Правовой пежим иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – изучение и анализ действующего российского и белорусского законодательства в сфере формирования конституционно-правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть понятия иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь; 2) проанализировать права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь; 3) изучить правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
Глава 1. Конституционный статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь………….
1.1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь ………………………….…………………
1.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь………………………….
Глава 2. Общая характеристика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь
2.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации …………………………………………………………..
2.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...............

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ .docx

— 108.38 Кб (Скачать файл)

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами  и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции  Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства республики.

Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц  без гражданства могут устанавливаться  только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения  государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом  независимо от происхождения, социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к  религии, рода и характера занятий  и других обстоятельств.18

Осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства  в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан  Республики Беларусь и других лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в  Республике Беларусь, обязаны выполнять  Конституцию и законодательство Республики Беларусь, с уважением  относиться к обычаям и традициям  народа Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать  в Республике Беларусь постоянно  либо временно. Иностранные граждане могут постоянно проживать в  Республике Беларусь, если они имеют  на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся  в Беларуси на ином законном основании, считаются временно пребывающими в  Республике Беларусь. Они обязаны  в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Республика Беларусь предоставляет  политическое убежище иностранным  гражданам и лица без гражданства  в соответствии с общепризнанными  нормами международного права.

Иностранные граждане, постоянно  проживающие в Республике Беларусь, могут работать в качестве рабочих  и служащих на предприятиях, в учреждениях  и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для  граждан Беларуси. Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные  должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с белорусским законодательством  назначение на эти должности или  занятие такой деятельностью  связаны с принадлежностью к  гражданству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами  и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь, а так же, имеют  право на отдых на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без  гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, имеют право на охрану здоровья. Иностранные граждане, постоянно  проживающие в Республике Беларусь, пользуются медицинской помощью  наравне с гражданами Беларуси. А  временно пребывающим в Республике Беларусь иностранным гражданам  медицинская помощь оказывается  в порядке, устанавливаемом Министерством  здравоохранения Республики Беларусь.

В социальном обеспечении  иностранные граждане, постоянно  проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального  обеспечения на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь; а временно пребывающие имеют  право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального  обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

В тех случаях, когда для  назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам  на основаниях и в порядке, установленных  законодательством Республики Беларусь, может засчитываться в этот стаж их работы за границей. В жилищной сфере  иностранные граждане и лица без  гражданства, постоянно проживающие  в Республике Беларусь, имеют право  на основаниях и в порядке, установленных  для граждан Республики Беларусь, получить в пользование жилое  помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они  должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования  жилыми помещениями.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с белорусским законодательством  иметь в Республике Беларусь жилой  дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского  предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и  личные неимущественные права.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право  на получение образования наравне  с гражданами Республики Беларусь в  соответствии с порядком, установленным  законодательством Республики Беларусь. И если они приняты в белорусские  учебные заведения, то они имеют  права и несут обязанности  учащихся и студентов в соответствии с белорусским законодательством.

Наравне с гражданами Беларуси им гарантируется свобода совести, а возбуждение вражды и ненависти  в связи с религиозными верованиями  запрещается.

В брачно-семейной сфере  иностранные граждане и лица без  гражданства могут заключать  и расторгать браки с гражданами Республики Беларусь и другими лицами в соответствии с белорусским законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Однако условия заключения брака (брачный возраст и т.п.) определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством того государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака; исключение составляют лица, имеющие иностранное гражданство наряду с гражданством Республики Беларусь (по отношению к ним применяется законодательство Республики Беларусь), а также лица гражданства нескольких иностранных государств, которые выбирают законодательство одного из соответствующих государств.

Иностранным гражданам и  лицам без гражданства в соответствии с белорусским законодательством  гарантируются в Республике Беларусь неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права. Передвижение по территории Республики Беларусь и  место жительства иностранных граждан  и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком, установленным  законодательством Республики Беларусь. Ограничения в передвижении и  выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения  государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и  нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан  Республики Беларусь и других лиц.

Налоги и сборы иностранные  граждане и лица без гражданства  платят на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено  законодательством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь имеют право на обращение  в суд и иные государственные  органы для защиты принадлежащих  им личных, имущественных, семейных и  иных прав. Процессуальные права применяются  такие же, как и к гражданам Беларуси.

Избирательного права  иностранные граждане и лица без  гражданства не имеют, они не могут  избирать и быть избранными в выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах). Так же они не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без  гражданства, временно пребывающие  на территории Беларуси имеют право  заниматься трудовой, хозяйственной  или иной деятельностью только при  получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров  Республики Беларусь.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общая  характеристика правового положения  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь

 

2.1. Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской  Федерации

Законодательство о правовом положении иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации основывается на нормах Конституции Российской Федерации  и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»20, иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Основным законодательным  актом является закон «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации», действующий  в настоящее время с изменениями  и дополнениями от 30 июня, 11 ноября 2003г., 22 августа, 2 ноября 2004г. (далее - закон). Как закреплено в ст.1 закона, он определяет правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения  между иностранными гражданами, с  одной стороны, и органами государственной  власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в  связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими  на территории Российской Федерации  трудовой, предпринимательской и  иной деятельности.

Наряду с Федеральным  законом «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» необходимо выделить Федеральный закон

 от 15 августа 1996г. №114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской  Федерации и въезда в Российскую  Федерацию"21 (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 11 апреля 2011 г., 6 декабря 2011 г.) регулирующий порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Нормы, направленные на регулирование  особенностей правового статуса  иностранных граждан, содержатся также  в Налоговом кодексе Российской Федерации22; Жилищном кодексе Российской Федерации23; Таможенном кодексе Российской Федерации24, Трудовом кодексе Российской Федераци25и, Земельном кодексе Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья и иных законодательных актах.

Рассмотрев перечисленные  кодексы, можно сделать вывод  о том, что институт правового  режима иностранных граждан сочетает в себе огромное число разноотраслевых  законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории  лиц. Только комплексное применение данных законодательных актов, с  учетом конституционных принципов  и базисов закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гарантирует правильное применение норм права.

Наряду с законодательными актами действует большое число  подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений закона «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации». В качестве примера можно выделить ряд ключевых постановлений Правительства  Российской Федерации:

- постановление Правительства  Российской Федерации от 1 декабря  2004 г. № 714 «Об утверждении на 2005 год квоты на выдачу иностранным  гражданам приглашений на въезд  в Российскую Федерацию в целях  осуществления трудовой деятельности»26;

- постановление Правительства  Российской Федерации от 30 декабря  2003 г. № 793 «О сроке временного  пребывания в Российской Федерации  иностранных граждан, поступающих  на военную службу по контракту,  и порядке их регистрации и  учета»27;

- постановление Правительства  Российской Федерации от 4 декабря  2003 г. № 731 «О признании действительными  до 1 января 2006 г. паспортов гражданина  СССР образца 1974 года для некоторых  категорий иностранных граждан  и лиц без гражданства»28;

- постановление Правительства  Российской Федерации от 28 августа  2003 г. № 532 «Об утверждении Положения  о пребывании на территории  Российской Федерации иностранных  граждан - пассажиров круизных  судов»29;

- постановление Правительства  Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 193 «Об утверждении Правил  определения квоты на выдачу  иностранным гражданам разрешений  на временное проживание в  Российской Федерации»30.

Названные акты должны применяться  в части не противоречащей законодательным  актам.

Как говорилось ранее, правовое положение иностранных граждан  в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Ратифицированные международные  акты являются базисом национального  законодательства Российской Федерации. В силу ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с  Декларацией это следующие акты:

- Всеобщая декларация  прав человека (принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря  1948 г.)31;

- Международный пакт об  экономических, социальных и культурных  правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)32;

- Международный пакт о  гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)33;

- Международная Конвенция  о ликвидации всех форм расовой  дискриминации(Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.)34;

- Конвенция о статусе  беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)35;

- Конвенция Международной  Организации Труда №97 о трудящихся-мигрантах  (пересмотренная в 1949 году) (Женева, 8 июня 1949 г.) (не ратифицирована РФ);

- Европейская Конвенция  о правовом статусе трудящихся-мигрантов  (24 ноября 1977 г.) (не ратифицирован  РФ);

- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) (конвенция не вступил в силу).

Отдельно необходимо выделить двухсторонние международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами, и, прежде всего, в рамках СНГ. Это следующие акты:

- Договор о правовом  статусе граждан одного государства,  постоянно проживающих на территории  другого государства (Москва, 28 апреля 1998г.)36 (договор принят решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. №28);

- Договор между Российской  Федерацией и Республикой Армения  о правовом статусе граждан  Российской Федерации, постоянно  проживающих на территории Республики  Армения, и граждан Республики  Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Москва, 29 августа 1997 г.)37;

- Договор между Российской  Федерацией и Республикой Грузия  о правовом статусе граждан  Российской Федерации, постоянно  проживающих на территории Республики  Грузия, и граждан Республики  Грузия, постоянно проживающих на  территории Российской Федерации  (Тбилиси, 15 сентября 1995 года)38;

- Договор между Российской  Федерацией и Туркменистаном  о правовом статусе граждан  Российской Федерации, постоянно  проживающих на территории Туркменистана,  и граждан Туркменистана, постоянно  проживающих на территории Российской  Федерации (Москва, 18 мая 1995 г.)39;

- Договор между Российской  Федерацией и Республикой Казахстан  о правовом статусе граждан  Российской Федерации, постоянно  проживающих на территории Республики  Казахстан, и граждан Республики  Казахстан, постоянно проживающих  на территории Российской Федерации  (Москва, 20 января 1995 г.)40.

Данные двухсторонние  соглашения вводят такую дополнительную дефиницию как «постоянный житель», означающую гражданина одной стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны на основании разрешения, выданного этой другой стороной. Положения указанных договоров не распространяется на лиц, имеющих гражданство обоих государств.

Конституция Российской Федерации  закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 ст.62).

Нормы действующего законодательства максимально уравнивают права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями граждан Российской Федерации, то есть предоставляют так называемый «национальный режим».

В силу положений Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых они находятся, в частности, следующими правами:

1) на жизнь и личную  неприкосновенность; ни один иностранец  не может быть подвергнут произвольному  аресту или содержанию под  стражей; ни один иностранец  не должен быть лишен свободы  иначе, как на таких основаниях  и в соответствии с такой  процедурой, которые установлены  законом;

2) на защиту от произвольного  или незаконного вмешательства  в личную и семейную жизнь  и в отношении жилища или  переписки;

3) на равенство перед  судами, трибуналами и всеми другими  органами и учреждениями, отправляющими  правосудие, и, при необходимости,  на бесплатную помощь переводчика  при уголовном разбирательстве  и, когда это предусмотрено  законом, при других разбирательствах;

4) на выбор супруга,  на брак, на создание семьи;

5) на свободу мысли,  мнения, совести и религии; правом  исповедовать свою религию или  убеждения с учетом лишь таких  ограничений, которые предусмотрены  законом и которые необходимы  для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности  населения или основных прав  и свобод других;

6) на сохранение своего  родного языка, культуры и традиций;

7) на перевод доходов,  сбережений или других личных  денежных средств за границу  с учетом внутренних валютных  правил.

С учетом ограничений, предусмотренных  законом, иностранцы пользуются следующими правами (п.2 ст.2 Декларации): а) покидать страну; б) на свободное выражение  своего мнения; в) на мирные собрания; г) владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими  с учетом внутреннего законодательства.

Таким образом, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации.

Различие в объеме правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства зависит и от такого фактора, как их постоянное проживание или временное пребывание в Российской Федерации.

Закон «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает разделение всех иностранцев на следующие категории: временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 8 ст. 2 Закона); временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание (абз. 9 ст. 2 Закона); постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (абз. 10 ст. 2 Закона).

Таким образом, при рассмотрении правового положения иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации, можно сделать  выводы о том, что институт правового  режима иностранных граждан сочетает в себе огромное количество разноотраслевых  законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории  лиц.41 Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Также правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Въезд в Российскую Федерацию  и выезд из Российской Федерации  иностранных граждан

Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации  иностранных граждан регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»42 (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 11 апреля 2011 г., 6 декабря 2011 г. Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица без гражданства могут  въезжать в Российскую Федерацию  и выезжать из Российской Федерации  при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных  граждан или лиц без гражданства  является письменное обращение (лично  или через представителя) в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение Российской Федерации.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:

1) при обращении за российской  визой не смогли подтвердить  наличие средств для проживания  на территории Российской Федерации  и выезда из Российской Федерации  или предъявить гарантии предоставления  таких средств в соответствии  с порядком, установленным Правительством  Российской Федерации;

2) в пункте пропуска через  Государственную границу Российской  Федерации нарушили правила пересечения  Государственной границы Российской  Федерации, таможенные правила,  санитарные нормы, - до устранения  нарушения;

3) сообщили о себе или о  целях своего пребывания заведомо  ложные сведения.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если:

1) это необходимо в целях обеспечения  безопасности государства;

2) в период своего предыдущего  пребывания в Российской Федерации  они были осуждены в соответствии  с законодательством Российской  Федерации за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления  либо в период предыдущего  пребывания были выдворены за  пределы Российской Федерации  в принудительном порядке, - в  течение пяти лет после отбытия  наказания за совершенное преступление  или в течение одного года  со дня выдворения в принудительном порядке;

3) они не представили документы,  необходимые для получения российской  визы в соответствии с законодательством  Российской Федерации, - до их  представления;

4) они ходатайствуют о российской  визе на срок более трех  месяцев и не представили сертификат  об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата.

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

1) в соответствии с законодательством  Российской Федерации задержаны  по подозрению в совершении  преступления либо привлечены  в качестве обвиняемых, - до принятия  решения по делу или до вступления  в законную силу приговора  суда;

2) осуждены за совершение преступления  на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания  или до освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до  исполнения обязательств либо  до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные  законодательством Российской Федерации  обязательства по уплате налогов,- до выполнения этих обязательств.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных  граждан и лиц без гражданства  в государство назначения всеми  видами пассажирского транспорта разрешается  по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства  назначения и действительных для  выезда из Российской Федерации проездных  билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может  быть выдана иностранным гражданам  или лицам без гражданства  по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств: 1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; 2) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; 3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья; 4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

Должностные лица, по вине которых  нарушены права иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Права иностранных граждан  в области трудовых правоотношений Российской Федерации

В Российской Федерации иностранные  граждане вправе осуществлять трудовую деятельность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации43 на территории Российской Федерации правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранных граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

Российским законодательством  установлены ограничения для  иностранцев в отношении возможности  заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В  частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа  гражданского воздушного судна или  экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах Российской Федеоации. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Воздушным кодексом Российской Федерации44.

В частности, закон «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации» 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.

Иностранцы, постоянно проживающие  в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в  порядке, установленных для российских граждан. Исключением в отношении  иностранцев являются случаи, когда  в соответствии с российским законодательством  определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев  является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в Российской Федерации, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы в России.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу45. Иностранный гражданин, достигший 18 лет, может получить разрешение на работу, если он: зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель; привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется  к иностранным гражданам, постоянно  проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок  также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в Российской Федерации предоставлено политическое убежище, аналогичны нравам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданами России, если иное специально не предусмотрено законодательством Российской Федерации (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

Общий разрешительный порядок  и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому  законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве Российской Федерации применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным  работодателем и иностранцем  о выполнении работы на территории Российской Федерации могут возникать  проблемы, связанные с коллизией  норм законодательства России и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.

В отношении найма иностранцев  предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа  высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в Российской Федерации предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.

Судебная защита иностранных граждан в Российской Федерации

Российское законодательство, предоставляя иностранным гражданам  в принципе равную с гражданами Российской Федерации возможность приобретать  и осуществлять свои права на территории России, вместе с тем дает им возможность  их судебной защиты.

Иностранным гражданам и  лицам без гражданства гарантируется  право на обращение в суд и  иные государственные органы для  защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Иностранные граждане пользуются гражданскими процессуальными правами  наравне с российскими гражданами. Иностранцы могут участвовать в  гражданских процессах в качестве истца, ответчика или третьего лица. Согласно ст. 433 Гражданскому процессуальному  кодексу46, право на судебную защиту имеют в Российской Федерации иностранные предприятия и организации.

Право обращаться в суд  и пользоваться гражданскими процессуальными  правами наравне с гражданами Российской Федерации предоставлено  и лицам без гражданства (ст. 434 Гражданский процессуальной кодекс Российской Федерации). Предоставление национального режима в области  гражданского судопроизводства закон  не связывает с проживанием иностранца или лица без гражданства в Российской Федерации.

В России нет каких-либо ограничений  или условий, выполнение которых  необходимо для обращения иностранного гражданина в суд. Между тем процессуальному  законодательству ряда государств известно правило, согласно которому при предъявлении иска иностранец-истец должен внести денежный залог в обеспечение  судебных расходов, которые может  понести ответчик, если истцу будет  отказано в иске.

Торговые договоры Российской Федерации с другими странами содержат специальные правила о  взаимном свободном доступе граждан  и организаций договаривающихся сторон в суд.

Так, согласно ст. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Великобританией  об экономическом сотрудничестве от 9 ноября 1992 г., «юридическим и физическим лицам каждой из стран будет предоставляться  национальный режим в отношении  доступа» и в любые суды и административные органы на территории другой страны «в связи с торговыми сделками». В соответствии с этим с граждан  Российской Федерации за границей и  с иностранных граждан в Российской Федерации не будет требоваться  никаких залогов. Как известно, в  соответствии с законодательством  доступ в суды Российской Федерации  открыт для всех иностранцев и  без договора, а включение таких  правил в торговые и другие международные  договоры необходимо для обеспечения  организациям и гражданам Российской Федерации свободного доступа в  иностранные суды.

Все договоры о правовой помощи, заключенные с другими  государствами, устанавливают, что  граждане одного государства пользуются на территории другого государства  в отношении своих личных и  имущественных прав такой же защитой, как и собственные граждане. Им предоставлено право свободно и  беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы  и иные учреждения юстиции другого  государства. Они могут возбуждать ходатайства и предъявлять иски на равных основаниях с отечественными гражданами. Им предоставляются одинаковые с отечественными гражданами процессуальные права, и они не должны вносить какой-либо залог при предъявлении иска.

Конституция Российской Федерации (ст. 171) обеспечивает участвующим в  деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, право полного ознакомления с  материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика  и право выступать в суде на родном языке. Это конституционное  положение имеет прямое отношение  к иностранцам. Если иностранец не владеет  языком, на котором ведется процесс, то он имеет право знакомиться  с материалами дела через переводчика, а также выступать в суде на родном языке.

Иностранный гражданин может  вести дела в суде лично или  через представителя. В праве  Российской Федерации нет института  обязательного судебного представительства. Представителями иностранных граждан  в суде могут быть как российские граждане, так и иностранные.

Представителем может  быть любой адвокат. Аналогичным  образом решается вопрос о представительстве  иностранных фирм и граждан при  рассмотрении дел в третейских судах (арбитражах). Например, в Международном  коммерческом арбитражном суде при  Торгово-промышленной палате Российской Федерации стороны могут вести  дела в этом суде непосредственно  или через, должным образом, уполномоченных представителей, назначаемых сторонами  по своему усмотрению, в том числе  из иностранных граждан и организаций.

Кроме того, в качестве представителей иностранных граждан могут выступать  консулы. В соответствии с правилами  ряда консульских конвенций, заключенных  с иностранными государствами, консул в силу своего официального положения  может представлять граждан страны, его назначившей, как перед судами, так и перед другими органами власти консульского округа.

Для признания полномочий консула доверенности представляемого  не требуется. Такое правило содержится в консульских конвенциях, заключенных  с НРБ, СРВ, КНР, КНДР, МНР, ПНР, СРР, ЧССР, СФРЮ, Австрией, ФРГ и другими  странами.

Консульские конвенции, заключенные  с США, Великобританией, Японией, Швецией, Италией, предусматривают в общей  форме право консулов оказывать  своим гражданам юридическую  помощь и содействие.

 

 

2.2. Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике  Беларусь

Конституция Республики Беларусь 1994 года является основным нормативным  актом, определяющим правовой статус иностранцев  в Республике  Беларусь. Согласно ст. 11 Основного закона иностранные  граждане и лица без гражданства  на территории Беларуси пользуются основными  правами и свободами и исполняют  обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Конституция Республики Беларусь предоставляет иностранцам  право убежища47.

Среди нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранцев  в Республике Беларусь, особое значение имеет закон «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства Республике Беларусь»48. Он принят Верховным Советом Республики Беларусь 3 июня 1996 года и введен в действие с 1 августа 1993 года. Данный закон определяет права иностранцев в сфере имущественных, трудовых, брачно-семейных отношений, в сфере получения образования и т.д. Этим актом законодательства закреплены основные обязанности иностранцев в Республике Беларусь, установлены правила въезда в Республику Беларусь и выезда из Республики Беларусь иностранцев, урегулированы иные вопросы, посвященные правовому статусу иностранцев.

Действует также ряд нормативных  актов, регламентирующих правовой статус иностранцев в Республике Беларусь. Это Положение о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным  гражданам и лицам без гражданства, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года № 229; Инструкция о порядке совершения нотариальных действий на территории Республики Беларусь для иностранных граждан, лиц  без гражданства и иностранных  юридических лиц, утвержденная Министерством  юстиции Республики Беларусь от 17 августа 1995 года; Правила транзитного проезда  иностранных граждан и лиц  без гражданства через территорию Республики Беларусь, утвержденные Кабинетом  Министров Республики Беларусь от 26 января 1996 года № 64; инструкция о порядке  выдачи иностранным гражданам и  лицам без гражданства виз  Республики Беларусь, утвержденная Министерством  иностранных дел, Министерством  внутренних дел и Начальником  Главного управления пограничных войск  Республики Беларусь от 23 ноября 1996 года; Инструкция о порядке регистрации  браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами и лицами без гражданства, утвержденная Министерством  юстиции Республики Беларусь от 15 июля 1997 года и т.д.

Кроме того, правовой статус иностранцев в Республике Беларусь определяется международными договорами, участником которых является Республика Беларусь. В частности, это Парижская  конвенция 1883  года по охране промышленной собственности, Всемирная конвенция 1952 года об авторском праве, Гаакская конвенция 1954 года по вопросам гражданского процесса, Международная конвенция 1965 года о ликвидации всех форм расовой  дискриминации и др.

Нормы, относящиеся к правовому  статусу иностранцев, содержатся также  в заключенных Республикой Беларусь двухсторонних соглашениях об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, сотрудничестве в области  международного туризма т.д. Например, Республика Беларусь имеет ряд соглашений с зарубежными странами, предусматривающих  безвизовые поездки граждан по служебным, общественным и личным делам.

С некоторыми государствами  Республика Беларусь имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Основная цель этих договоров заключается в  том, чтобы обеспечить равную защиту прав и законных интересов граждан  одного государства на территории другого  государства.

Правовой статус иностранного гражданина можно разделить на две  части: правовой статус гражданина своего государства и правовой статус гражданина страны пребывания. Находясь за пределами  своего государства, он сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам. В то же время гражданин должен соблюдать законы и иные нормативные акты страны пребывания.

Лица без гражданства  подчиняются только правопорядку страны пребывания. Если это лицо переезжает на жительство в другое государство, его правовая связь с прежним  государством прекращается и устанавливается  правовая связь с государством, в  котором оно в настоящее время  находится.  В отношении иностранцев, находящихся в Республике Беларусь, действует принцип национального режима. Суть его заключается в том, что иностранцы в своих правах приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Так, в соответствии со ст. 3 Закона от 3 июня 1993 года, иностранцы в Республике Беларусь пользуются теми же правами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией и иными актами законодательства республики 49.  

Белорусское законодательство не связывает применение национального  режима с принципом взаимности. Права  и свободы иностранцам в Беларуси предоставляется независимо от того, имеет ли такие же права и свободы  в их странах граждане Республики Беларусь. Вместе с тем, если иностранное  государство применяет к гражданам  Республики Беларусь дискриминационные  меры, наносящие ущерб их правам и законным интересам Республика Беларусь может установить ответные ограничения (реторсии).

Иностранцы в Республике Беларусь равны перед законом  независимо от происхождения, социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к  религии, рода и характера занятий  других обстоятельств. В связи с  этим в Республике Беларусь женщине  – иностранке предоставляются  равные права с мужчиной-иностранцем. В  частности, жена вправе без согласия мужа поступить на работу, распоряжаться  своим имуществом, обращаться с иском  в суд и т.д. нормативные акты некоторых государств, устанавливающие  власть мужа над женой, перестают  действовать для граждан этих государств во время их пребывания в Республике Беларусь.

Объем прав и обязанностей иностранцев в Республике Беларусь зависит от того, постоянно или  временно проживают они в республике. Поэтому разделение белорусским  законодательством иностранцев  на постоянно  проживающих и временно пребывающих имеет важное практическое значение.

Согласно ст. 7 закона от 3 июня 1993 года иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь 50.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранцем  выдается, если они: находятся в близком  родстве с гражданами Республики Беларусь; заключили брак с гражданином  Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может  быть выдано иностранцам в других предусмотренных законодательством  случаях.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в  Республике Беларусь по иным основания, считаются временно пребывающими в  Республике Беларусь (например, приезд в Беларусь на учебу; в качестве туриста и т.п.). Эти лица обязаны выехать из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Въезд в Республику Беларусь и выезд из Республики Беларусь иностранных  граждан

В соответствии с Постановлением Совета Министров от 25 октября 1999 года «Об утверждении Положения о  проездном документе Республики Беларусь, выдаваемом иностранному гражданину и лицу без гражданства, постоянно  проживающим в Республике Беларусь»  иностранные граждане могут въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь при наличии  проездного документа (заграничного паспорта), удостоверяющего их личность и признаваемого  Республикой Беларусь в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь51. Лица без гражданства могут въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь при наличии проездного документа, выданного соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемого в Республике Беларусь в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Основанием для оформления въезда в Республику Беларусь иностранных  граждан или лиц без гражданства  является письменное обращение (лично  или через представителя) в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение Республики Беларусь.

Визы выдаются иностранцам  дипломатическими представительствами  или консульскими учреждениями Республики Беларусь, Министерством иностранных  дел, органами внутренних дел, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь. Виды виз и  порядок их выдачи определяются Советом  Министров Республики Беларусь.

Иностранный гражданин при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется должностному лицу пограничных войск Республики Беларусь в пункте пропуска через Государственную границу. При выезде из Республики Беларусь иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничных войск в пункте пропуска через Государственную границу. Должностным лицом пограничных войск в миграционной карте проставляются отметка о въезде иностранца в Республику Беларусь или отметка о его выезде из Республики Беларусь.

Форма миграционной карты  и порядок ее использования определяются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.

Законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь могут быть установлены  категории иностранцев, которые  не заполняют миграционных карт при  въезде в Республику Беларусь и не предъявляют их при выезде из Республики Беларусь.

В случае если иностранные  граждане или лица без гражданства  намерены въехать в Республику Беларусь по приглашению белорусского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Также основанием для оформления въезда в Республику Беларусь иностранных  граждан или лиц без гражданства  является надлежащим образом оформленный  договор о туристической поездке.

Иностранному гражданину и лицу без гражданства может  быть отказано во въезде в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если:

1.  Иностранец, лицо без  гражданства в пункте пропуска  через Государственную границу  нарушили правила пересечения  Государственной границы, таможенные  правила, - до устранения нарушения.

2.  Иностранец, лицо без  гражданства осуждены на территории  Республики Беларусь или другого  государства за совершение преступления, не представляющего большой общественной  опасности, или менее тяжкого  преступления, признаваемого таковым  в соответствии с законодательными  актами Республики Беларусь, и  судимость не снята или не  погашена.

3.  Иностранец, лицо без  гражданства во время своего  прежнего пребывания в Республике  Беларусь неоднократно (два и  более раза) в течение одного  года привлекались к административной  ответственности за нарушение  законодательства Республики Беларусь.

4.  При представлении  в соответствующие государственные  органы Республики Беларусь документов, необходимых для получения визы  для въезда в Республику Беларусь  или принятия решения об их  въезде в Республику Беларусь, иностранец, лицо без гражданства  сообщили о себе ложные сведения, не представили необходимые документы  либо представили подложные, поддельные  или недействительные документы.

5.  Иностранец, лицо без  гражданства включены в Список  лиц, въезд которых в Республику  Беларусь запрещен или нежелателен.

Правила включения иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, равно, как и тем, которым отказано в выезде из Республики Беларусь, а также порядок ведения такого Списка и исключения иностранных граждан и лиц без гражданства из этого Списка, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

6.  Республика Беларусь  объявила иностранных граждан  либо лиц без гражданства неприемлемыми  или нежелательными (persona non grata).

7.  Имеются сведения, что  иностранец, лицо без гражданства  имеют отношение к террористической, экстремистской, контрабандной и  иной деятельности, направленной  на причинение вреда национальной  безопасности Республики Беларусь, незаконной торговле оружием,  боеприпасами или взрывчатыми  веществами, незаконному обороту  наркотических средств, психотропных  веществ, их прекурсоров, организации  незаконной миграции иностранцев.

8.  Иностранец, лицо без  гражданства являются или являлись  членами террористических либо  экстремистских организаций или  лицами, имеющими целью насильственное  изменение конституционного строя  либо ведущими пропаганду войны,  социальной, национальной, религиозной  и расовой вражды.

9.  Иностранные граждане, лица без гражданства осуждены  на территории Республики Беларусь  или другого государства за  совершение тяжкого или особо  тяжкого преступления, признаваемого  таковым в соответствии с законодательными  актами Республики Беларусь, и  судимость не снята или не  погашена.

10.  Иностранные граждане  и лица без гражданства не  представили документы, необходимые  для получения белорусской визы  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь, - до их представления.

11.  Иностранные граждане  и лица без гражданства не  могут подтвердить наличие средств,  необходимых для покрытия расходов  по его пребыванию в Республике Беларусь и выезду из Республики Беларусь, или предъявить гарантии предоставления таких средств в порядке и размере, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 года № 7352 иностранные граждане, лица без гражданства при въезде в Республику Беларусь должны располагать средствами в объеме, эквивалентном не менее 25 базовых величинам, установленным в Республике Беларусь на день въезда на каждый месяц пребывания; иностранные граждане и лица без гражданства при въезде в Республике Беларусь на срок менее одного месяца должны располагать средствами в объеме, эквивалентном не менее одной указанной базовой величины на каждый день пребывания.

12.  Иностранцы, лица без  гражданства, подлежащие обязательному  медицинскому страхованию в соответствии  с законодательными актами Республики  Беларусь, не имеют страхового  полиса, действительного на территории  Республики Беларусь.

13.  Иностранные граждане  либо лица без гражданства  имеют заболевание, включенное  в перечень заболеваний, представляющих  опасность для здоровья населения.

В случае принятия решения  об отказе иностранному гражданину, лицу без гражданства во въезде в Республику Беларусь, ранее выданная им виза для  въезда в Республику Беларусь аннулируется.

Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь влечет за собой  включение иностранные граждан  и лиц без гражданства в  Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

Решение об отказе в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь принимается Министерством иностранных  дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением  Республики Беларусь.

Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь принимается  пограничными войсками, органом внутренних дел или органом государственной  безопасности Республики Беларусь.

Органы, принявшие решение  об отказе иностранцу и лицу без  гражданства во въезде в Республику Беларусь, вправе разрешить им въезд  в Республику Беларусь на срок не более  тридцати суток.

Органы, принявшие решения  об отказе в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь, об отказе во въезде в Республику Беларусь или  об аннулировании визы для въезда в Республику Беларусь, не обязаны  информировать иностранцев и  лиц без гражданства о причинах и основаниях принятия таких решений.

Выезд иностранных граждан  и лиц без гражданства из Республики Беларусь

Иностранцу либо лицу без  гражданства может быть отказано в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь или в выезде из Республики Беларусь, если:

1.  Являются подозреваемыми  или обвиняемыми по уголовному  делу, - до прекращения производства  по делу или вступления в  законную силу приговора суда  по этому делу.

2.  Осуждены в Республике  Беларусь за совершенное преступление, - до исполнения наказания или  освобождения от наказания.

3.  Не выполнили имущественных,  налоговых или иных обязательств  перед Республикой Беларусь, физическими  и юридическими лицами, установленных  вступившими в законную силу  судебными решениями, - до исполнения  этих обязательств.

4.  В соответствии с  законодательными актами Республики  Беларусь привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории Республики Беларусь, - до прекращения дела об административном правонарушении или исполнения административного взыскания.

5.  Выезд данных лиц  противоречит интересам национальной  безопасности Республики Беларусь, - до прекращения обстоятельств,  препятствующих выезду.

6.  Включены в Список  лиц, которым отказано в выезде  из Республики Беларусь.

В случае принятия решения  об отказе иностранцу либо лицу без  гражданства в выезде из Республики Беларусь, ранее выданная виза для  выезда из Республики Беларусь аннулируется: об отказе в выезде из Республики Беларусь влечет за собой включение данной категории в Список лиц, которым  отказано в выезде из Республики Беларусь; об отказе в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь принимается  органом внутренних дел; об отказе в  выезде из Республики Беларусь принимается  пограничными войсками, органом внутренних дел или органом государственной  безопасности; об аннулировании визы для выезда из Республики Беларусь принимается пограничными войсками или органом внутренних дел; об отказе в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь, об отказе в выезде из Республики Беларусь или об аннулировании визы для выезда из Республики Беларусь, принятые в отношении иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, а также лиц без гражданства, являются основанием для продления  им срока временного пребывания или  временного проживания на срок, необходимый  для устранения оснований для  отказа в выдаче визы для выезда из Республики Беларусь, для отказа в выезде из Республики Беларусь или  для аннулирования визы для выезда из Республики Беларусь.

Транзитный проезд через  территорию Беларуси осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через территорию Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами пассажирского транспорта разрешается по предъявлении белорусской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Республикой Беларусь по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Республики Беларусь проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Республики Беларусь.

Виза с правом на остановку  на территории Республики Беларусь может  быть выдана иностранным гражданам  или лицам без гражданства  по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным  договором Республики Беларусь.

Транзитный проезд через  территорию Республики Беларусь без  визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в  случаях, если они:

1)  совершают беспересадочный  полет воздушным транспортом  через территорию Республики  Беларусь;

2)  следуют на самолете  международной авиалинии с пересадкой  в аэропорту на территории  Республики Беларусь и имеют  надлежащим образом оформленные  документы на право въезда  в государство назначения и  авиабилет с подтвержденной датой  вылета из аэропорта пересадки  на территории Беларуси в течение  24 часов с момента прибытия, за  исключением случаев вынужденной  остановки;

  1. проживают на территории государства, с которым Республика Беларусь имеет соответствующий международный договор.
  2. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств: стихийных бедствий, задерживающих движение транспортного средства; необходимости ремонта поврежденного транспортного средства; болезни или состояния здоровья, если по заключению организации здравоохранения Республики Беларусь дальнейшее следование иностранца, (или) лица, следующего совместно с ним, представляется опасным для их жизни и здоровья; непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки; наступления иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих дальнейшему следованию иностранцев, лиц без гражданства.

В случае вынужденной остановки  оформление пребывания на территории Республики Беларусь и продление  срока действия транзитной белорусской  визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки  по заявлению иностранных граждан  или лиц без гражданства.

В случае если государственным  органом или должностным лицом  был нарушен порядок оформления документов на въезд в Республику Беларусь и (или) на выезд из Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в  суд в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь.

Транзитный проезд через  территорию Республики Беларусь иностранных  граждан и лиц без гражданства  в сопредельное с Республикой  Беларусь государство разрешается  по предъявлении белорусской транзитной визы, либо визы государства назначения и действительных для выезда из Республики Беларусь проездных билетов или  подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Республики Беларусь.

В некоторых случаях иностранным  гражданам, лицам без гражданства  разрешается транзитный проезд через  территорию Республики Беларусь без  визы.

За нарушение порядка  въезда, выезда и транзитного проезда  через территорию Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Права иностранных граждан  в области трудовых правоотношений Республики Беларусь

В Республике Беларусь нормы, относящиеся к регулированию  трудовых прав иностранных граждан, содержатся в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь53, в законе от 3июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и в других нормативных актах.

В соответствии с белорусским  законодательством иностранцы, постоянно  проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной  или иной деятельностью, если эта  деятельность не запрещена в Республике Беларусь либо для занятия такой  деятельностью не предусматривается  обязательное условие, связанное с  принадлежностью к гражданству  Республики Беларусь.

Постоянно проживающие в  Республике Беларусь иностранные граждане, заключившие трудовой договор с белорусским предприятием, пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. На них распространяются общие положения белорусского законодательства о труде, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха. Работающие на белорусских предприятиях иностранные граждане подчиняются тем же правилам трудового распорядка, что и граждане Республики Беларусь.

Белорусским законодательством  установлена система лицензирования иностранной рабочей силы, привлекаемой на работу в Республику Беларусь. Субъекты хозяйствования и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, имеют право на привлечение иностранной рабочей силы только при наличии у них лицензии миграционной службы, выданных с учетом положения на внутреннем рынке труда. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1993 года № 832 «О мерах по регулированию внешней трудовой миграции»54 предусмотрено, что Министерство иностранных дел, консульские учреждения Республики Беларусь вправе осуществлять выдачу иностранцам въездных-выездных виз с целью найма на работу только к нанимателю, имеющие лицензию миграционной службы.

Ограничения, установленные  национальным законодательством иностранного гражданина не признаются на территории Республики Беларусь. Так, женщина-иностранка в Республике Беларусь может поступить на работу без согласия мужа, даже если в ее национальном законодательстве предусмотрены такого рода ограничения.

Таким образом, общие правила  о предоставлении иностранцам, постоянно  проживающим в Республике Беларусь, национального режима в области  трудовых прав содержит несколько исключений. В белорусском законодательстве эти исключения не многочисленны. Они  соответствуют требованиям Конвенции  МОТ № 143, согласно которой ограничения  должны касаться небольшой категории  работы и вправе вводиться только в интересах государства.

Иностранцы, временно проживающие  на территории Республики Беларусь, имеют  право заниматься трудовой, хозяйственной  или иной деятельностью, если совместимо с целями из пребывания в Республике Беларусь. В Республике Беларусь право  на труд, в том числе и для  гражданина-мигранта, реализуются путем  работы по найму, а также путем  самостоятельного обеспечения себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.).

Вступление в трудовые отношения иностранцев, как правило, осуществляется на основе трудового  договора (контракта), который заключается  между нанимателем и работником-мигрантом. В целях обеспечения защиты трудовых прав этой категории лиц предусмотрены  типовые трудовые контракты. Согласно Рекомендации МОТ № 86 «О трудящихся-мигрантах» трудовой контракт должен содержать  следующие сведения: имя и фамилию  трудящегося, а также место и  дату его рождения, семейное положение, место жительства и место вербовки; характер работы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую  зачисляется работник, его трудовые функции; размер оплаты за работу в  нормальное, сверхурочное время и  ночные часы, в праздничные и отпускные  дни, а также порядок выплаты  заработной платы; премии, надбавки и  пособия; условия, при которых предприниматель  может быть уполномочен производить  удержание из вознаграждения работника  и размер этих удержаний; условия  предоставления питания в тех  случаях, когда пища пропускается предпринимателем; срок действия контракта, а также  условия его возобновления и  расторжения (основания, разрешающие  досрочное расторжение контракта); условия, на которых разрешается  въезд на территорию иммиграции и  пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расход по возвращению на родину.

Согласно белорусскому законодательству о труде наниматель должен потребовать  от лица, поступающего на работу, представление  трудовой книжки, предъявление паспорта (свидетельство о рождении для  лиц в возрасте от 14 до 16 лет). При  приеме на работу, требующую специальных  знаний, наниматель вправе потребовать  предъявления диплома или иного  документа о профессиональной подготовке.

В силу ст. 20 Трудового кодекса Республики Беларусь55 запрещается совместная служба на одном на одном и том же государственном предприятии лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одному из них другому.

Наниматель и официальные  органы принимающей страны обязаны  информировать работника-мигранта об особенностях и условиях его работы, социального обеспечения, о жилищных условиях, налогах, порядке перевода трудовых сбережений, затратах на проезд, о культурных и религиозных обычаях  принимающей страны, о требованиях, которые должны выполняться работником-мигрантом  и членами его семьи, а также  официальных органах, в которые  он может обратиться за защитой своих  прав.

В соответствии со ст. 42 Трудового  Кодекса Республики Беларусь продолжительность  рабочего времени на предприятиях не может превышать сорока часов  в неделю. Эта норма не может  быть увеличена локальными актами, трудовыми договорами, за исключением  случаев, прямо предусмотренных  законодательством.

Белорусский закон разрешает  сверхурочные работы. Вместе с тем, он ограничивает их применение: сверхурочные работы не должны превышать для каждого  работника четырех часов в  течение двух дней подряд и 120 часов  в год. Кроме того, в законодательстве закреплен перечень категории лиц, которые не допускаются к сверхурочным работам (беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, работники моложе 18 лет и  др.).

Республика Беларусь ратифицировала Международные пакты об экономических, социальных и культурных нравах и  о гражданских и политических правах, в которых содержаться нормы, предусматривающие «право на справедливые и благоприятные условия труда». Данное понятие включает прежде всего достаточную заработную плату, ограничения продолжительности рабочего времени, отсутствием дискриминации в трудовых отношениях.

В Республике Беларусь на предприятиях с иностранными инвестициями трудовые отношения, включая вопросы найма  и увольнения, режима труда и отдыха, условия оплаты труда, гарантии и  компенсация, регулируются локальными актами этих предприятий, а также  коллективным договором (соглашением) индивидуальными трудовыми контрактами.

Определенной спецификой обладают условия труда иностранных  граждан, работающих в международных  организациях, находящиеся на территории Республики Беларусь. Эти условия  определяются соответствующими международными соглашениями и внутренними правилами  этих организаций. Указанные правила  предусматривают в одних случаях  применение законодательства страны пребывания, т.е. законодательство Республики Беларусь, в других случаях – страны работника-иностранца.

Судебная защита иностранных  граждан в Республике Беларусь

Согласно части 1 ст. 28 Кодекса о судоустройстве и статусе судей56 систему общих судов Республики Беларусь составляют: районные (городские) суды; областные (Минский городской) суды; Верховный Суд Республики Беларусь; межгарнизонные военные суды и Белорусский военный суд.

Кроме того, в Верховном  Суде учреждена специализированная судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности.

Каждый из названных судов  вправе рассматривать гражданские  дела в качестве суда первой инстанции. Поэтому, определив, что дело подведомственно  общему суду, следует установить, в  какой конкретно суд необходимо обратиться за рассмотрением дела. Правила, позволяющие разрешить  последний вопрос, получили название – правила подсудности.

Подсудность – это институт гражданского процессуального права, позволяющий разграничить компетенцию по рассмотрению и разрешению гражданских дел, подведомственных общим судам, между ниже- и вышестоящими судами, специализированными судами в системе общих судов Республики Беларусь, а также между территориальными звеньями судебной системы.

В теории гражданского процесса выделяют два вида подсудности родовую (предметную) и территориальную (местную).

Правила общей родовой (предметной) подсудности разграничивают компетенцию  по рассмотрению и разрешению гражданских  дел между нижестоящими и вышестоящими судами. Соответственно, различают  компетенцию районных (городских) судов, областных (Минского городского суда) судов и Верховного Суда Республики Беларусь по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Наряду с правилами  общей родовой (предметной) подсудности  следует различать правила специальной  родовой подсудности — определяющие компетенцию межгарнизонных военных  судов, Белорусского военного суда, а  также судебной коллегии по делам  интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

Общее правило родовой (предметной) подсудности законодатель закрепил в ст. 42 Гражданско-процессуального кодекса57 (далее ГПК) Республики Беларусь. Согласно нему, районный (городской) суд рассматривает по первой инстанции все подведомственные судам гражданские дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности других судов. Исключения из данного правила могут быть установлены только императивными нормами о подсудности отдельных категорий гражданских дел областным судам, Минскому городскому суду, Верховному Суду Республики Беларусь и специализированным военным судам, а также судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

Согласно части 1 ст. 45 ГПК Республики Беларусь и в силу иных актов законодательства исключительно Верховному Суду Республики Беларусь по первой инстанции подсудны дела по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан, по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений, по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума, по жалобам на отказ в регистрации политических партий, по заявлениям о прекращении деятельности политических партий, по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства, по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности и др.

Общее правило специальной  родовой подсудности гражданских  дел межгарнизонным военным судам  закреплено ст. 43 ГПК Республики Беларусь. Межгарнизонные военные суды рассматривают по первой инстанции дела по спорам военнослужащих об увольнении с военной службы, о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы. Белорусский военный суд также вправе рассматривать дела по первой инстанции в случаях, предусмотренных законодательством.

Одновременно областным, Минскому городскому судам, Белорусскому военному суду предоставлено право  изъять любое дело из районного (городского), межгарнизонного судов, находящихся  на территории соответствующей области, города Минска, а Верховному Суду Республики Беларусь - из любого общего суда Республики Беларусь и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 44, 45 ГПК). Необходимо отметить, что на практике областные суды, Верховный Суд Республики Беларусь редко пользуются предоставленным  им правом и зачастую это происходит лишь в случаях, если дело имеет значительный общественный резонанс, либо когда  дело представляет сложность в разрешении, что подтверждается, например, отменой  решений нижестоящих судов в  кассационном или надзорном порядке.

Если родовая подсудность  разграничивает компетенцию по рассмотрению и разрешению гражданских дел  между нижестоящими и вышестоящими судами, а также специализированными  судами в системе общих судов  Республики Беларусь, то территориальная - между судами одного звена (уровня) или специализации в зависимости от территории деятельности.

В исковом производстве различают  пять видов территориальной подсудности: общую территориальную (общие правила), исключительную, альтернативную (по выбору истца), договорную подсудность и  подсудность по связи дел. В неисковых  производствах эти правила не имеют непосредственного применения, так как подсудность здесь  устанавливается отдельно для каждой категории дел. Однако, заявление  о возбуждении приказного производства подается в суд по общим правилам подсудности (ч. 1 ст. 395 ГПК Республики Беларусь).

Правила общей территориальной  подсудности исковых дел закреплено в ст. 46 ГПК Республики Беларусь. Они заключаются в том, что заявление о возбуждении дела должно подаваться в суд по месту жительства ответчика, если же ответчиком является юридическое лицо, то заявление подается в суд по месту его нахождения, указанному в уставе или ином учредительном документе. Правила общей территориальной подсудности должны применяться постольку, поскольку иное не предусмотрено нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, то есть другими правилами территориальной подсудности исковых дел.

В соответствие со ст. 19 Гражданского кодекса Республики Беларусь местом жительства гражданина признается тот населенный пункт, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии с правилами  исключительной подсудности, предусмотренными ст. 48 ГПК Республики Беларусь, отдельные категории гражданских дел могут рассматриваться только в суде, прямо указанном нормой законодательства. Данные правила исключают возможность применения правил общей, альтернативной и договорной подсудности. Лишь воспользовавшись правилом подсудности встречного иска, возможно правомерное предъявление иска вопреки исключительной подсудности.

Альтернативная подсудность  или подсудность по выбору истца  позволяет истцу помимо правил общей  территориальной подсудности использовать еще один или несколько вариантов  определения территориальной подсудности, предусмотренных законодательством. Необходимо отметить, что правила  альтернативной подсудности не применяются, если имеет место исключительная, договорная подсудность или подсудность по связи дел (при предъявлении встречного иска).

Подсудность по выбору истца  может быть установлена и в  иных случаях, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь. В частности, согласно п. 1 ст. 43 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» иск о защите прав потребителей может предъявляться в суд по выбору истца по месту: жительства (нахождения) истца; жительства (нахождения) ответчика; исполнения договора; причинения вреда.

Законодатель в ст. 49 ГПК Республики Беларусь позволяет сторонам по письменному соглашению между собой и, исходя из своих интересов, установить договорную территориальную подсудность, то есть суд, который будет рассматривать уже возникший или могущий возникнуть спор. Тем не менее, договором о подсудности нельзя изменить исключительную подсудность, и подсудность по связи дел в случае предъявления встречного иска.

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев конституционно-правовой режим иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь и Российской Федерации с правовой точки зрения, а также изучив юридическую литературу по данному вопросу, автор решил поставленные задачи и достиг заданной цели.

Основы правового положения  иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ). В силу части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовой статус указанных категорий  лиц в Республике Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь, законом  от 3 июня 1993 г. «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь». Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».

Таким образом, в Российской Федерации  и в Республике Беларусь, основным правовым режимом иностранных граждан  и лиц без гражданства является национальный режим.

при рассмотрении правового  положения иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации, можно сделать  выводы о том, что институт правового  режима иностранных граждан сочетает в себе огромное количество разноотраслевых законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц.58 Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Также правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Информация о работе Правовой пежим иностранных граждан и лиц без гражданства