Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что она раскрывает должные особенности отношений купле-продажи между покупателем и продавцом, а также торговых проблем современности связанных с неисполнением и(или) ненадлежащим исполнением договора купле-продажи. Значение раскрытия данной темы: "Ответственность продавца за недостатки в проданном имуществе и за отчуждение вещи у покупателя", нам не обходимо для того чтобы, мы выяснили какими правами мы можем обладать для реализации своих прав если выступаем в виде покупателя и какая ответственность на нас может возложиться при заключении сделок по купле-продажи какого-либо товара, оказания услуги или проведения каких-либо работ если мы находимся в статусе продавца.

Содержание

Введение…………………………………..
Глава 1. Защита прав потребителей при продаже товара ненадлежащего качества
1.1. Права потребителей в торговом обслуживании……………………………………
1.2. Документы и сроки предъявления покупателем требований в отношении товара ненадлежащего качества……………………………………………
Глава 2. Ответственность сторон за продажу товара ненадлежащего качества
2.1. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества……….
2.2. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………………….
Заключение…………………………………
Приложение…………………………………
Нормативные акты………………………..
Литература………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

основной текст курсовой.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

Противоправность деяний заключается в их противоречии нормам объективного права. Обязанность по возмещению морального вреда в общем случае возникает при отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку в данном случае имеет место деликтная, а не договорная ответственность. Конечно, ненадлежащее выполнение договорных обязательств также может причинить гражданину моральный вред, но возмещению такой вред подлежать не будет. Компенсация морального вреда, причиненная нарушением имущественных прав граждан, возможна лишь в случаях, когда необходимость возмещения такого вреда установлена законом. Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Ещё одно условие ответственности за причинение морального вреда - причинная связь между противоправным действием и моральным вредом. Противоправное действие должно быть необходимым условием наступления морального вреда, который не наступил бы в отсутствие такого действия. Непосредственный моральный вред - это вред, непосредственной причиной которого является совершенное противоправное деяние.14 Непосредственной причиной опосредованного морального вреда является причиненный непосредственный моральный вред. Таким образом, содержание причинной связи заключается в том, что совершенное неправомерное деяние должно быть главной причиной, с неизбежностью влекущей причинение морального вреда.

Ответственность за причинение морального вреда базируется на

принципе вины - четвертое условие. Вина, то есть психическое отношение причинителя вреда к своим противоправным действиям и их последствиям, может проявляться как в форме умысла, так и неосторожности. Статья 131 Основ предусматривала возмещение морального вреда только по вине причинителя. Отступление от этого правила допускалось лишь в случаях, специально предусмотренных законом.15

Первая часть ГК РФ предполагает некоторое изменение в определении оснований ответственности за причинение морального вреда.

Первое основание ответственности остается, в соответствии со ст. 151 ГК, прежним - наличие морального вреда. Необходимо отметить, что редакция этой статьи несколько ослабляет по сравнению со ст. 131 Основ, позицию презумпции морального вреда, поскольку текст ст. 151 начинается словом "если": "Если гражданину причинен моральный вред ... действиями, нарушающими ...", в то время как ст. 131 звучала более определенно: "Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями...".

Второе основание ответственности - действие, повлекшее причинение вреда, квалифицируется по-иному по сравнению с Основами. В соответствии со ст. 151 ГК это действие, нарушающие личные неимущественные права гражданина или посягающее на принадлежащие ему другие нематериальные блага. В ст. 150 ГК РФ эти права и блага перечислены неисчерпывающим образом: "Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона...". Основной признак указанных благ и прав - их абсолютный характер и принадлежность гражданину от рождения или в силу закона. Другие случаи компенсации морального вреда могут  предусматриваться законами. В ст. 151 нет прямого указания на неправомерность действия как необходимое условие ответственности, но такое указание вытекает из анализа ст. 151 ГК.

Из перечня действий, совершение которых порождает ответственность за причинение морального вреда, оказались исключены действия, нарушающие имущественные права гражданина. Таким образом, устраняются неясности относительно возмещения морального вреда при правонарушениях имущественного характера. Любое имущественное правонарушение причиняет нравственные страдания потерпевшему, и, следовательно, имеется причинная связь между таким действием и моральным вредом. Статья 131 Основ не содержала характеристики неправомерных действий, в связи с чем подлежал бы возмещению моральный вред, причиненный, например, кражей, противоправным уничтожением имущества и т.п. Согласно же ст. 151 ГК это действия, нарушающие только неимущественные права и посягающие только на нематериальные блага. Иные случаи (т.е. иные деяния, влекущие обязанность возместить причиненный ими моральный вред) должны быть специально предусмотрены законом, чтобы возникла обязанность компенсации морального вреда.16

Следующее основание ответственности (вина правонарушителя) прямо не указана в ст. 151 ГК в качестве необходимого условия ответственности. В ч.2 этой статьи императивно вменяется в обязанность суда при определении размера компенсации учитывать степень вины нарушителя (не наличие или отсутствие вины, а именно ее степень). Таким образом, если бы суд попытался присудить компенсацию морального вреда в отсутствие вины нарушителя, он оказался бы лишен возможности учесть степень вины, и решение подлежало бы отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Следовательно, вина является необходимым условием ответственности за причинение морального вреда, причем ч.2 ст. 151 не устанавливает, что законом может быть предусмотрено иное. Этим же обосновывается определение только неправомерных действий в качестве основания ответственности за причинение морального вреда, так как при причинении вреда правомерными действиями вина причинителя вреда отсутствует.

