Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:54, контрольная работа
Совокупный организационно-правовой механизм правосудия - результат исторического развития в конкретном обществе, его невозможно заимствовать из общества другого, пусть самого продвинутого в этой сфере государства. Правосудие для каждого общества, для каждого государства самобытно, поэтому в силу этого обстоятельства развиваться может только в естественном (органичном) для этого общества режиме.
Вариант № 17
Вопрос 1. Правовой статус судей в России.
Совокупный организационно-
Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус судей (в России он определен ст. 10, 119 - 122, 128 Конституции РФ) предопределяется тем, что судьи осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, представителями которой являются. В нашей стране судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция РФ закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей, чем обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне, как указал Конституционный Суд РФ в п. 2 Постановления от 7 марта 1996 г. № 6-П, отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно ст. 91 и 98 Конституции РФ обладают неприкосновенностью.
Непосредственно ст. 119 Конституции РФ закреплены четыре основных требования, предъявляемые к судье.
1. Наличие гражданства Российской Федерации.
Прекращение гражданства РФ согласно подп. 6 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей является основанием досрочного прекращения полномочий судьи. О таком основании в отказе назначения судьей, как наличие двойного гражданства, либо о таком основании прекращения полномочий судьи, как приобретение второго гражданства (подданства), в федеральном законодательстве прямо не говорится.
2. Достижение 25-летнего
возраста. Формально это требование
относится к моменту
3. Наличие высшего юридического образования. Это требование для занятия должности судьи не новое для нашей страны. Как отмечается в литературе, оно имело место еще в Учреждениях судебных установлений 1864 г., ст. 407 которых гласит: "Окончившие курс юридических наук в высших учебных заведениях, а также лица, имеющие аттестаты о выдержании экзамена в сих науках, могут быть назначаемы кандидатами на должности по судебному ведомству". В советское время, хотя образовательный ценз для судьи законодательно не закреплялся, к середине 1980-х гг. 98% судей районных судов имели высшее юридическое образование1.
4. Наличие стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Все четыре конституционных требования распространяются как на судей федеральных судов, так и на судей судов субъектов РФ.
В Российской Федерации судьями (разумеется, в понимании государственных, а не третейских судов и др.) являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. При этом все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности же правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 11, ст. 12 ФКЗ о судебной системе). Присвоение судье квалификационного класса, что производится в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств, не означает изменения его статуса относительно других судей.
Дополнительные требования - не статусного (в узком смысле, т.е. определяемые законодательно) характера, предъявляемые к судье, о которых говорится во втором предложении ст. 119 Конституции РФ, можно поделить на четыре группы. Все они охватываются: а) п. 10 Основных принципов независимости судебных органов (1985), в силу которого лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности; б) п. 3.2 Европейской хартии о статусе судей, который установил: "Статус определяет случаи, в которых предыдущая деятельность кандидата или деятельность его ближайших родственников может стать препятствием для направления на работу в суд по причине возникновения закономерных и объективных сомнений в отношении беспристрастности или независимости"2.
Первая группа дополнительных требований - требования к состоянию здоровья судьи - введена Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ, дополнившим Закон о статусе судей и закрепившим в качестве обязательного требования проведение предварительного медицинского освидетельствования претендента на должность судьи для подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Второй группой дополнительных требований являются требования морально-этического характера. Они закреплены:
а) в действующем
Требования морально-этического характера могут быть более предметными. Например, для претендента на должность судьи Конституционного Суда РФ - обладать безупречной репутацией; для действующего судьи Конституционного Суда РФ - запрет, выступая в СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение до принятия решения по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом; для претендента на должность судьи военного суда - не совершать порочащих его поступков;
б) в Кодексе судейской этики, обязывающем судью: в своей профессиональной деятельности и вне службы руководствоваться общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности, в связи с чем судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство, и одновременно должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, могущих ставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей.
При этом соблюдение дополнительных требований морально-этического характера, в том числе закрепленных в Кодексе судейской этики, для судьи обязательно. Считать положения этого документа лишь рекомендательными оснований нет. Кодекс устанавливает правила поведения судей в профессиональной и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи РФ независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Кодекс принят высшим органом судейского сообщества - Всероссийским съездом судей, а принадлежность судьи к судейскому сообществу не имеет добровольного характера. В силу ст. 2 ФЗ об органах судейского сообщества судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи. В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Закона о статусе судей за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено соответствующее дисциплинарное взыскание.
К третьей группе дополнительных
требований к претенденту на должность
судьи следует отнести
Сюда же следует отнести четвертую
группу дополнительных требований к
судьям морально-этического характера,
касающихся поведения судей в
частной жизни, во внеслужебных отношениях,
которые названы в
Судейская независимость - одна из важнейших составляющих правового компонента статуса судей.
Поэтому базовые гарантии независимости судей нашли закрепление в Конституции РФ. Прежде всего это ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, которая провозглашает: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Это положение опирается на иные конституционные нормы, в частности на ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ст. 10, ч. 1 и 2 ст. 11, ч. 1 и 2 ст. 15, п. "е" ст. 83, п. "ж" ч. 1 ст. 102, гл. 7. Кроме того, основы независимости судей сформулированы и закреплены в целом ряде федеральных законодательных актов (Федеральных конституционных законах "О судебной системе Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Законе о статусе судей и др., а также в процессуальных Кодексах). Они закреплены также в соответствующих международно-правовых актах и иных международных документах.
Основными звеньями этого механизма являются:
1) закрепление наиболее важных гарантий независимости судьи непосредственно в Конституции РФ: несменяемость судей, наличие особого порядка прекращения или приостановления их полномочий (ст. 121); неприкосновенность судьи, невозможность привлечения судьи к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122); особый порядок назначения судей на должность (ч. 1 и 2 ст. 128). При этом важно, что, как это предусмотрено Законом о статусе судей (п. 4 ст. 9), гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, установленные Законом, распространяются на всех судей в России и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Серьезным гарантом независимости судей выступают и органы судейского сообщества, выражающие интересы судей как носителей судебной власти, не являясь при этом ни профсоюзом судей, ни вообще общественной организацией, но обладая определенными властными правомочиями в соответствии с ФЗ об органах судейского сообщества. Их решение обязательно при процедуре рассмотрения соответствующих вопросов о приостановлении и прекращении полномочий судьи, привлечении его к ответственности того или иного вида и т.д.;