Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что она раскрывает должные особенности отношений купле-продажи между покупателем и продавцом, а также торговых проблем современности связанных с неисполнением и(или) ненадлежащим исполнением договора купле-продажи. Значение раскрытия данной темы: "Ответственность продавца за недостатки в проданном имуществе и за отчуждение вещи у покупателя", нам не обходимо для того чтобы, мы выяснили какими правами мы можем обладать для реализации своих прав если выступаем в виде покупателя и какая ответственность на нас может возложиться при заключении сделок по купле-продажи какого-либо товара, оказания услуги или проведения каких-либо работ если мы находимся в статусе продавца.

Содержание

Введение…………………………………..
Глава 1. Защита прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества
1.1. Права потребителей в торговом обслуживании……………………………………
1.2. Документы и сроки предъявления покупателем требований в отношении товара ненадлежащего качества……………………………………………
Глава 2. Ответственность сторон за продажу товара ненадлежащего качества
2.1. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества……….
2.2. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………………….
Заключение…………………………………
Приложение…………………………………
Нормативные акты………………………..
Литература………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

основной текст курсовой.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

Это следующие группы продовольственных товаров:

продукция хлебопекарной промышленности,

сахаристые и мучные кондитерские изделия,

растительные масла и продукты их переработки,

продукция консервной и овощесушильной промышленности,

продукция пивобезалкогольной промышленности,

продукция чайной и соляной промышленности,

пищевые концентраты,

мясо и мясопродукты,

продукция молочной и маслосыродельной промышленности,

продукты детского питания,

биологически активные добавки к пище,

Кроме того, срок годности должны иметь следующие группы непродовольственных товаров:

товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях,

парфюмерно-косметические товары,

товары бытовой химии,

культтовары, товары для досуга и развлечений,

средства для домашнего содержания рыб, птиц и зверей8

По законам, действующим на территории Российской Федерации, магазины не имеют права продавать просроченную продукцию, однако на практике такие случаи можно наблюдать повсеместно. У покупателя должно войти в привычку проверять срок годности товара, особенно если он выставлен с краю витрины. Как правило, самая свежая продукция размещена в дальней углу стеллажей, а вот товары с истекшим или вот-вот истекающим сроком годности находятся в непосредственной близости от покупателя. Впрочем, иногда даже бдительность не спасает от покупки недоброкачественных пищевых изделий, дело в том, что крупные магазины часто мошенничают с этикетками и изменяют срок годности на этикетках. Покупатели демонстрируют в этом вопросе удивительную небрежность - придя, домой из магазина и, обнаружив просроченный продукт, мало кто отправляется обратно и начинает требовать справедливости. А ведь покупатель имеет право не только на обмен просроченного изделия, но и на компенсацию морального вреда.

Гарантийный срок

Это период времени, в течение которого у покупателя есть возможность выявить существенные недостатки товара, которые не были выявлены в процессе совершения покупки, и предъявить требования к изготовителю изделия. Информацию о сроке гарантии можно увидеть непосредственно в документации, касающейся акта купли-продажи. Это может быть как отдельный гарантийный талон, так и пометки в договоре. Причем, очень часто гарантийный срок в техническом паспорте изделия отличается от срока на гарантийном талоне, что является скрытым мошенничеством магазина, который хочет избавить себя от лишних забот, сократив период гарантии. Эта уловка действует лишь на неосведомленных покупателей, а вот грамотные в юридическом плане люди знают, что единственно верным является гарантийный срок от производителя, а не от продавца.

Бывают случаи, когда гарантийный срок в технической документации не прописан. Можно узнать его, связавшись с производителем, благо, что в наше время существует масса способов связи. Если же гарантийного срока производитель не дает на данный вид товара, тогда обычно продавец устанавливает срок гарантии полгода, а на объекты недвижимости два года. Есть прецеденты, когда гарантийный срок, назначенный продавцом, составлял менее полугода, однако закон милостив к потребителям и в этой ситуации. Если покупатель может доказать, что проданный товар был уже с недостатками, тогда в течение шести месяцев он вправе рассчитывать на возмещение ущерба. Такие же временные рамки (шесть месяцев) устанавливаются на товары, которые не имеют срока гарантии (его не назначил ни производитель, ни продавец).

