Курсовая работа
ПО
АГРАРНОМУ ПРАВУ
студентки 7 группы,
3 курса, заочного факультета,
Московской
Государственной Юридической Академии
Парцвания Екатерины Александровны
Тема 4.
Правовой режим
земель сельскохозяйственных
коммерческих
организаций
План:
1. Общая характеристика земель
сельскохозяйственных предприятий.
2. Основания возникновения у
них прав на землю,
3. Формы и виды собственности
на землю у крестьян (фермеров),
кооперативов, обществ. Их законодательное
закрепление.
4. Аренда земельных участков
предприятиями.
5. Использование земли: права
и обязанности пользователей.
6. Охрана окружающей природной
среды в связи с использованием
земли.
7. Возмещение вреда при загрязнении
окружающей Среды и нерациональном
использовании природных ресурсов:
порядок и условия.
1. Сельскохозяйственное законодательство,
как и другие отрасли, переживает
в настоящее время большие
перемены. Отказ от монополии
государственной собственности
на земля и переход к
разнообразию ее форм, в том числе допущение
частной собственности, является сложной
политической и социально-экономической
проблемой. На месте бывших колхозов и
совхозов советского периода с течением
времени доказавших свою несостоятельность
пришили, как более перспективные формы
хозяйствования - сельскохозяйственные
коммерческие организации.
Важнейшей проблемой сейчас является
правовой режим земель сельскохозяйственных
коммерческих организация до конца
не урегулированный нашим законодательством
(здесь можно назвать такие проблемы,
как пока не все организационно-правовое
формы сельскохозяйственных предприятий
не коореспондируются с Новым Гражданским
кодексом РФ (часть 1); отменены многие
статьи Земельного кодекса РСФСР, в частности
полностью отменена глава ХII, касающаяся
правового положения “Земли колхозом,
сельскохозяйственных кооперативов, совхозов
и других сельскохозяйственных предприятий,
учреждений и организаций”). Работа над
разработкой нового земельного законодательства
активно ведется, но пока все мы ждем результатов
проблема остается открытой.
Эта проблема очень важна
для нас, т.к. согласно статистике
именно сельскохозяйственные коммерческие
предприятия используют большую
часть земель сельскохозяйственного
назначения. Сейчас законодатель
разрабатывает новые методы регулирования
этого вопроса, однако нужно заметить,
что при разработке нормативных актов
необходимо учитывать, во-первых, специфику
самого сельскохозяйственного производства,
а во-вторых то, что в нашей стране сельское
хозяйство развивалось по особому пути.
В связи с этим важнейшим вопросом
является уяснение для юриста правового
режима земель сельскохозяйственных коммерческих
организаций.
Согласно ст. 56 Земельного кодекса
РСФСР “Землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли, представленные
для нужд сельского хозяйства или предназначенные
для этих целей”. Здесь можно отметить
следующие факторы в силу которых землям
сельскохозяйственного назначения придается
такой большой аспект: ограниченность
(неизменность количества); неперемещаемость;
невоссоздаваемость; неуничтожаемость;
практически неисчерпаемость производительной
силы.
Издревне земли сельского хозяйства
давали человечеству се самое необходимое.
И не случайно они ставятся законодателем
“на первое место среди выделяемых
в законодательстве семи категорий
земель земельного фонда страны. Основное
их назначение - производство сельскохозяйственной
продукции. Иначе говоря, здесь земля выступает
не только в качестве базиса для производственной
деятельности, но и прежде всего в качестве
главного средства производства. Поэтому
при характеристике этих земель выделяется
такое важнейшее их свойство, как плодородие.
При отсутствии плодородия невозможно
производство сельскохозяйственной продукции.”
(Аграрное право: Учебник/ Отв. ред д.ю.н.
Г.Е. Быстров. д.ю.н. проф. М.И. Козырь. - М,
1996, гл. Х проф. Сыродоев Н.А.).
В связи особенностям правового
режима земель сельскохозяйственного
назначения, их ценностью для народа
законодателем предусмотрены гарантии,
устанавливающие приоритет землепользования.
