Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 13:25, курсовая работа
Цель работы – всесторонне изучить особенности правового статуса некоммерческих организаций.
Задачи исследования:
Изучить понятие и правовой статус некоммерческих организаций;
Проанализировать особенности регистрации, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
Рассмотреть отдельные виды некоммерческих организаций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………….……4
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………...15
3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…..….26
3.1 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ………………………….……...26
3.2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)……………………………………………………………….29
3.3 ФОНД КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО………………………………..…31
3.4 УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………………32
3.5 АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ………………………………………...……33
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ……………………………..….36
3.7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ……………………………….…..37
3.8 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО………………………………...39
3.9 АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……………41
3.10 КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……………………………………………………………...….43
3.11 ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ КАК НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………..………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...………53
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
3.7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ
Как следует из п. 1 ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях, государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.
Такой вид некоммерческих организаций появился совсем недавно в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»61 в Закон о некоммерческих организациях. Учредителем государственных компаний является Российская Федерация, которая, соответственно, передает государственной компании в качестве имущественных взносов часть своего имущества. Однако после передачи этого имущества государственной компании оно становится собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом62.
Таким образом, для создания государственной компании каждый раз необходимо принимать специальный федеральный закон. В настоящее время единственным таким законом является Федеральный закон N 145-ФЗ, в соответствии с которым была создана государственная компания «Российские автомобильные дороги». Нельзя не обратить внимания на то, что порядок образования таких некоммерческих организаций, как государственные компании, очень напоминает порядок образования государственных корпораций63.
Согласно п. 4 ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.
Для создания государственной компании не требуются учредительные документы, предусмотренные п. 1 ст. 52 ГК (устав, учредительный договор, положение общего вида). Вся необходимая информация о государственной компании должна содержаться в законе, который предусматривает ее создание. Так, согласно п. 6 ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях в федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.
В соответствии со ст. 8 Закона о некоммерческих организациях некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение любых целей ее создания.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Члены некоммерческого партнерства вправе:
- участвовать в управлении
делами некоммерческого
- получать информацию
о деятельности
- по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
- если иное не установлено
федеральным законом или
- получать в случае
ликвидации некоммерческого пар
По совокупности перечисленных требований некоммерческое партнерство наиболее близко к договору совместной деятельности (договору простого товарищества). Различия состоят в следующем64:
- при осуществлении совместной деятельности юридическое лицо не образуется, в то время как некоммерческое партнерство обязано пройти регистрацию в качестве юридического лица;
- цель заключения договора
простого товарищества - получение
прибыли, т.е. осуществление
Разумеется, при выполнении некоммерческим партнерством своих функций могут обеспечиваться условия для увеличения общего объема прибыли, получаемой участниками. Однако в качестве основной цели подобные задачи ни рассматриваться, ни объявляться не могут.
Главным отличием некоммерческого партнерства от прочих форм коммерческих и некоммерческих организаций является то, что любой член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, предусмотренных учредительными документами некоммерческого партнерства. При этом Закон о некоммерческих организациях особо оговаривает: член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства в порядке, установленном для распределения имущества при ликвидации партнерства.
Автономной признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
Автономные некоммерческие организации, как и некоммерческие партнерства, являются новым для нашего законодательства видом некоммерческих организаций. Автономные некоммерческие организации основывают свою деятельность по принципу отсутствия членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера. В отличие от учреждений, которые обязаны финансировать собственники, такие организации обладают правом собственности на переданное им учредителями имущество. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Автономные некоммерческие организации можно использовать для ведения бизнеса, особенно в сфере оказания платных услуг. В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры, юридические либо иные консультации и иные подобные образования65. Условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц. При этом в отличие от государственных или частных (негосударственных) учреждений имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, а также приобретенное или произведенное ею впоследствии, является собственностью самой организации. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей. Следовательно, автономная некоммерческая организация может в определенных условиях выполнять функцию дочерней компании, не обременяя учредителя ответственностью.
Правовая конструкция автономной некоммерческой организации имеет много общего с фондом. Так, согласно п. 1 комментируемой статьи автономная некоммерческая организация не имеет членства. Учредители автономной некоммерческой организации не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении ее имущества, в т.ч. переданного ими в качестве вклада в собственность данной организации. Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество. Закон не исключает единоличное учредительство66. Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Однако они обязаны осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным задачам в порядке, определенном ее учредительными документами. В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона они вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами.
Согласно Закону учредители осуществляют надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном учредительными документами. Однако законодательно не определено, каким образом такой надзор производится.
Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но не в коммерческую организацию. По смыслу п. 1 ст. 65 ГК РФ она не может быть объявлена банкротом. Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с нормами ее устава или в порядке, предусмотренном Законом.
3.10 КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
На территории 56 субъектов РФ в настоящее время действуют 10 войсковых казачьих обществ, объединяющих в своих рядах более 600 тысяч человек67. Члены войсковых казачьих обществ принимают участие в охране лесных и земельных угодий, водных, рыбных и других природных ресурсов, а также содействуют охране государственной границы и общественного порядка.
Согласно п. 1 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей. В частности, такой общественно полезной целью, как отмечено в указанном выше определении, является возрождение российского казачества, защита его прав. Следует отметить, что на практике деятельность казачьих обществ значительно шире. Так, обычными направлениями их деятельности являются68:
1) охрана общественного порядка;
2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрана;
3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;
4) патриотическое воспитание детей и молодежи;
5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;
6) профилактика и борьба с наркоманией;
7) создание условий для
массового отдыха жителей и
организация обустройства мест
массового отдыха населения, включая
организацию совместных
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»69. Этим Указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Кроме того, как следует из п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества», должно быть принято специальное постановление Правительства РФ, регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято70.
Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.
Информация о работе Правовой статус некоммерческих организаций