Проблемы регулирования органов опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности опеки и попечительства над детьми.
Предмет работы – опека и попечительство над детьми.
Объект работы – общественные отношения в сфере опеки, попечительства над детьми.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Ретроспективный анализ органов опеки и попечительства…………
1.1 Развитие органов опеки и попечительства в Российском законодательстве……………………………………………………………..…...
1.2. Понятие и значение института опеки и попечительства в РФ…………….
Глава 2. Проблемы регулирования органов опеки и попечительства……….
2.1 Проблемы органов опеки и попечительства в правоприменительной деятельности……………………………………………………………………….
2.2 Основания прекращение опеки и попечительства …………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Опека и попечительство над детьми.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

                                  Министерство образования и науки РФ

 

 

 

 

 

 

ТЕМА

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Шадринск 2014

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Ретроспективный анализ органов опеки и попечительства…………

1.1 Развитие органов опеки  и попечительства в Российском законодательстве……………………………………………………………..…...

1.2. Понятие и значение  института опеки и попечительства  в РФ…………….

Глава 2.  Проблемы регулирования органов опеки и попечительства……….

2.1 Проблемы органов опеки и попечительства в правоприменительной деятельности……………………………………………………………………….

2.2 Основания прекращение  опеки и попечительства …………………………..

Заключение………………………………………………………………………. 

Список литературы………………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В соответствии со статьей 60 Конституции РФ граждане осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. С этого момента они становятся полностью дееспособными, то есть обретают возможность совершать юридически значимые действия по реализации своих прав и исполнению обязанностей, несут ответственность. Однако в реальной жизни возможны ситуации, нашедшие отражение в законодательстве, когда реализация гражданином этого конституционного положения оказывается по каким-либо причинам невозможной. В этой связи в законодательстве существуют институты опеки и попечительства.

Гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной мере за всеми гражданами; она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.

Содержание правоспособности граждан определяется в соответствии со статьей 18 ГК РФ и состоит в возможности обладания широким спектром личных и неимущественных прав.

Помимо правоспособности, присущей каждому в силу факта рождения и являющейся неотчуждаемой, граждане при наличии предусмотренных законом обстоятельств обладают также и дееспособностью. Последняя выражается в способности собственными действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижению совершеннолетия, то есть восемнадцатилетнего возраста (исключением является заключение брака до достижения указанного возраста).

Опека и попечительство - это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).

Выбранная тема «Опека и попечительство над детьми» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – изучить особенности опеки и попечительства над детьми.

Предмет работы – опека и попечительство над детьми.

Объект работы – общественные отношения в сфере опеки, попечительства над детьми.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ретроспективный анализ органов опеки и попечительства.

      1. Развитие органов опеки и попечительства в российском законодательстве.

Опека и попечительство традиционно рассматривались в теории как комплексный институт семейного и гражданского права, в рамках которого осуществляется правовое регулирование отношений, направленных на восполнение недостающего объема дееспособности граждан. Кроме того, опека и попечительство являются формой воспитания детей, лишившихся родительской заботы.

Соответственно разграничивается и правовое регулирование отношений по опеке и попечительству по новому гражданскому и семейному законодательству: права и обязанности опекунов и попечителей, установленные в целях воспитания несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство), определяются семейным законодательством, тогда как гражданско-правовым регулированием опосредуются в целом отношения, возникающие по поводу приобретения, осуществления и исполнения гражданских прав и обязанностей в интересах других граждан. С этой точки зрения гражданское, семейное и гражданско-процессуальное законодательство рассматривают опекунов и попечителей наряду с родителями (усыновителями) в качестве законных представителей малолетних и несовершеннолетних детей, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан (ст. 26, 28-30 ГК, ст. 48 ГПК, 145-146 СК).

Итак, природа и цели института опеки и попечительства позволяют наметить его дальнейшее совершенствование в следующих направлениях.

1. Прежде всего необходимо обратиться  к основанию возникновения отношений по опеке и попечительству. Как и ранее, по действующему законодательству таким основанием является акт органа опеки и попечительства - постановление о назначении соответствующего лица опекуном (попечителем). Однако фактически характер данных отношений значительно изменился. Кодексы 1918 и 1926 гг. рассматривали опеку как гражданский долг и запрещали отказ от принятия опеки за исключением нескольких случаев. В то же время КоБС РСФСР 1969 г. в качестве обязательного элемента предусмотрел согласие опекуна или попечителя на его назначение.

Сегодня в действительности назначение опеки или попечительства производится лишь в случаях, когда лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя). Это, безусловно, не означает автоматического назначения гражданина, поскольку при несоответствии его личностных характеристик требованиям закона орган опеки и попечительства обоснованно отказывает в установлении опеки (попечительства). Тем не менее акцент в этих правоотношениях сместился в сторону опекунов (попечителей) и их волеизъявления, что в большей степени обусловлено отсутствием возможности выбора между несколькими кандидатурами.

Отсутствие выбора вызвано во многом тем, что в современных условиях государство не создало предпосылок для требования от своих граждан исполнения такого общественного долга, как осуществление заботы о недееспособных или не полностью дееспособных гражданах. Кроме того, отношения опекунов (попечителей) и их подопечных не могут возникать помимо воли опекуна (попечителя), поскольку носят в большей степени личный характер и их существование и длительность напрямую связаны с психологическим климатом в этой малой социальной группе. Мы бы хотели утверждать, что данные правоотношения в сущности являются лично - доверительными и должны прекращаться в любой момент при возникновении конфликта сторон и угрозы нарушения тем самым прав и интересов подопечного.

