Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 13:25, курсовая работа
Цель работы – всесторонне изучить особенности правового статуса некоммерческих организаций.
Задачи исследования:
Изучить понятие и правовой статус некоммерческих организаций;
Проанализировать особенности регистрации, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
Рассмотреть отдельные виды некоммерческих организаций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………….……4
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………...15
3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…..….26
3.1 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ………………………….……...26
3.2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)……………………………………………………………….29
3.3 ФОНД КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО………………………………..…31
3.4 УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………………32
3.5 АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ………………………………………...……33
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ……………………………..….36
3.7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ……………………………….…..37
3.8 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО………………………………...39
3.9 АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……………41
3.10 КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……………………………………………………………...….43
3.11 ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ КАК НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………..………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...………53
Как и в коммерческих организациях, в некоммерческих возможны различные модели соотношения прав учредителей и самого юридического лица18. Первая модель - учредители (участники) утрачивают вещные права на переданное юридическому лицу имущество, приобретая при этом права обязательственные - права требований (потребительские кооперативы). Вторая модель - учредитель, передавая юридическому лицу имущество, продолжает оставаться его собственником (сохраняет свои вещные права). При этом учредитель признается собственником и всего того, что приобретается юридическим лицом в процессе деятельности некоммерческой организации (в качестве примера можно привести учреждения). При третьей модели учредитель, передавая юридическому лицу имущество, теряет как обязательственные, так и вещные права на имущество. Однако в некоторых случаях он сохраняет право контроля за этим имуществом (например, в фондах).
В отличие от коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных документов, некоммерческие могут действовать на основании общих положений об организациях такого вида19. В качестве примера можно привести первичные профсоюзные организации и адвокатские палаты субъекта Федерации. Неоднозначно решается вопрос относительно возможности признания некоммерческих юридических лиц банкротами. Согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 65 ГК, юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом)20. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Таким образом, казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны банкротами ни при каких обстоятельствах. Остальные виды некоммерческих организаций могут быть признаны банкротами только в судебном порядке. Что касается государственных корпораций или государственных компаний, то они могут быть признаны банкротами только в том случае, если это прямо предусмотрено специальным правовым актом, которым предусмотрено их создание. Наконец, фонды по общему правилу могут быть признаны банкротами, за исключением случаев, когда запрет на признание их банкротами установлен законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. В качестве примера можно привести п. 7 ст. 2 Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий», согласно которому центр не может быть признан несостоятельным (банкротом)21.
Некоммерческие юридические лица могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом РФ, но и другими федеральными законами (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК). В основном эти организационно-правовые формы предусмотрены Законом о некоммерческих организациях.
По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация создается без ограничения срока действия. Данная норма является диспозитивной.
В отличие от коммерческих перечень некоммерческих организаций, приведенный в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Федеральным законом могут быть предусмотрены и иные формы. Так, Законом о некоммерческих организациях предусмотрены некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, казачьи общины, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, государственные компании. Кроме того, согласно п. 4 ст. 50 ГК допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые по своей организационно-правовой форме также являются некоммерческими организациями.
То обстоятельство, что перечень некоммерческих организаций не является закрытым, обусловлен следующим. Поскольку цели, для которых создаются некоммерческие организации, очень разнообразны - это и социальные, и благотворительные, и культурные, и образовательные, и научные, и многие другие, направленные «...на достижение общественных благ», то предугадать формы, которые могут принять некоммерческие организации, довольно сложно22.
В некоторых случаях закон предусматривает возможность создания юридических лиц исключительно в конкретных организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Такое требование обусловлено спецификой основных целей деятельности указанных юридических лиц. Так, согласно п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом.
В большинстве случаев некоммерческие организации являются собственниками принадлежащего им имущества (исключение составляют учреждения). Однако осуществление права собственности имеет определенную специфику. Так, некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.
Как и другие виды юридических лиц, некоммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации. Сам акт государственной регистрации следует рассматривать как формальное закрепление гражданско-правового статуса некоммерческой организации, что, в свою очередь, дает ей возможность выступать в гражданском обороте. Кроме того, факт государственной регистрации имеет немаловажное практическое значение для некоторых некоммерческих организаций. В частности, в ряде случаев государственная регистрация некоммерческой организации необходима для того, чтобы иметь возможность получить какие-либо льготы, субсидии и др23.
