Правовой статус некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить особенности правового статуса некоммерческих организаций.
Задачи исследования:
 Изучить понятие и правовой статус некоммерческих организаций;
 Проанализировать особенности регистрации, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
 Рассмотреть отдельные виды некоммерческих организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………….……4
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………...15
3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…..….26
3.1 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ………………………….……...26
3.2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)……………………………………………………………….29
3.3 ФОНД КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО………………………………..…31
3.4 УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………………32
3.5 АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ………………………………………...……33
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ……………………………..….36
3.7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ……………………………….…..37
3.8 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО………………………………...39
3.9 АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……………41
3.10 КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……………………………………………………………...….43
3.11 ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ КАК НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………..………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...………53

Вложенные файлы: 1 файл

Основа.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Как и любая другая некоммерческая организация, казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Следует отметить, что традиционным видом деятельности для казаков всегда было земледелие, и в связи с этим на повестку дня встал вопрос о наделении казачьих обществ землей для того, чтобы они могли осуществлять такую деятельность.

Определенный шаг в этом направлении был сделан с принятием Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденного Постановлением Правительства от 8 июня 1996 г. N 66771. Данное Положение определило, что целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ.

Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва, и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.

Формирование этого фонда происходило с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.

Казачьи общества как некоммерческие организации создаются на основе членства (п. 1 ст. 6.2). При этом имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов (п. 3 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях).

Особенности прекращения казачьих обществ как юридических лиц установлены п. 5 ст. 6 Закона о государственной службе российского казачества. Согласно указанному пункту казачье общество может быть исключено из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации в случае72:

1) нарушения казачьим  обществом и (или) его членами  Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных  нормативных правовых актов Российской  Федерации, конституций (уставов) субъектов  Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов;

2) систематического неисполнения  или ненадлежащего исполнения  членами казачьего общества принятых  на себя обязательств по несению  государственной или иной службы;

3) уменьшения установленной (фиксированной) численности членов  казачьих обществ, принявших на  себя обязательства по несению  государственной или иной службы;

4) ликвидации казачьего  общества в качестве юридического  лица.

 

3.11 ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ КАК НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Ст. 69 Конституции РФ установила, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений73. В п. 4 ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях сказано, что особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

Согласно ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

В свою очередь, определение коренных малочисленных народов дано в ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», согласно которой коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями74.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Необходимость особого правового статуса для коренных малочисленных народов Российской Федерации обусловлена, прежде всего, тем, что такие народы, помимо того, что они малочисленны, проживают в экстремальных климатических условиях, оказывающих негативное воздействие на организм людей75.

Создание же такой организационно-правовой формы юридических лиц, как община коренных малочисленных народов, обусловлено необходимостью представлять их интересы, а также выступать в гражданском обороте. Неофициально подобные организации существовали и ранее. Однако они не могли зарегистрироваться в качестве юридических лиц, так как органы, осуществляющие государственную регистрацию, отказывались регистрировать общины малочисленных народов на том основании, что гражданским законодательством не предусмотрены такие организационно-правовые формы юридических лиц.

Следует отметить, что о праве создавать общины коренных малочисленных народов говорится и в Законе о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, и в других правовых актах. Так, в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» сказано, что общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет76. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Однако в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ сказано, что с момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной77. При этом созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель общины коренных малочисленных народов - достижение общественно полезных целей. В частности, такой общественно полезной целью, как отмечено в указанном выше определении, является защита их исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Как и в отношении других некоммерческих организаций, в данном случае действует правило, согласно которому община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Такая предпринимательская деятельность в основном связана с их традиционными занятиями - охота, оленеводство, рыбная ловля и др.

Определенной спецификой обладает процедура прекращения общины коренных малочисленных народов и судьба ее имущества после прекращения. По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Что касается общины малочисленных народов, то ее члены имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при её ликвидации. Таким образом, процедура похожа на процедуру прекращения хозяйственных обществ и товариществ, когда их участники имеют право на получение части имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разнообразие организационно-правовых форм некоммерческих организаций создаёт широкий простор для реализации прав и интересов граждан, а также юридических лиц. В последнее время некоммерческие организации играют все более важную роль в формировании современного гражданского общества в России. Их историческую роль в становлении правового государства трудно переоценить. Они приносят в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в равноправии их статуса в отношении государства и социальных институтов.

Сегодня некоммерческие организации в России - это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.

Все более заметным становится также их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения.

Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций -координация действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органах -все эти функции должны выполняться и выполняются некоммерческими организациями.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
  3. Федеральный закон от 10.01.2006 N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 23.12.2005) // «Российская газета», N 6, 17.01.2006
  4. Федеральный закон от 22.07.2010 N 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 09.07.2010) // «Российская газета», N 163, 26.07.2010.
  5. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 05.04.2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.04.1999) // «Российская газета», N 90, 12.05.1999.
  6. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // «Российская газета», N 153-154, 10.08.2001
  7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2010) // «Российская газета», N 14, 24.01.1996.
  8. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) // «Российская газета», N 100, 25.05.1995.
  9. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2000) // «Российская газета», N 142, 25.07.2000.
  10. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) // «Парламентская газета», N 132, 17.07.2001.
  11. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.
  12. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // «Российская газета», N 138-139, 30.07.2002.
  13. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997) // «Российская газета», N 190, 01.10.1997.
  14. Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 23.07.2008) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // «Российская газета», N 154, 12.08.1993.
  15. Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» (принят ГД ФС РФ 25.04.2008) // «Российская газета», N 104, 16.05.2008.
  16. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 05.05.2010) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // «Российская газета», N 230, 19.10.2004.
  17. Указ Президента РФ от 21.09.2003 N 1096 (ред. от 30.04.2009) «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.09.2003, N 39, ст. 3739.
  18. Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» // «Российская газета», N 37, 27.02.2003.
  19. Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 (ред. от 04.05.2010) «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (вместе с «Правилами передачи сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») // «Российская газета», N 86, 25.04.2006.
  20. Постановление Правительства РФ от 08.06.1996 N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» // «Российская газета», N 142, 30.07.1996.
  21. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 15.06.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2004, N 40, ст. 3961.
  22. Приказ Минюста РФ от 03.08.2009 N 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2009 N 14639) // «Российская газета», N 166, 04.09.2009.

 

  1. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА.
  2. Постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2001 N А14-7510/00/18/23 Требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность, лишь в том случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора. // СПС КонсультантПлюс.

 

  1. ЛИТЕРАТУРА.
  2. Амбарян М.Г. Правовое положение государственных корпораций // Безопасность бизнеса. 2010. N 1. С. 2.
  3. Бандурина Н.В., Ковальчук Г.А. Правовой статус объединений (ассоциаций и союзов) в банковской сфере // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 5. С. 89.
  4. Борисов А.Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов. М.: Юстицинформ, 2007. С. 267.
  5. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. О.Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — С. 124.
  6. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008. С. 136.
  7. Гришаев С.П. Казачье войско как некоммерческая организация // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  8. Гришаев С.П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  9. Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // «Корпорации и учреждения: Сборник статей» / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 197.
  10. Давыдова О.В. Роль учредителя в жизни АНО // «Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение». 2010. N 8. С. 34.
  11. Емелькина Н.А. Вправе ли субъект Российской Федерации и муниципальное образование создать автономную некоммерческую организацию? // «Российская юстиция». 2010. N 1. С. 45.
  12. Женетль С.З. Особенности регистрации некоммерческих организаций // Предпринимательское право. 2009. N 4. С. 14.
  13. Захарьин В.Р. Ликвидация организаций: бухгалтерский учет и налогообложение // Экономико-правовой бюллетень. 2009. N 9. С. 159 .
  14. Катько Н.С. Критерии определения меньшинства // Белорусский журнал международного права и международных отношений.2001. N 2. С.33.
  15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.А. Степанова (автор главы - В.В. Прохоренко). М.: Проспект; Институт частного права, 2009. С. 45.
  16. Король Е.А. Совершенствование правового положения учреждений // «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2010. N 12. С. 18.
  17. Короткова О.И. Управление государственными унитарными предприятиями: проблемы и средства достижения успеха // «Государственная власть и местное самоуправление». 2009. N 12. С. 27.
  18. Кравченко Д.В. О реформировании государственных корпораций // Законодательство и экономика. 2010. N 5. С. 16.
  19. Крылова Ю.А. Особенности реорганизации некоммерческих организаций // Юридический мир. 2010. N 3. С. 29.
  20. Курков П.А. Некоторые проблемы правового регулирования создания и деятельности потребительских кооперативов // «Предпринимательское право», 2008, Специальный выпуск. С. 63.
  21. Мелехина Т.И. Особенности ликвидации некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. N 12. С. 46.
  22. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // «Вестник гражданского права», 2007, N 3. С.81.
  23. Пресняков С.А. Ликвидация предприятия. М.: Налоговый вестник, 2009. С.172.
  24. Саркисов А.К. Государственные корпорации и государственные компании в законодательстве Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. N 2. С. 36.
  25. Свит Ю.П. Проблемы правового регулирования статуса некоммерческого партнерства // Цивилист. 2009. N 3. С. 31.
  26. Серова О.А. Законодательство о юридических лицах: возможные пути совершенствования // Гражданское право. 2009. N 4. С. 21.
  27. Серова О.А. Классификационные критерии деления юридических лиц по цели деятельности // Юридический мир. 2010. N 4. С. 28.
  28. Сойфер Т.В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // «Журнал российского права», 2009, N 1. С. 18.
  29. Соменков С.А. Учреждения на современном этапе развития законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 2. С. 21.
  30. Степанов Д.И. В поисках разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. С. 49.
  31. Сумской Д.А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // «Российская юстиция», 2009, N 6. С. 35.
  32. Терновая О. «Третий сектор» в России: тенденции развития // ЭЖ-Юрист. 2010. N 38. С. 8.
  33. Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: Постатейный комментарий к статьям 113 - 115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации / П.В. Крашенинников, А.В. Майфат, И.Б. Миронов, и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. С. 94.
  34. Хазипова Х.М. Гражданско-правовая ответственность кооператива: сравнительно-правовой аспект // Юрист. 2010. N 1. С. 28.
  35. Чаркин С.А. Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов // «Современное право», 2008, N 5. С.25.
  36. Шелютто М.Л. Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы (обзор III Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся) // «Журнал российского права», 2009, N 1. С. 153

Информация о работе Правовой статус некоммерческих организаций