Этот перечень практически совпадает с основаниями безвиновной ответственности за причинение имущественного вреда. Часть вторая Гражданского кодекса РФ предполагает некоторое изменение оснований ответственности за причинение морального вреда в части обязательного вхождения вины в состав необходимых оснований ответственности. Так ст. 1100 ГК РФ "Основания компенсации морального вреда" предусматривает компенсацию морального вреда независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:17

- вред причинен жизни  или здоровью гражданина источником  повышенной опасности;

- вред причинен гражданину  в результате его незаконного  осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

- вред причинен распространением  сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

- в иных случаях, предусмотренных  законом.

 

 

 

 

2.2. Ответственность  за продажу товара ненадлежащего  качества

В главе второй Закона «О защите прав потребителей» большое внимание посвящено последствиям продажи товаров ненадлежащего качества.

Данные отношения регулируются статьей 18 Закона «О защите прав потребителей» и главой 30 Гражданского кодекса РФ, которая регулирует  отношения по договору купли-продажи. При решении вопросов, связанных с обнаружением недостатков в товаре, не оговоренных продавцом, следует в первую очередь руководствоваться положениями  Гражданского кодекса и Закона, в части не противоречащей кодексу.

Статья 18 Закона «О защите прав потребителя»  определяет права потребителя в случае продажи товара ненадлежащего качества.

Наличие недостатка определяется по одному из следующих критериев:

    1. несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;

    1. несоответствие условиям договора;

    1. несоответствие целям, для которых товар такого рода обычно используется;

    1. несоответствие целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

    1. несоответствие образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию.

 Потребитель, которому  продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено  продавцом, вправе по своему выбору  потребовать:

    1. безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения  расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

    1. соразмерного уменьшения покупной цены;

    1. замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

    1. замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

    1. расторжения договора купли-продажи.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

При безвозмездном устранении недостатков возникает вопрос о его объеме и правовом регулировании. Некоторые продавцы и изготовители при реализации технически сложных товаров в документах, устанавливающих гарантийные обязательства, указывают, что эти обязательства не действуют, если изделие не работает или работает ненадлежащим образом в связи с недостатками расходных материалов. Для правильного решения этого вопроса необходимо определить, что входит в состав товара, из каких частей он состоит. Для ответа необходимо обратиться к понятиям комплектности товара и комплекта товаров. Статья 479 Гражданского кодекса указывает, что комплект товаров – это их определенный набор. При этом каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению независимо от других товаров, включенных в комплект. Состав комплекта является договорным условием. В отличие от комплекта, под комплектностью следует понимать такую совокупность составных частей, которые образуют товар с определенными потребительскими свойствами. Эти составные части скомпонованы в единое изделие и, как правило, самостоятельно не используются. Комплектующие части могут быть отделены от основной и, как правило, изнашиваются быстрее. Именно поэтому пункт 3 статьи 470 Гражданского кодекса допускает возможность установления на эти части в договоре купли-продажи самостоятельного гарантийного срока, отличающегося по продолжительности от гарантийного срока на основное изделие. Технически сложные изделия иногда не могут выполнять свои функции без расходных материалов и деталей, которые не входят в состав товара, например, батарейки для различных приборов, поэтому для избегания споров  по поводу того, на что распространяются гарантийные обязательства, изготовитель (продавец) товара должны точно определить его комплектность.

Гарантийный ремонт не должен рассматриваться как самостоятельная услуга, а является способом восстановления права потребителя на получение доброкачественного товара Потребитель вправе требовать возмещения своих  расходов на устранение недостатка товара независимо от причины отказа продавца или изготовителя  произвести ремонт или если они произвели его не в установленный срок. Факт устранения недостатка и сумма расходов должны быть подтверждены потребителем.

Требование о соразмерном уменьшении покупной цены может быть заявлено, если недостаток товара не препятствует его использованию по назначению, но ограничивает полноценное использование, предусмотренное условиями договора. Одновременное предъявление требований об уценке и ремонте  является необоснованным. Размер уценки определяется соглашением сторон, а если соглашение не достигнуто, потребитель вправе обратиться в суд или предъявить другое требование.

Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных  требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны три исключения, два из которых связаны с характером товара, а одно – со спецификой продавца.

Первое касается технически сложных товаров, перечень которых утвержден Правительством РФ. Для замены технически сложных товаров на товар аналогичной марки или на такой же товар другой марки недостаточно простого недостатка, необходимо, чтобы недостаток, имеющийся в товаре, был существенным.

В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса РФ потребитель вправе потребовать расторжения договора купли – продажи (в том числе технически сложного или дорогостоящего товара) независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к качеству.

В Законе «О защите прав потребителей» даны признаки отнесения недостатков к существенным. К ним относятся недостатки товара, которые делают невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением либо которые не могут быть устранены, либо проявляются вновь после его устранения, либо для устранения которых требуются большие затраты, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.17

В пункте 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ также определены признаки отнесения недостатков, выявленных в товаре, к существенным, которые аналогичны установленным в Законе «О защите прав потребителей». К существенным недостаткам согласно Закону может быть отнесен недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением. Одним из вариантов такого недостатка является опасность использования товара для жизни, здоровья и имущества граждан.

Информация о работе Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества