Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что она раскрывает должные особенности отношений купле-продажи между покупателем и продавцом, а также торговых проблем современности связанных с неисполнением и(или) ненадлежащим исполнением договора купле-продажи. Значение раскрытия данной темы: "Ответственность продавца за недостатки в проданном имуществе и за отчуждение вещи у покупателя", нам не обходимо для того чтобы, мы выяснили какими правами мы можем обладать для реализации своих прав если выступаем в виде покупателя и какая ответственность на нас может возложиться при заключении сделок по купле-продажи какого-либо товара, оказания услуги или проведения каких-либо работ если мы находимся в статусе продавца.

Содержание

Введение…………………………………..
Глава 1. Защита прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества
1.1. Права потребителей в торговом обслуживании……………………………………
1.2. Документы и сроки предъявления покупателем требований в отношении товара ненадлежащего качества……………………………………………
Глава 2. Ответственность сторон за продажу товара ненадлежащего качества
2.1. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества……….
2.2. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………………….
Заключение…………………………………
Приложение…………………………………
Нормативные акты………………………..
Литература………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

основной текст курсовой.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

5. Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

6. Срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя  по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

7. Место нахождения, фирменное наименование изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

8.Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;

9.Информацию о правилах продажи товаров;5

Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям по безопасности товара, представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации его выдавшей.

Закон «О защите прав потребителей»  устанавливает, что основная задача предоставления информации о товаре – обеспечение его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его качестве, условиях использования, гарантиях и так далее.

 

 

5 Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1


Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Одной из причин введения в Закон новой статьи о просвещении потребителей

является слабое знание ими своих прав.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Статья не только провозглашает право потребителей на просвещение в области защиты их прав, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы.

Согласно ст. 7 Закона РФ "Об образовании" государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, изданием соответствующих журналов и другой литературы.

Право на государственную и общественную защиту прав потребителей

В силу статьи 44 Закона «О защите прав потребителей» каждый гражданин имеет право обратиться в органы местного самоуправления за защитой своих потребительских прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами. Нет сомнений в том, что Закон законодательно закрепивший это право  является  прогрессивным и  очень важным для обеспечения защиты прав потребителей со стороны местных органов власти. С его принятием в субъектах РФ стали образовываться при местных администрациях подразделения, осуществляющие соответствующие полномочия. Органы местного самоуправления, как известно, не входят в систему органов государственной власти и наделены правом, по своему усмотрению решать вопросы местного значения, в том числе и защиты прав потребителей на территории соответствующего муниципального образования.

Каждый человек может получить защиту  своих потребительских прав в случае их нарушения со стороны продавцов, причем как самостоятельно, так и при помощи специализированных органов. Отделы по защите прав потребителей появились не только при администрациях городов – областных центров, но и в районных центрах. Свою работу они осуществляют в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг»,  «О качестве и безопасности пищевых продуктов», правилами торговли и другими нормативными актами. Работниками отделов по защите прав потребителей ведется работа по разъяснению законодательства, как на личных приемах, так и по телефону, что позволяет еще более эффективно оказывать помощь гражданам. Регулярно проводятся проверки хозяйствующих субъектов по устным и письменным обращениям граждан, как самостоятельно отделом, так и совместно с другими контролирующими органами.6

Незаменимо и участие отдела в досудебном урегулировании споров между потребителями и продавцами. Очень часто потребитель не в силах самостоятельно доказать свою правоту. В этом случае работники отдела стараются объяснить недобросовестному продавцу, что в его интересах удовлетворить законные требования потребителя, не доводя дело до суда. Но не все конфликты удается разрешить в досудебной стадии.

 

6Роль органов местного самоуправления в защите прав потребителей В.Богдан // Российская юстиция-2013-№7.


Статья 44 Закона наделила органы местного самоуправления правом обращаться в суды в целях защиты прав потребителей (неопределенного круга лиц).

Количество обращений в органы  по защите прав потребителей с каждым годом увеличивается. Это свидетельствует о том, что потребители стали более активны, проявляют больший интерес к качеству тех товаров, которые им предлагаются. Обращаться за защитой своих прав  в случае их нарушения со стороны недобросовестных продавцов стало нормой, и это свидетельствует о повышении общего уровня правовой грамотности населения.

Однако большими правами в данной сфере обладают  общественные организации.

Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено право граждан объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей.

Право потребителя на надлежащее качество товара

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение товаров надлежащего качества, под которыми понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона. Содержание ст.4 практически полностью (почти текстуально) соответствует ст.469 ГК, регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли-продажи.Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Основным критерием качества определен договор, являющийся наиболее естественной юридической формой закрепления отношений потребителя и продавца. Гражданским кодексом предусмотрены два новых вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием гражданина потребителя: публичный договор и договор присоединения. Согласно ст. 426 ГК, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля).

Цена товаров, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отказ организации от заключения договора при наличии возможности предоставить товар не допускается.

Право на свободный выбор товаров

Право свободного выбора товаров означает, во-первых, что любой товар, находящийся в магазине, должен быть продан, во-вторых, выбор должен быть действительно свободным, без принуждения прямого или косвенного. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других.  Убытки, причиненные потребителю нарушением этой нормы, возмещаются торговым предприятием в полном объеме.