Статья 26 Земельного кодекса РСФСР говорит
о том, что земли, пригодные для нужд сельского
хозяйства предоставляются прежде всего
для сельскохозяйственных целей. Строго
ограничена возможность изменения целевого
назначения этих земель, и их изъятие из
сельскохозяйственного оборота. При предоставлении
земельного участка сельскохозяйственного
назначения приоритетность пользуется
именно сельскохозяйственное предприятие.
Законодатель не предусматривает первостепенность
предоставления земельного участка в
зависимости от того для каких сельскохозяйственных
форм ведения хозяйства собирается использовать
эту землю претендент. Однако необходимо
учитывать экономическую выгоду данного
вида производства, а также “насколько
умело и рачительно будет использовать
участок соответствующий претендент”
(Аграрное право: Учебник/ Отв. ред д.ю.н.
Г.Е. Быстров. д.ю.н. проф. М.И. Козырь. - М,
1996, гл. Х проф. Сыродоев Н.А.).
В соответствии со ст. 24 Земельного кодекса
РСФСР изъятие сельскохозяйственных
земель с целью их предоставления
для несельскохозяйственных нужд допускается
только в предусмотренных законом (особых)
случаях. Законодатель выделяет 2 вида
сельскохозяйственных угодий:
- сельскохозяйственные угодья
с кадастровой оценкой выше
средснерайонного уровня;
- особо ценные для данного региона
продуктивные земли.
Приведем перечень этих условий:
- изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением
международных обязательств, разработкой
месторождений ценных полезных ископаемых,
строительством объектов культуры и истории,
здравоохранения, образования, дорог,
магистральных трубопроводов, линий связи,
электропередачи и других линейных сооружений
при отсутствии других вариантов возможного
размещения этих объектов. Законодательством
республик. входящих в состав РСФСР, могут
предусматриваться другие случаи изъятия
ценных сельскохозяйственных угодий.
- Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель,
в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских
учреждений и учебных заведений, а также
земель природно-заповедного фонда, историко-культурного
назначения и других особо охраняемых
территорий, не допускается. Перечень
участков таких земель устанавливается
краевыми, областными, автономных областей,
автономных округов.
В случае установления неправомерного
изъятия сельскохозяйственных земель
для несельскохозяйственного производства,
возмещаются не только убытки, причиненные
таким изъятием, но и потери сельскохозяйственного
производства.
Также убытки будут возмещены при
ограничении какими-либо предприятиями
или организациями использование
земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 57 Земельного
кодекса РСФСР, где четко определен округ
лиц, которым предоставляются земли сельскохозяйственного
назначения, сейчас формы их организации
приводится в соответствие с новым Гражданским
кодексом.
Сельскохозяйственные коммерческие
организации (предприятия), в соответствии
с законодательством, могут использовать
земельные участки на таких вещных правах,
как право собственности и право бессрочного
(постоянного) пользования. Кроме того,
земельный участок может находится у сельскохозяйственного
предприятия в аренде или временном пользовании.
Государственные сельскохозяйственные
предприятия могут использовать землю
на любом из указанных видов прав (правовых
титулах), кроме права собственности.
По своему содержанию право собственности
является наиболее полным правом на
землю. Согласно ст. 36 Конституции РФ, владение,
пользование и распоряжение землей осуществляется
собственником свободно, если это не нарушает
прав и законных интересов иных лиц, и
не наносит ущерба окружающей среде. В
ст. 209 нового ГК РФ (часть 1) содержится
практически аналогичное положение. Вместе
с тем Кодекс вносит существенное дополнение,
которое отсутствует в Конституции: владение,
пользование и распоряжение землей осуществляется
собственником свободно, но в той мере,
в какой ее оборот допускается законом
(ст. 209 ГК РФ). Говорится, что земля может
отчуждаться или переходить от одного
лица к другому в той мере, в какой ее оборот
допускается законом о земле, т.е. земельным
законодательством.
Надо отметить, что в ГК РФ по
сравнению с прежним земельным,
природоресурсным законодательством
в соответствии положением ст. 261, право
собственности на земельный участок распространяется
на находящиеся в границах этого участка
поверхностный (почвенный) слой и замкнутые
водоемы, на находящиеся на нем лес и растения.
В Водном кодексе РФ уже предусмотрена
возможность нахождения в частной
собственности физического и
юридического лица водного объекта,
расположенного в пределах земельного
участка, который является собственностью
конкретного лица. Но в отличии
от ГК РФ Водный кодекс РФ вводит дополнительные
условия в отношении такого водного объекта.
Он, в частности, должен представлять собой
небольшой по площади бессточный поверхностный
искусственный или естественный водоем,
не имеющий гидравлическую связь с др.
поверхностными водными объектами. Площадь
занятая водным объектом, включается при
этом в общую площадь земельного участка.
Представляется, что подобная статья будет
включена в проект нового Земельного кодекса.
Сельскохозяйственные предприятия
как земельный собственник обладает
правомочиями владения, пользования и
распоряжения земельным участком, что
составляет право собственности. Это право
можно определить следующим образом:
Правомочие владения - право фактического
обладания (господства) землей, оно
является необходимым условием для
осуществления собственности и распоряжения.
Правомочие владения представляет собой
юридическое основание принадлежности
земельного участка конкретной сельскохозяйственной
организации, из него вытекают такие например,
права, как право огораживать земельный
участок, запрещать пользоваться им третьим
лицам и т.д. (земельное право России. Учебник
/ Под ред. Петрова, М., 1995). Это правомочие
неразрывно связано с обязанностью собственника
использовать земельный участок строго
по целевому назначению, установленному
при приобретении (представлении) участка
в собственность данной лицом.
Правомочие пользования означает
юридическую возможность совершать
определенные действия по пользованию
(эксплуатации) земли для извлечения
из нее полезных свойств и получение
дохода. Это правомочие является одновременно
и обязанностью земельного собственника
использовать свой участок. В процессе
использования земли собственник имеет
право самостоятельно хозяйствовать на
ней, использовать имеющиеся не участке
общераспространенные полезные ископаемые,
пресные подземные воды, торф, возводить
производственные и иные строения и сооружения
и т.д.
Правомочие распоряжаться землей
означает возможность определения
собственником юридической судьбы
участка путем совершения распорядительных
действий. Юридические лица - собственники
земельных участков имеют право продавать
земельный участок или его часть в качестве
взноса в уставные фонды (капиталы) АО,
товарищества и т.д. (п. 2 Указа Президента
РФ от 27 октября 1996 года “О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России”).
В соответствии с законом основания
возникновения права собственности
на землю сельскохозяйственных коммерческих
организаций как юридического лица
могут является: продажа земельных
участков фонда перераспределения
земель местной администрацией на аукционе
или по конкурсу (согласно п. 5 Указа Президента
РФ от 27 декабря 1991 года “О неотложных
мерах по осуществлению земельной реформы”);
передача земельного участка или его части,
земельных долей (паев) в уставной капитал
(складочный) капитал сельскохозяйственного
предприятия (п 2. Указа Президента РФ от
27 октября 1996 года “О регулировании земельных
отношений и развитии аграрной реформы
в России”); выкуп сельскохозяйственным
предприятием земельных угодий остающихся
сверх причитающихся хозяйству бесплатно
по среднерайонной норме. Речь идет о тех
случаях, когда в результате реорганизации
колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных
предприятий, согласно Положению, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 4
сентября 1992 года № 708 (“О порядке приватизации
и реорганизации предприятий и организаций
агропромышленного комплекса”) площадь
земель, выделенных гражданам, имеющим
право на получение земельных долей бесплатно,
окажется в своей совокупности меньше
площади прежних земельных угодий хозяйства.
Последние вправе обратиться в районную
администрацию (орган местного самоуправления)
с ходатайством о дополнительном выделении
оставшейся части земельных угодий в аренду
или в собственность в порядке выкупа
(п. 9, 12 Положения о реорганизации, колхозов,
совхозов и приватизации государственных
сельскохозяйственных предприятий).