Правовой статус судей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:54, контрольная работа

Краткое описание

Совокупный организационно-правовой механизм правосудия - результат исторического развития в конкретном обществе, его невозможно заимствовать из общества другого, пусть самого продвинутого в этой сфере государства. Правосудие для каждого общества, для каждого государства самобытно, поэтому в силу этого обстоятельства развиваться может только в естественном (органичном) для этого общества режиме.

Вложенные файлы: 1 файл

правовой статус судей.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

2) законодательное закрепление  неограниченности срока полномочий  судей (ст. 14 ФКЗ о судебной системе). Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, за исключением в ряде случаев назначения впервые судей на определенный (три года или пять лет) срок, а предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда в настоящее время - 70 лет;

3) полное несовпадение механизмов: а) наделения кандидата в судьи  судейскими полномочиями; б) привлечения  судьи к ответственности любого  вида; в) прекращения полномочий  судьи по так называемым компрометирующим  основаниям;

4) провозглашение в развитие  положений Конституции РФ в  ряде названных федеральных конституционных  законов и федеральных законов  самостоятельности, вне зависимости  от чьей бы то ни было  воли, осуществления судами судебной  власти в рамках подчинения только Конституции РФ и закону и, соответственно, независимости носителей этой власти при осуществлении ими правосудия. Таким образом, функциональная независимость судей обеспечивается в том числе и институциональной независимостью судов, судебной системы страны в целом. При этом определяюще важно, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5 ФКЗ о судебной системе);

5) установление категорического запрета всякого вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия. При этом законодательно (п. 2 ст. 10 Закона о статусе судей) закреплено отсутствие обязанности судьи давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом. Отменить или соответствующим образом изменить вынесенный судьей судебный акт может только суд вышестоящей судебной инстанции по особой, законом установленной процедуре, при этом присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом, равно как несут установленную федеральным законом ответственность лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и в ином вмешательстве в деятельность суда;

6) установление законной процедуры  осуществления правосудия соответствующими  процессуальными Кодексами и  иным федеральным законодательством,  регулирующим порядок рассмотрения судом всех без исключения дел. Установлено, что единственным "дирижером" в судебном процессе является судья, все распоряжения которого в ходе судебного процесса участники обязаны выполнять неукоснительно. Руководство судебным заседанием нацелено на принятие всех предусмотренных законом мер к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и вынесению по нему справедливого решения. Если же дело рассматривается в коллегиальном составе, то и в этом случае обеспечивается: процессуальное равенство всех судей, входящих в этот состав; свободное обсуждение вопросов дела в совещательной комнате, где могут находиться только судьи, входящие в данный состав, и присутствие иных лиц, включая руководителей суда, не допускается (при этом судьи не вправе разглашать суждения, имевшие место в ходе обсуждения вопросов дела); право составления и представления судьей, не согласным с вынесенным в коллегиальном составе судебным актом, особого мнения.

7) материально-ресурсное, финансовое, информационное, кадровое, организационное и т.п. обеспечение деятельности судебных органов, судей и аппарата судов в значительной мере автономно от органов исполнительной власти.

8) предоставление мер материального  обеспечения и социальной защиты  судьи (в том числе судьи в отставке) и членов семьи судьи, что закреплено в Федеральных конституционных законах "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 13), "О военных судах Российской Федерации" (ст. 29 - 31), Законе о статусе судей (ст. 9, 20), Федеральных законах "О мировых судьях в Российской Федерации" (ст. 2), от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" с последующими изменениями, в Указах Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" с последующими изменениями, от 17 июня 2002 г. N 610 "О мерах повышения социальной защищенности некоторых категорий судей и государственных служащих" и иных актах.

9) право судьи на отставку - почетный  уход или почетное удаление  судьи с должности, при этом  каждый судья имеет право на  отставку по собственному желанию независимо от возраста и за лицом, пребывающем в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

10) законодательное закрепление  (положениями Закона о статусе  судей, Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" с последующими изменениями) обеспечения безопасности судей. Федеральным законодательством установлено, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое ему выдается органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" с последующими изменениями. Уголовным законодательством предусмотрена ответственность, направленная на обеспечение безопасности судей.

Статья 122 Конституции РФ гласит: "Судьи  неприкосновенны. Судья не может  быть привлечен к уголовной ответственности  иначе как в порядке, определяемом федеральным законом". Данная статья Конституции РФ содержательно провозглашает еще одну, однопорядковую по отношению к перечисленным выше гарантию независимого правосудия в России - неприкосновенность судей, выступающую в качестве принципа, исходя из которого решаются конкретные взаимосвязанные и взаимозависимые вопросы неприкосновенности и ответственности судей.

В Постановлении от 7 марта 1996 г. N 6-П  Конституционный Суд РФ указал, что  судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (ст. 22 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия. Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (ст. 10 и 120 Конституции РФ). Судейская неприкосновенность, указывает Конституционный Суд РФ в этом Постановлении, является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений суда.

Современное российское законодательство регулирует вопросы гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности судей, хотя совсем недавно двух последних видов ответственности судей оно вообще не предусматривало, что свидетельствует об определенной подвижке общественного сознания в восприятии наличия проблемы и путей ее решения.

Общими правовыми элементами ответственности российских судей являются:

а) принятие решений о  привлечении их к ответственности  и назначении им наказаний на основе регулирования вопросов исключительно  федеральными актами: законодательными актами (ФКЗ о судебной системе, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Законе о статусе судей, ФЗ об органах судейского сообщества) и актами федеральных органов судейского сообщества. Это означает, что неприкосновенность всех судей не может быть изменена ни законодательными актами субъектов РФ, ни актами органов местного самоуправления, ни актами органов судейского сообщества субъектов РФ, ни тем более решениями органов исполнительной власти, включая Правительство РФ;

б) распространение конституционного принципа неприкосновенности судей на всех судей независимо от того, федеральный ли это судья или судья субъекта РФ; назначен ли он на должность в первый раз на определенный срок (три года или пять лет) или без ограничения срока до достижения определенного возраста; к какой судебной системе (ветви судебной власти) он относится; в каком уровне звенности определенной судебной системы он трудится; какую категорию (какие виды) дел он рассматривает;

в) роль соответствующих  ККС в решении вопросов о привлечении судьи к какой-либо ответственности (за исключением гражданско-правовой). Это соответствует п. 5.1 Европейской хартии о статусе судей: "Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению санкции только по решению, по предложению, рекомендации или с согласия судебной инстанции или иной инстанции, не менее половины состава которой представляют избранные судьи, в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается, может прибегнуть к помощи защитника";

г) возможность обжалования  любого решения о применении меры ответственности к судье, в том  числе в судебном порядке.

 

Вопрос 2. Порядок избрания Президента РФ.

 

В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). На конституционном уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной. Имеет место она и в практике избирательных кампаний.

Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления  в высокой мере ответственных  функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.

Конституция РФ исходит  из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций  некоторых стран, в качестве обязательного  условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или  иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран.

Конституция 1993 г., в отличие  от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт.

Новой нормой в Конституции 1993 г. явилось введение требования о  постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого  требования не было в нормах прежней  Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.

Федеральный закон "О  выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.

Нормы названного Закона соответствуют тем установлениям  о порядке проведения выборов, которые  закреплены в базовом Федеральном  законе "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г.).

Назначение выборов  Президента относится к ведению  Совета Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 102 Конституции). Днем выборов является первое воскресенье после истечения  конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания.

Если Совет Федерации  не назначит выборы в установленный  срок, то они проводятся Центральной  избирательной комиссией в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

Досрочные выборы в случае прекращения полномочий Президента до истечения срока, на который он был избран, назначаются Советом  Федерации через 14 дней. День голосования  в таком случае - последнее воскресенье  перед месяцем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения полномочий. Все сроки различных стадий избирательной кампании сокращаются на одну четверть.

Выдвигать кандидата  на должность Президента вправе избирательное  объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 70 тысяч от требуемого общего числа подписей.

Представленный список подписей может превышать установленное  число не более чем на 15 процентов.

Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.

Избранным считается  кандидат, который получил более  половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При этом не действует норма о необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных избирателей.

Информация о работе Правовой статус судей в России