Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 07:00, курсовая работа
Целью данной работы является дать понятие права человека на свободу передвижения, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения данного права.
В работе рассмотрены основные нормативные документы, регламентирующие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения.
Ведение……………………………………………………………………………...3
1 Проблемы реализации прав на свободу передвижении, выбор места пребывания и жительства граждан российской Федерации……………………………5
2 Административная ответственность за проживания гражданина России без регистрации………………………………………………………………………………15
3 Ограничения права собственника жилого помещения на свободный выбор в качестве места постоянного жительства……………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………...28
Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………….…31
Список сокращений
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное (государственное) право России |
Тема |
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации. |
Ведение……………………………………………………………
1
Проблемы реализации прав на
свободу передвижении, выбор места
пребывания и жительства
2
Административная
3
Ограничения права
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….…31
Список сокращений…………………………………
Приложение А………………………………………………
Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности - это общее достижение человеческой цивилизации», утверждение и развитие демократии - «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации» Закрепление прав на свободу передвижения в конституционной норме имеет большое значение само по себе, но оно усиливается тем обстоятельством, что со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан, например право собственности и наследования, право на жилище, труд, свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др. Свобода передвижения и свобода выбора места жительства является одним из неотъемлемых элементов правового статуса личности в современном демократическом государстве. Однако задачи, которые решаются государством, нередко требуют ограничения этой свободы для достижения общесоциальных целей, таких как: борьба с преступностью, защита населения от неконтролируемой миграции, недопущение бесконтрольного разрастания городов-мегаполисов и др. Разрешение этого противоречия требует строгой правовой регламентации взаимоотношений государства и личности в этой сфере. Сегодня, как никогда актуальна проблема поиска правовых способов и средств, которые обеспечивали бы минимизацию ограничений свободы передвижения и свободы выбора места жительства с одной стороны, а с другой, позволили бы эффективно решать общесоциальные, экономические, политические и другие задачи.
Поскольку степень индивидуальной свободы определяет степень свободы общества в целом и является показателем уровня социального, правового и демократического развития государства, интеграция России в новое мировое сообщество, формирование в России рыночной экономики, правового государства и становление гражданского общества, а также стремление к достижению других демократических целей развития российского государства невозможно без создания оптимальных правовых условий обеспечения реализации конституционного права каждого на свободу передвижения.
Целью данной работы является дать понятие права человека на свободу передвижения, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения данного права.
В работе рассмотрены основные нормативные документы, регламентирующие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения.
В статье показывается противоречивость законодательства о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства граждан России. Например, вопреки правовой позиции Конституционного Суда РФ продолжает сохраняться требование о регистрации по месту пребывания только с увязкой с жилым помещением.
Считая необходимым дальнейшее совершенствование механизмов реализации конституционных прав человека на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания, а также правил регистрационного учета, автор делает некоторые предложения в этом направлении.
Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года объявила права и свободы человека высшей ценностью, что для нашей страны весьма значительно, так как они на протяжении многих лет, хотя в некоторой части и были законодательно урегулированы, но носили декларативный характер. Это касается и прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, ставших теперь конституционными (основными).
Но конституционное
В науке конституционного права сложилось мнение, что на основании Закона РФ от 25 июня 1993 г. (с изм. от 25 декабря 2008 г.) "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" механизмом реализации прав на свободу выбора места пребывания и жительства служит регистрационный учет по месту пребывания и жительства1. Поскольку Законом 1993 г. механизм реализации права на свободу передвижения не закреплен, И.Ш. Килясханов, исходя из неразрывной связи права гражданина на свободу передвижения и прав на свободу выбора места пребывания и жительства, делает вывод, что механизм регистрационного учета граждан по месту пребывания и жительства одновременно обслуживает и право граждан на свободу передвижения2.
Содержание исследуемых прав позволяет сделать вывод о том, что социальным благом права на свободу передвижения является возможность свободно перемещаться; права на выбор места пребывания - возможность выбора места временного проживания, чаще в дополнение к выбору места постоянного проживания.
В целом регистрационный учет не является средством реализации прав на выбор места пребывания и жительства. Ведь при его осуществлении может не иметь места материализация социального блага как цель личных прав человека.
