнуть спор. Тем не менее, договором о подсудности нельзя изменить исключительную подсудность, и подсудность по связи дел в случае предъявления встречного иска. |
Заключение
Рассмотрев конституционно-
Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ). В силу части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус указанных категорий лиц в Республике Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь, законом от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».
Таким образом, в Российской Федерации и в Республике Беларусь, основным правовым режимом иностранных граждан и лиц без гражданства является национальный режим.
при рассмотрении правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, можно сделать выводы о том, что институт правового режима иностранных граждан сочетает в себе огромное количество разноотраслевых законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц.58 Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Также правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Информация о работе Правовой пежим иностранных граждан и лиц без гражданства