Правомерное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные - то есть соответствующие нормам права , требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему.

Вложенные файлы: 1 файл

Правомерное поведение.docx

— 110.88 Кб (Скачать файл)

1) социально-активное, то есть поведение, основанное  на убеждении в необходимости  и целесообразности следования  праву. Оно предполагает высокий  уровень правосознания и правовой  культуры, а также согласие с  законодателем. Этот вид поведения  имеет первостепенное значение  для общества и государства;

2) конформистское, то есть деяние, основанное на  подчинении правовым предписаниям  без их осознания и проявления  правовой активности. Такое поведение  является следствием приспособления  к правовой деятельности или  привычки соблюдения правовых  предписаний; 

3) маргинальное, то есть деяние, которое, хотя  и соответствует правовым предписаниям, но совершается из-за страха  перед наказанием, боязни, личной  выгоды и т.п.

Помимо  внутренних мотивов правомерное  поведение обуславливается рядом  внешних факторов политического, экономического, организационного и другого характера.

Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием  прав и обязанностей объектов.

Правомерные действия могут быть подразделены на три основные группы:

индивидуальный  акт;

юридический поступок;

правомерные действия, создающие указанный в  законе объективированный результат, имеющий хозяйственное или культурное значение (результативное действие).

Рассмотрим  заявленную вторую группу. Юридический  поступок есть разновидность правомерных  действий, которые, однако, в отличие  от юридических актов могут быть и не направлены на определенные юридические последствия, но они приводят к таким последствиям в силу норм права. Например, находка клада: имел или нет гражданин, нашедший клад, право на вознаграждение, право на него возникает непосредственно в силу закона.

Юридические поступки в отличие от результативных действий могут быть совершены лишь дееспособными субъектами.

По  сферам общественной жизни, в которых  реализуется правомерное поведение:

правомерное поведение в экономической сфере.

правомерное поведение в политической сфере.

правомерное поведение в культурной сфере  и т.д.

по  субъекту, осуществляющему правомерное  поведение:

правомерное поведение личности (индивида).

правомерное поведение организаций.

правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

по  отраслевой принадлежности юридических  норм, регулирующих правомерное поведение:

конституционное правомерное поведение.

уголовное правомерное поведение.

гражданское правомерное поведение и т.д.

3. Законность и правомерное  поведение граждан в условиях  реформирования России

Законность - фундаментальная категория юридической  науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

Еще до начала глубоких социальных преобразований в России отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) уделяли значительное внимание в статьях и в специальных  монографических исследованиях. Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих сегодня в нашей  стране.

Вместе  с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес  к этой проблеме в теоретическом  плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках  по теории государства и права  нет разделов законности.

Чем объяснить такое положение?

Ответов на этот вопрос может быть несколько. Не исключено, что проблема законности "оттеснена" вниманием к другим острым проблемам переходного периода. В нашем законодательстве были и  существуют законы, которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для  подзаконного нормотворчества.

В нашей  действительности есть и такие нормативно-правовые акты, которые в целом или в  части нельзя признать подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедливости, свободы и равенства  граждан. Такие акты нередко становятся объектом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации.

Заметим, понимание законности как точного  и неукоснительного соблюдения требований юридических норм воспроизводилось и воспроизводится в многочисленных публикациях, учебниках и учебных  пособиях.

"Законность, - пишет В.А.Толстик, - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов".

Можно сказать, что сущность законности действительно  заключается в строгом, неукоснительном  соблюдении и исполнении действующих  законов всеми субъектами права. Вместе с тем в публикациях  последнего времени обращается внимание на то, что такая трактовка законности не отражает современных процессов  политико-правовой жизни общества. В этой связи многое относительно законности требует переосмысления, иных подходов, оценок, выводов, учета  правовых реалий. Соответственно, приводятся убедительные доводы.

Во-первых, традиционное понятие законности в  основном отражало дореформенное (доперестроечное) состояние общественных отношений, основанных на жесткой иерархической соподчиненности.

Во-вторых, толкование законности как требование неукоснительного соблюдения норм права  всеми субъектами уводит от осмысления того, что анализируемое понятие  относится к части комплексной, отражающей сложный правовой характер организации общественно-политической жизни общества.

В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее к обязательности, являющейся объективным свойством  права и государственной дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны  и приказ начальника, и приговор суда.

В-четвертых, это не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических  норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.

В-пятых, понятие законности должно распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.

Обобщая сказанное, подчеркнем: законность выполняет роль "посредника", который как бы "переносит" право в плоскость реального осуществления прав и обязанностей граждан (организаций).

Предпосылкой  законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее  такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности.

"Первым  условием законности,- пишет П.И.Стучка,- является сам закон".

Важной  предпосылкой законности в современной  России является Конституция, которая  всенародно принята на всенародном  референдуме 12 декабря 1993 г. В ней  нашли отражение качественные изменения  российского общества, происшедшие  на рубеже 90-х гг. ХХ столетия. Можно  сказать, что Основной Закон России - важный фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы международного права, инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации общества.

В числе  отрицательных моментов, относящихся  к нормативной основе законности, назовем такие, как принятие законов, которые заведомо невыполнимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны  без учета достижений юридической  техники или отражают отраслевые либо корпоративные интересы.

Очевидно, наиболее значимые отношения регулируются и законами и подзаконными актами  (акты президента, правительства, министерств и др.). Такие акты по своей юридической силе стоят ниже законов и не должны им противоречить, обходить или расходиться с их предписаниями.

На  страницах печати нередко пишут  о необходимости повышения качества ведомственных нормативно-правовых актов. Действительно, этот вопрос актуален.

Порядок в законотворчестве, - отмечается в  послании Президента Российской Федерации  Федеральному собранию, - должен быть подкреплен жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества...

Многие  ведомственные акты либо повторяют  нормы законов, указов президента и  постановлений правительства, либо извращают их суть.

Не  искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности  граждан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой  инструкции только в кабинете чиновника.

В научной  и учебной литературе наметились различные подходы к вопросу  о том, к каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них, законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не относится к гражданам.

Другой (традиционный подход) заключается  в том, что и граждане подпадают  в сферу деятельности законности. Этот спор надо решить в пользу традиционного  взгляда на состав субъектов законности.

Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции  Российской Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равной мере обращено как к органам государственной  власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, так и к  гражданам и их объединениям. Вместе с тем в литературе отмечается, что рациональное зерно есть и  в первой позиции.

Проф. А.Ф.Черданцев в этой связи отмечает: "Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность".

Законность  как бы перекрещивается с понятием "дисциплина", определяемое в справочных изданиях как "обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам (воинская дисциплина, трудовая и пр.)".

Соответственно  такому подходу уточняется содержание государственной дисциплины. Она  понимается как "точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка  деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций  по выполнению возложенных на них  обязанностей".

Дисциплина - важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности  и организаций, и отдельных индивидов  и с этой точки зрения близка к  законности. Как видно, и законность, и дисциплина непосредственно связаны  с состоянием упорядоченности и  организованности общественных отношений.

Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и  реализуются в действительности принципы народовластия, равенства  граждан, созданы условия для  их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

Можно сказать: законность - основа демократии, демократического режима общества. В  условиях режима законности становятся реальными демократические права  граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

"Законность,- отмечает В.Н.Кудрявцев,- не только  формальный принцип права, но  и содержательная категория, отражающая  демократическое существо общественного  строя".

Действительно, связь права, законности и демократии очевидна.

Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов власти, управления, способы реализации государственной  власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии.

Заметим, законы не признаются в условиях охлократии, а не демократии.

Охлократия (греч.- ochlos - толпа, kratos - власть,- власть толпы). Имеется в виду ситуация мятежей, крупных уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения, отличается проявлением неосмысленных мотивов, бессмысленным разрушением материальных ценностей и т.д. Характерно, что охлократия выступает против любой правовой регламентации.

Здесь на первом плане ревущая толпа, отличающаяся проявлением жизненных побуждений и действий, не находящихся под  контролем сознания и воли.

В этой связи еще раз подчеркнем, что  законность - основа демократического режима общества, средство его поддержания  и укрепления.

Если  нарушаются законы, предоставляющие  права и свободы, или нарушаются избирательные законы, порядок деятельности представительных органов, не действуют  предусмотренные нормативно-правовыми  актами гарантии, то о демократии можно  говорить лишь с большим преувеличением. Это с одной стороны.

С другой - демократический порядок служит, в свою очередь, необходимым условием укрепления и развития законности (общественные формирования, возрождаемые в отдельных  регионах страны для обеспечения  правопорядка, демократическая подконтрольность исполнительного аппарата гражданам  и др.).

Важную  роль в этом плане играет контроль представительных органов за деятельностью  исполнительных органов, судебных органов  за деятельностью тех и других.

Заслуживает внимание вопрос о сочетании законности и целесообразности. Слово "целесообразность" означает "соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный".

Информация о работе Правомерное поведение