Согласно российскому
Данную точку зрения подтвердил и Конституционный Суд РФ, который в своем Постановлении от 4 апреля 1996 года отметил, что регистрационный учет носит лишь уведомительный характер. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ввел регистрационный учет взамен разрешительного режима (института прописки) и установил, что "в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
То есть в Законе 1993 г. не говорится, что регистрационный учет является необходимым условием для осуществления ни права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, ни других прав и свобод.
Но как тогда быть со ст. 3 Закона 1993 г., установившей, что "граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"? Н.А. Лимонова право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства считает не только правом, но и обязанностью граждан РФ3. С данной точкой зрения мы не согласны, поскольку субъективные права - это правовые возможности, реализация которых, в отличие от обязанностей, зависит только от воли субъекта. Так, по мнению Н.И. Матузова, "принадлежащее субъекту право (как вид и мера его возможного поведения) зависит в известных пределах от его воли и сознания, личного желания и усмотрения, особенно в смысле использования".
Таким образом, исходя из того, что регистрационный учет не является условием реализации прав и свобод человека и гражданина, данную процедуру нужно рассматривать как отдельный административный институт, обеспечивающий контроль за перемещением граждан на территории страны и исполнением ими обязанностей, который по отношению к правам и свободам человека носит уведомительный характер, тогда как в целях обеспечения необходимых условий для реализации прав и исполнения обязанностей по отношению к обществу и государству является обязательным.
Конституционный Суд
РФ, который в своем ранее
В развитие такого конституционного принципа правового статуса личности, как принцип равенства перед законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ 1993 г., государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности и места жительства. Законодатель установил, например, в ст. 4 Уголовного кодекса РФ, что лица, совершившие преступление, равны перед законом независимо от места жительства и других оснований. Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах независимо от места жительства.
С одной стороны, включение
запрета рассматривать
Конституционный Суд РФ также отметил, что в правоприменительной практике под местом пребывания и местом жительства часто понимают наличие жилого помещения, подтвержденного регистрацией по месту пребывания или жительства.
Таким образом, законодатель понятия "место жительства" и "место пребывания" связывает с регистрационным учетом. Наличие данного института является необходимым условием реализации прав на выбор места пребывания и жительства и, как следствие, ограничением их осуществления.
Данный вывод подтверждает и Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. (в редакции от 27 июля 2007 г.) "О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации"4, согласно которому гражданину РФ, не имеющему подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания, оформление и выдача паспорта, удостоверяющего его личность за пределами Российской Федерации, производятся по заявлению этого гражданина территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту его фактического проживания на территории страны.
То есть данный нормативный акт вводит понятие "место фактического проживания", под которым понимается любое место, где гражданин пребывает, живет независимо от времени проживания и регистрации.
Из сказанного допустим вывод о том, что гражданин может выбрать три места нахождения на территории страны: 1) место постоянного жительства; 2) место временного жительства (пребывания); 3) место фактического проживания.
Но в Законе РФ 1993 г. содержатся только понятия "место пребывания" и "место жительства". Определение понятия "место фактического проживания" не дается ни одним нормативным правовым актом.
Следовательно, когда гражданин получает регистрацию, он реализует урегулированные Конституцией 1993 г. и законодательством страны права на выбор места пребывания и жительства. В случае отсутствия регистрации он реализует не закрепленное в законах, а вытекающее только из Указа Президента РФ право на проживание, не связанное с регистрационным учетом. Причем последнее в большей степени отвечает естественному характеру личных прав и свобод человека и ставит реализацию данного права в зависимость, только от воли субъекта.
Правда, введение данного понятия в понятийный аппарат Закона 1993 г. не станет конструктивным шагом, так как не решает проблему двойственного характера регистрационного учета.
В развитие Закона 1993 г. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, которые действуют с изменениями и дополнениями.
Однако существующая нормативно-правовая база, регламентирующая порядок осуществления регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, несет в себе некоторые противоречия.
Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ <14> пришел к выводу, что некоторые пункты Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 противоречат ч. 1 ст. 27 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.