Применение изложенных норм на практике может вызвать определенные затруднения. Навязывание ненужных потребителю товаров обычно  происходит путем продажи наборов, куда наряду с пользующимися спросом товарами помещаются ненужные, залежалые товары, или использования дорогостоящих необязательных отделочных материалов, упаковки и так далее. Созданные продавцом незаконные условия нередко вынуждают потребителя соглашаться с ними. При этом не всегда ненужные товары или услуги могут быть отделены от основных. В этих случаях, если обращение с соответствующими требованиями к руководству предприятия не дало результатов, потребитель может прибегнуть к судебной защите, к помощи органов по защите прав потребителей при местной администрации, общественных  организации потребителей.

Закон предусматривает, что в случае нарушения права потребителя на свободный выбор товаров могут быть взысканы причиненные убытки.

В данном разделе мной были рассмотрены основные права потребителей при продаже им товаров. Наиболее важными из них являются: право на безопасность товара и  его надлежащее качество.

 

 

1.2. Документы  и сроки предъявления покупателем  требований в отношении товара  ненадлежащего качества

Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, может быть совершенно разным.

Срок службы-это временной отрезок, в течение которого товар (или услуга) должен быть пригоден для эксплуатации, в противном же случае изготовитель изделия обязан устранить недостатки. Закон "О защите прав потребителей" четко регламентирует права и обязанности изготовителя продукции, и покупатель имеет полное право сослаться на закон в подобной ситуации.

Срок службы обязательно устанавливается на определенную продукцию длительного использования, особенно это касается функциональных деталей и агрегатов, которые могут нанести серьезный ущерб при поломке. Зачастую такое происходит, когда потребители эксплуатируют товар длительного пользования, который давно подлежит списанию. Например, самолеты российских авиалиний, купленные на аукционах списанной техники в Европе, или гастролирующие парки почти пришедших в негодность аттракционов. Производитель обязан устанавливать срок службы на следующие группы товаров:

товары для детей (коляски, велосипеды и т.д.),

товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях,

оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника,

предметы обстановки дома,

хозяйственные товары, культтовары,

спортивные товары, прогулочные суда,

технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями

Однако не на все товары длительного использования производитель обязан назначать срок службы, есть категория товаров, не требующих установленного срока службы. В этом случае производитель товаров или услуг может отказаться от этой процедуры или назначить срок службы добровольно. Как показывает практика, очень немногие производители стремятся взять на себя ответственность и отказаться от установления срока службы на свой товар, ведь это влечет за собой огромный риск. Дело в том, что по Закону "О защите прав потребителей", производитель в случае поломки товара, не имеющего срока службы, будет нести ответственность целых десять лет. Не каждый предприниматель на такое согласится, вот поэтому практически все товары длительного пользования имеют срок службы. 7

Срок службы начинает свой отсчет с момента совершения акта купли-продажи. Продавец-консультант должен известить покупателя продукции о сроке службы, установленном изготовителем. Недостаточная информированность продавца говорит о его некомпетентности, так как предоставление подобных сведений является частью его обязанностей. Другое дело, когда производитель находится в другой стране и получение сведений о сроке службы невозможно. Тогда магазин вынужден брать на себя большую ответственность, так как покупатель имеет право на возмещение ущерба, возникшего вследствие недостатков данного товара, причем действие этого закона не ограничено временными рамками. Проще говоря, вред, причиненный несовершенством или производственным браком товара без срока службы, возмещается магазином вне зависимости от времени возникновения этого ущерба.

Магазинам это крайне невыгодно, поэтому они стараются не связываться с товарами, производители которых вследствие территориальной отдаленности не могут предоставить сведения о сроке службы. Хотя некоторые продавцы рассчитывают на юридическую неосведомленность покупателей, которые попросту не информированы об особенностях продажи таких товаров. Она регулируется п.2 ст.1097 Гражданского кодекса РФ и п.3 ст.14 Закона "О защите прав потребителей".

Срок годности

Понятие срока годности применимо в основном к продуктам питания. Это временной интервал, по истечении которого продукция теряет свои потребительские свойства и становится негодным для употребления или эксплуатации. В отличии от товаров длительного пользования, срок службы которых начинается с момента передачи товара покупателю, у пищевых продуктов срок годности начинает свой отсчет со времени выпуска продукции. Таким образом, срок годности не зависит от факта продажи товара - не проданный товар подлежит списанию и утилизации. На любом продукте питания, которых продается в магазине, должна присутствовать надпись, извещающая о сроке годности. Если же вам попался пищевой продукт, не имеющий такой информации, покупать его не стоит, так как он изготовлен с явными нарушениями. Ведь если продукт уже просрочен, его употребление может вызвать серьезное отравление или даже хуже того.

Просроченные продукты представляют серьезную угрозу для жизни и здоровья человека, а, значит, внимательно изучать этикетку товара в процессе покупки должен каждый потребитель. То же самое касается и других категорий продукции, например, товаров бытовой химии, лекарственных препаратов и т.д. По закону такие товары обязательно должны содержать информацию о сроке годности, потому как они не просто теряют свои характеристики, но и опасны для человеческой жизни.

Информация о работе Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества