Правовой пежим иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – изучение и анализ действующего российского и белорусского законодательства в сфере формирования конституционно-правового режима иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть понятия иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь; 2) проанализировать права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь; 3) изучить правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
Глава 1. Конституционный статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь………….
1.1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь ………………………….…………………
1.2. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь………………………….
Глава 2. Общая характеристика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и Республике Беларусь
2.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации …………………………………………………………..
2.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...............

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ .docx

— 108.38 Кб (Скачать файл)

Граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  управлении делами государства как  непосредственно, так и через  своих представителей. Иностранные  граждане и лица без гражданства  такого права не имеют, то есть быть на государственной или муниципальной  службе иностранцы не могут.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 года «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»7 гласит: «государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации». Такое же ограничение содержит и Федеральный закон от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации»8: «государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации». Но в статье 18.1 делается исключение: «в Российской Федерации предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы». Иностранцы, находясь на военной службе, не могут занимать должности высшего порядка.

Статья 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»9 называет должности по отношению к отдельным видам деятельности, которые иностранный гражданин не имеет права занимать. Иностранный гражданин не имеет права: 1) находиться на муниципальной службе; 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; 3) быть членом экипажа военного корабля российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации; 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В ряде принятых законов также оговорена невозможность государственной службы иностранцев в органах суда, прокуратуры, милиции, безопасности, таможни, пожарной безопасности.

Иностранные граждане в исключительных случаях могут быть допущены к  государственной тайне. Правительство  Российской Федерации 22 августа 1998 года утвердило Положение о порядке  допуска лиц, имеющих двойное  гражданство, лиц без гражданства, иностранных граждан к государственной  тайне10. Все решения согласовываются с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, при этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям иностранные граждане и лица без гражданства, как правило, не допускаются.

В статье 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации»11 содержится норма о том, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

К политическим права относится  свобода мысли и слова. Свобода  мысли - это внутреннее состояние  личности, которое невозможно проконтролировать. Это право распространяется на всех членов общества, независимо от гражданства. Свобода слова - это возможность  любого человека беспрепятственно выражать свои взгляды в обществе. В основном это право реализуется посредством  публичных выступлений, публикаций в газетах, выступлениях на радио  и телевидении. Иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации могут пользоваться свободой слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом.

Конституцией гарантируется  право на объединение. Оно реализуется  иностранными гражданами, которые создают  свои общественные объединения (общества, клубы, землячества). Иностранные граждане и лица без гражданства, как правило, могут вступать в российские общественные объединения. В России, как и в  большинстве стран мира, запрещается  деятельность общественных и религиозных  объединений, иных некоммерческих организаций  иностранных государств и их структурных  подразделений, деятельность признана экстремистской в соответствии с  международно-правовыми актами и  федеральным законодательством. Решение  о запрете деятельности такой  организации принимается только судом. Иностранные граждане, также  как и российские граждане имеют  право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирования.

Право частной собственности, право на предпринимательскую и  иную, не запрещённую законом экономическую  деятельность - это основные экономические  права иностранных граждан.12 Иностранные граждане могут быть собственниками квартир, жилых и дачных домов, автомобилей - имеют право частной собственности. Право наследования им также гарантируется.

В Земельном кодексе Российской Федерации13 указано, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут получить в собственность земельные участки, но только за плату. Иностранные граждане, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка. Президентом Российской Федерации может быть установлено ограничение, на которое это правило не распространяется.

Согласно Конституции  Российской Федерации, иностранцы имеют  право на предпринимательскую и  иную экономическую деятельность в  Российской Федерации.

Последняя группа рассматриваемых  прав иностранных граждан - это социально-культурные права. К ним относятся: право  на свободный труд; право на отдых; право на защиту материнства, детства  и семьи; право на социальное обеспечение  и социальную защиту; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую  помощь; право на образование; право  на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и  пользование учреждениями культуры; право на доступ к культурным ценностям.

Работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее разрешение на привлечение и использование  иностранных работников, и использующие труд иностранных работников на основании  заключённых с ними трудовых договоров. Работодателем может быть иностранный  гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Иностранный гражданин, въехавший  в Российскую Федерацию с целью  осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории Российской Федерации только при  наличии подтверждения на право  трудовой деятельности, выданного на его имя, на основании полученного  работодателем разрешения.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений на право  трудовой деятельности не применяется  по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством: официально признаны беженцами; постоянно  проживают на территории России; получили убежище на территории Российской Федерации; подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.

Федеральные законы от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»14 и от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»15 гласит, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на пенсии на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Страховой стаж, дающий право на трудовую пенсию, составляет периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся  на территории России, лицам без  гражданства, постоянно проживающим  в Российской Федерации, и беженцам гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России.

Иностранцы, въезжающие в  Россию с целью получения образования, принимаются в образовательные  учреждения на основании направления  Министерства образования и науки  Российской Федерации или в соответствии с прямым договором, который заключается  между образовательным учреждением  и иностранным гражданином. Иностранные  граждане в России не только пользуются обозначенными законодательством  правами, но и несут обязанности  в рамках своего статуса.

Поскольку многие иностранные  граждане и лица без гражданства  занимаются в России предпринимательством и наёмной трудовой деятельностью, на них распространяется требование ст.57 Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы». Налоговый  кодекс Российской Федерации в равной мере распространяется на иностранных  граждан и юридических лиц, хотя и предусматривает особенности  их учёта как налогоплательщиков. Российская Федерация заключает  соглашения с иностранными государствами  в целях исключения двойного налогообложения  граждан этих государств в Российской Федерации и российских граждан  в этих государствах.

Иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации, обязаны зарегистрироваться по месту своего пребывания.

Пункт 2 ст.11 Федерального закона от 25 июля 2002 года «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»16 устанавливает обязанность иностранцев и лиц без гражданства временно проживающих в Российской Федерации избирать место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Временно проживающий гражданин также не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания.

Следует отметить, что временно проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан осуществлять трудовую деятельность только в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное  проживание.17

Каждый иностранный гражданин  и лицо без гражданства должны помнить о своей обязанности  своевременно выехать из Российской Федерации, то есть по истечении срока  действия визы или срока установленного законодательством, если на момент истечения  указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешения на временное проживание. При выезде из Российской Федерации  иностранный гражданин обязан сдать  свою миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в  пункте пропуска через Государственную  границу Российской Федерации.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству  другого государства.

Лицами без гражданства  в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств  своей принадлежности к гражданству  другого государства. (См. ст.1 закона «О правовом положении иностранных  граждан и лиц без гражданства  Республики Беларусь).

Информация о работе Правовой пежим иностранных граждан и лиц без гражданства