Сложившаяся в действительности ситуация с назначением опекунов (попечителей) показательна тем не менее тем, что в ней проявилось одно из основных начал гражданско - правового регулирования: "Граждане (физические лица)... приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).

Отношения по установлению опеки или попечительства приобрели сегодня характер скорее гражданско - правовых, нежели административных.

В качестве одного из доказательств выдвинутого тезиса может служить и широкое распространение различных договорных форм как способов правового решения одной из острейших проблем современной России - устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проникновение в это правовое поле (безусловно, публично - правовое) договоров о создании приемной семьи, патронатной семьи (см. выше), иных соглашений свидетельствует об объективной невозможности устроить физическое лицо для осуществления заботы о нем к гражданам, не имеющим с ним близких родственных или иных связей. Предвестниками распространения договоров в этой сфере выступили соглашения, заключаемые между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями.

Итак, по нашему мнению, опека или попечительство во всех случаях должны устанавливаться на основании соглашения, заключаемого органом опеки и попечительства от имени муниципального образования с лицом, пожелавшим стать опекуном или попечителем. Думается, что постановлением Правительства РФ могут быть утверждены соответствующие типовые договоры, различающиеся по содержанию в зависимости от возмездности отношений (а возмездные, в свою очередь, - в зависимости от способов передачи встречного предоставления), от характера прав и обязанностей исполняющей стороны.

Внедрение сделки в эту сферу общественных отношений позволит, на наш взгляд, достичь следующих положительных результатов:

- возможности в каждом конкретном  случае определять отношения  сторон на основе взаимного  встречного волеизъявления. Это  может касаться сроков действия  соглашения, оснований и последствий  его прекращения, разграничения  функций по охране интересов  подопечного между опекуном (попечителем) и органом опеки и попечительства и, разумеется, порядка и условий получения вознаграждения в той или иной форме, если такое вознаграждение, по мнению органа опеки и попечительства, может и должно уплачиваться данному опекуну (попечителю). Заметим, что во всех случаях воля сторон соглашения должна быть ограничена рядом императивных условий, установленных в интересах подопечных, - условий об ответственности опекуна (попечителя), об отстранении его в связи с утратой доверия от исполнения обязанностей, правил об охране и распоряжении имуществом подопечного и пр. Безусловно, императивным требованиям закона должны соответствовать личностные характеристики опекуна (попечителя);

- в законодательстве об устройстве  детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть устранены вопросы и противоречия, связанные с использованием различных форм устройства (за исключением, конечно, усыновления, которое в силу особых правовых последствий не может возникать на основе договора). Так, отпала бы необходимость предусматривать в законодательстве субъектов РФ новые формы устройства детей, основанные на договоре. Многовариантность договоров об установлении опеки (попечительства) позволила бы объединить в рамках этой договорной формы уже известные договоры, в том числе и договор о создании приемной семьи (ст. 152 СК РФ);

- лично - доверительный характер правоотношений  позволит сделать эту связь  наиболее соответствующей интересам  подопечного, поскольку отстранение  опекуна или попечителя от  исполнения обязанностей может производиться не только при нарушении требований, установленных законом, но и в иных случаях, прямо предусмотренных договором и учитывающих специфику личности подопечного;

- признание правоотношений между  опекуном (попечителем) и муниципальным образованием договорными обязательствами снимает все вопросы об ответственности за нарушение прав и интересов подопечных лиц, которые действующим законодательством не урегулированы или урегулированы не до конца. Речь идет об ответственности за неправомерное расходование денежных средств (в том числе сумм алиментов, пособий и пенсий) и имущества подопечного, за неосуществление надзора или воспитания, непредоставление медицинского ухода и иные действия и бездействие опекуна (попечителя).

2. В изменении нуждаются также и нормы "публично - правовой" принадлежности, что должно быть выражено прежде всего в закреплении на уровне федерального законодательства статуса органа опеки и попечительства, полномочий этого органа и его компетенции. По нашему мнению, законодательством субъекта РФ могут быть лишь определены те или иные органы местного самоуправления или их подразделения, на которые возлагаются функции по организации опеки и попечительства. В то же время правомочия этих органов по отношению как к самим подопечным, так и к опекунам (попечителям) затрагивают вопросы "регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина", что влечет необходимость закрепления соответствующих норм на уровне федерального закона.

Во-вторых, требуется унификация норм о правовом статусе попечителя, закрепленных в нормативно - правовых актах различной отраслевой принадлежности. Ныне действующее законодательство не содержит единого подхода в определении объема дееспособности лиц, находящихся под попечительством. Так, одна отрасль (например, гражданское законодательство) позволяет ограниченно дееспособному гражданину совершать юридически значимые действия, а другая (например, гражданское процессуальное законодательство) не дает ему такой возможности, обязывая попечителя осуществлять его права. Такое положение можно считать недостатком правового регулирования, тем более что в отдельных нормативных актах о правомочиях попечителя в необходимых случаях вообще нет упоминания и это затрудняет на практике определение их прав и обязанностей.

В - третьих, необходимо сформировать правильно ориентированную социальную политику государства в сфере опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в современных условиях фактически не справляются со своими обязанностями из-за неукомплектованности кадрами, отсутствия транспорта, средств связи и других проблем материального характера. Несмотря на то что эти органы являются органами местного самоуправления, возложить бремя имущественного обеспечения их деятельности только на местные бюджеты было бы не только несправедливо, но и незаконно. Фактически сегодня органы опеки и попечительства исполняют государственные функции социальной и правовой защиты несовершеннолетних и других категорий граждан, что в соответствии со ст. 132 Конституции РФ должно сопровождаться "передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств" из федерального бюджета.

Информация о работе Проблемы регулирования органов опеки и попечительства