Государственная регистрация некоммерческой организации имеет немаловажное значение и для государственных органов, осуществляющих контроль за их деятельностью. В частности, она помогает установить единый механизм контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям.
Наконец, только зарегистрированные общественные объединения получают возможность участвовать и в определенных публичных правоотношениях. Например, политические партии могут участвовать в избирательных кампаниях только после государственной регистрации, обязательность которой установлена п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»24.
Однако необходимо отметить, что специфика основных целей деятельности некоммерческих организаций обусловливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, необязательно наличие прав юридического лица для общественных и религиозных объединений, а также профсоюзов и их объединений. В силу п. 1 ст. 2 ГК незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.
Следует отметить, что ранее по непонятной причине основополагающий нормативный акт - Закон о некоммерческих организациях не содержал специальной статьи, посвященной государственной регистрации некоммерческих организаций. С 18 апреля 2006 г. процедура регистрации некоммерческих организаций осуществляется по новым правилам, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в Закон о некоммерческих организациях25. В соответствии с указанным Законом порядок их государственной регистрации предусмотрен вновь принятой ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях.
Согласно п. 1 указанной статьи некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций26.
Таким образом, государственная регистрация некоммерческих юридических лиц заключается в следующем. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом. Таковым органом согласно п. 1 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»27 является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России). Согласно пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
При этом формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 21228. А Приказом Минюста РФ от 3 августа 2009 г. N 24429 утверждена форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.
Однако сама процедура государственной регистрации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом30 или его территориальным органом решения о государственной регистрации (п. 3 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях). В указанной статье Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сказано, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Таковым органом является Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства от 30 сентября 2004 г. N 50631. Согласно п. 5.3.1 указанного Положения последняя осуществляет государственную регистрацию юридических лиц. А в п. 5.5.6 указанного Положения сказано, что она ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, путем взаимоотсылок к различным правовым актам можно прийти к выводу, что 1) решение о возможности государственной регистрации некоммерческих организаций принимает Минюст РФ; 2) сама регистрация некоммерческих организаций осуществляется Федеральной налоговой службой.
Вместе с тем для государственной регистрации отдельных видов некоммерческих организаций может быть предусмотрено специальное правовое регулирование и, в частности, федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Что же касается реорганизации, то, как справедливо заметил Д.И. Степанов, предлагая в потенциальном развитии законодательства о некоммерческих организациях не отказываться от требования недопустимости распределения прибыли среди участников некоммерческой организации, считает не нужным развивать каким-либо специальным образом указанное ограничение и не распространять его на прочих лиц, связанных с такой организацией32. Наряду с этим нельзя согласиться с его же точкой зрения о необходимости ослабления целевого подхода с последующим переходом к экономическому подходу ограничения некоммерческих организаций от коммерческих33. Законодатель, на наш взгляд, будет, напротив, стремиться восстановить некий «статус-кво» переходного периода экономического развития и создаст как максимальную детализацию самого целевого критерия, так и его функциональные признаки: соотношение допустимой прибыли с расходами по счетам, фиксацию не прибыли, а дохода (выручки) и последующий жесткий налоговый, организационный и финансовый контроль. Однако описанное ужесточение на одном полюсе целевого критерия и оставление на другом реально достижимого либерального экономического критерия приведет к необходимости выбора оптимальной формы и возможного перехода в иную организационно-правовую форму. В этом смысле возрастает значение такого методически важного средства трансформации юридического лица, каким выступает реорганизация.
Правовой институт реорганизации имеет большое значение для всех юридических лиц в целом и для некоммерческих организаций в частности. С его помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность хозяйственных связей, отпадает необходимость увеличивать налоговое бремя, сокращаются временные издержки и т.д.
Как уже было отмечено, отечественное законодательство не содержит четкой дефиниции реорганизации юридического лица. Закон о некоммерческих организациях лишь перечисляет допустимые формы реорганизации, не указывая, чем же, по сути, она является. Кроме того, норма п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона носит отсылочный характер, так как содержит правило, согласно которому реорганизация некоммерческой организации может осуществляться в порядке, предусмотренном ГК РФ, названным Законом и другими федеральными законами. Следовательно, в законодательстве о некоммерческих организациях установлена система иерархической соподчиненности общих норм гражданского законодательства со специальными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами34.
Информация о работе Правовой статус некоммерческих организаций