Гарантийный срок начинает отсчет с момента совершения акта купли-продажи, а вовсе не тогда, когда товар сошел с конвейера. В случае обнаружения недостатков товара, возникших до передачи его покупателю, последний имеет право на бесплатный ремонт или обмен товара. Если покупатель выбрал бесплатный ремонт, то ему следует знать, что время, необходимое на ремонт, не входит в период гарантии. Даже более того: гарантия "не тикает" с того самого мгновения, как покупатель обратился в сервисный центр и написал заявление с претензией. Если же покупатель предпочел обмен товара, то гарантия на новый товар отсчитывается заново.9

Покупатель должен быть в курсе, что при транспортировке товара с недостатками в сервисный центр или магазин для ремонта, расходы по поставке оплачивает продавец или сервисный центр. Однако это касается лишь тех товаров, вес которых превышает пять килограмм. А вот отказ от возмещения транспортных расходов на территории, где представительства магазина или сервисного центра не имеется, неправомерны, так как продавце обязан после доставки груза оплатить расходы покупателю.

Бесплатная доставка имеет место быть и в случае предоставления покупателю аналогичного товара на время гарантийного ремонта купленного изделия. Об этом праве бесплатного предоставления товара на период ремонта покупатели часто забывают или не знают, а ушлые продавцы часто этим пользуются. Если же вы подкрепите свое требование о предоставлении товара на период ремонта еще и письменным заявлением, то эффект вас просто удивит. Магазин предоставит вам товар в трехдневный срок, будет всячески "подгонять" ремонтный процесс в сервисном центре, ведь продавец будет заинтересован в скорейшем возвращении вам товара. Однако подобное правило не действует на следующие группы товаров:

1. Автомобили, мотоциклы  и другие виды мототехники, прицепы  и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных  для использования инвалидами, прогулочные  суда и плавсредства

2. Мебель

 

 

3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета  и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки  волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла)

4. Электробытовые приборы, используемые для термической  обработки продуктов и приготовления  пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие  товары)

5. Гражданское оружие, основные  части гражданского и служебного  огнестрельного оружия.

Действующий порядок определения и установления гарантийных сроков на товары направлен на обеспечение проявления инициативы изготовителя в установлении таких сроков. Законодательство предоставляет возможность самому изготовителю установить такой срок. В противном случае, этот срок ограничивается разумными пределами, но не свыше двух лет.

Закон "О защите прав потребителей" устанавливает и такую дифференциацию: в отношении движимых вещей - в течение шести месяцев, в отношении недвижимости - два года. В любом случае, при приобретении товара необходимо обратить внимание на наличие гарантийного срока и требовать от продавца выдачи гарантийного талона.

Особые правила по определению гарантийного срока установлены в отношении комплектующих частей покупки. Закон дает право требовать устранения недостатков в комплектующей части или ее замены в пределах гарантийного срока, установленного на вещь в целом, или в пределах гарантийного срока, установленного на это комплектующее изделие, ели он превышает гарантийный срок, установленный для товара в целом.

 

 

 

Если срок гарантии истёк:

Есть две возможности постараться исправить сложившуюся ситуацию. Если недостатки были обнаружены со дня приобретения товара, можно попытаться доказать, что недостатки товара возникли еще до передачи, или по причинам, возникшим до этого момента. Доказывать это нужно каждый раз особым образом. Тут все зависит от сообразительности потребителя. Например, если перестал работать телевизор, то не спешите заняться ремонтом самостоятельно, а обратитесь в ближайшую службу изготовителя или в фирменный магазин продавца и потребуйте зафиксировать факт нетронутых заводских пломб, а потом уже просить о проведении экспертизы. То же самое требуйте от продавца, если он взял на себя функции гаранта. 10

Если приобрели товар, который по истечении двух лет перестал радовать своими достоинствами, то помните, что есть возможность потребовать от изготовителей обеспечить возможность использования товара в течение срока службы. Под сроком службы Закон понимает период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить возможность использования товара по назначению. В течение этого же срока изготовитель несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Обязанность доказательств вины в этом случае ложится на покупателя. Право устанавливать длительность срока службы лежит на изготовителе, но в случае, если этого, по тем или иным причинам, не сделано, то такая длительность установлена Законом - 10 лет.

 

 

 

 

 

2.1.Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества

Одним из основных вопросов института морального вреда является определение основной ответственности за причинение морального вреда.

Статья 131 Основ давала возможность полностью определить основания ответственности за причинение морального вреда. Обязательство по возмещению морального вреда возникает при наличии одновременно следующих условий:

1. Моральный вред.

2. Неправомерное действие  причинителя вреда.

3. Причинная связь между  неправомерными действиями и  моральным вредом.

4. Вина причинителя вреда.

Можно сказать, что наличие вреда - это наличие негативных изменений в психической сфере человека, выражающихся в том, что последний испытывает физические и нравственные страдания.11

Одной из важнейших специфических особенностей морального вреда является то, что сами негативные изменения происходят в сознании потерпевшего и форма, в которой эти изменения выражаются во вне, имеет сильную зависимость от особенностей психики субъекта. Например, слезотечение является одной из наиболее распространенных реакций на причинение боли, состояние горя, но факт слезотечения может явиться только косвенным доказательством причинения морального вреда, но никак не прямым, обильность же слезотечения трудно рекомендовать к принятию даже в качестве косвенного доказательства размера причиненного морального вреда. Законодатель обоснованно устанавливает только неправомерные действия в качестве условия ответственности за причинение морального вреда. Должен действовать принцип "презумпции морального вреда", содержание которого можно сформулировать следующим образом: "Любое физическое лицо, в отношении которого совершено неправомерное деяние (действие или бездействие), признается потерпевшим моральный вред, если совершивший деяние не докажет обратное". Это существенно упрощает позицию потерпевшего.12

Презумпция морального вреда прямо не следует из российского законодательства. Скорее, наоборот, поскольку гражданское процессуальное законодательство в ч.1 ст.50 ГПК РФ предусматривает, что "Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений". Поскольку для доказывания факта причинения вреда, в отличие от доказывания вины, гражданское законодательство не устанавливает каких-либо особых правил, принцип ст. 50 ГПК РФ должен применяться в полном объеме, и, таким образом, с точки зрения буквы российского закона потерпевший должен был бы доказать факт причинения ему морального вреда, чтобы суд решил вопрос в его пользу.11

Российские суды фактически применяют презумпцию морального вреда и, установив факт совершения неправомерного действия, предполагают моральный вред причиненным, и далее рассматривают вопрос о размере его возмещения в денежной форме. В соответствии со ст.49 ГПК РФ, средствами доказывания в гражданском процессе являются: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения эксперта. Объяснение истца о том, что он претерпел физические и нравственные страдания, являются прямым доказательством факта причинения морального вреда. Причем прямых доказательств противоположного ответчик представить не может. Показания свидетелей и заключение эксперта могут являться косвенными доказательствами причинения морального вреда.

Например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по кассационной жалобе ответчика по иску о возмещении морального вреда, оставила решение в силе, указав следующее: 13

"...суммы в возмещение  морального вреда суд взыскал  правильно. Определяя размер морального  вреда, суд обоснованно учел конкретные  обстоятельства по делу, что истец длительное время (более года) добивался от ответчика выполнения работ по ремонту телевизора, неоднократно обращался по вопросу ремонта телевизора к работникам завода и за помощью к другим организациям, более года Б. и его семья не могли пользоваться телевизором по вине ответчика. Суд также учел, что работники предприятия допустили неуважительное обращение к истцу. Такого рода поведение лиц, обслуживающих население, стало причиной нравственных страданий Б. Этот вывод суда мотивирован и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в том числе заключением эксперта-психолога, которым суд дал надлежащую оценку...". В данном случае в решении указан вид морального вреда, причиненного потерпевшему, имеется ссылка на доказательства, подтверждающие факт причинения морального вреда.

В настоящее время суды руководствуются указаниями, данными Пленумом Верховного Суда в Постановлении № 10 от 20 декабря 1994 г.: "Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и

другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора".

Степень тяжести перенесенных потерпевшим страданий должна оцениваться судом с учетом всех фактических обстоятельств в совокупности.

Информация о работе Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества