Проблемы регулирования органов опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности опеки и попечительства над детьми.
Предмет работы – опека и попечительство над детьми.
Объект работы – общественные отношения в сфере опеки, попечительства над детьми.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Ретроспективный анализ органов опеки и попечительства…………
1.1 Развитие органов опеки и попечительства в Российском законодательстве……………………………………………………………..…...
1.2. Понятие и значение института опеки и попечительства в РФ…………….
Глава 2. Проблемы регулирования органов опеки и попечительства……….
2.1 Проблемы органов опеки и попечительства в правоприменительной деятельности……………………………………………………………………….
2.2 Основания прекращение опеки и попечительства …………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Опека и попечительство над детьми.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Однако очевидно, что дефицит бюджетных средств не позволит покрыть немалые расходы на организацию и осуществление опеки и попечительства. В частности, совершенно ясно, что осуществить идею предоставления опекунам (попечителям) какой-либо платы за исполнение их обязанностей в современных условиях практически невозможно. Поэтому законодателем могут быть использованы меры всестороннего стимулирования граждан к осуществлению заботы о недееспособных или не полностью дееспособных лицах. Так, должен быть расширен перечень льгот гражданам, ставшим опекунами или попечителями, в том числе льгот жилищных, трудовых и иных, способных во многих случаях заменить вознаграждение за исполнение обязанностей. Правомерно, на наш взгляд, и осуществление идеи о закреплении за опекунами (попечителями) такого преимущества, как право требования от совершеннолетних трудоспособных бывших подопечных предоставления содержания.

Сегодня действуют положения части второй Налогового кодекса РФ, которые в совокупности с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" закрепляют налоговые льготы при осуществлении благотворительной деятельности и порядок применения этих льгот к организациям и лицам, оказывающим благотворительную помощь. Не подлежит налогообложению, в свою очередь, и доход, полученный гражданином в виде благотворительной помощи. Однако, к сожалению, благотворительная деятельность не распространена широко и не имеет столь необходимого адресного применения в отношении конкретных детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий граждан.

В заключение отметим, что при решении задачи охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных лиц предпринимаемые меры (как правового, так и экономического, идеологического характера) должны носить комплексный характер и исходить из принципа сохранения во что бы то ни стало каждого члена общества и всемерной охраны его прав и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и значение института опеки и попечительства в РФ.

 

Одной из задач новой демографической политики страны названа пропаганда различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Опека или попечительство - одна из таких форм. С 1 сентября 2008 года вступил в силу долгожданный Закон «Об опеке и попечительстве». Что меняет государство в существующем порядке для того, чтобы, с одной стороны, максимально защитить подопечных, а с другой стороны, не усложнять процедуру оформления опекунам и попечителям?

Статус опекуна может быть присвоен только дееспособным, достигшим полного совершеннолетия гражданам, с учетом характеристик и положительных качеств, а также некоторых гарантий по исполнению своих обязанностей в качестве опекуна.

Установка опеки производится над гражданами малолетнего возраста и над личностями, которые считаются нетрудоспособными из-за расстройства психики. Опекун, как законный представитель, совершает от своего лица, все нужные сделки в интересах своего подопечного.

Возраст опекаемых малолетних граждан колеблется от 14 до 18 лет и не имеет возрастной категории над недееспособными гражданами, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью.

Опекуны соглашаются с теми сделками, на которые самостоятельно не могут ответить опекаемые граждане. Помогают в осуществлении прав своих подопечных и защищают их от посягательства третьих лиц.

Общее наблюдение, как над опекунами, так и над опекаемыми проводится государственными органами опеки, являющимися  органами самоуправления местной власти.

Срок в один месяц, установлен органами местной власти, для назначения опекуна по месту проживания подопечного, после подачи заявления об опекунстве. Но, если в течение этого срока, подопечному не назначен опекун, то опека ложится на местные органы опеки.1

Если опекаемые граждане находятся под присмотром в лечебных или воспитательных учреждениях, то опекунами являются сами эти учреждения.

Опекун обязан, в соответствии с законом неукоснительно и безвозмездно исполнять все обязанности по опеке и проживать вместе с гражданами, над которыми производится попечительство. Сообщать в органы опеки, если произошла перемена места жительства и прописки. Оказывать всестороннюю заботу и лечение и обеспечить обучение несовершеннолетним гражданам.

Если же гражданин, над которым выполняется опека, в дальнейшем будет признан дееспособным, то попечитель обязан в законодательном порядке обратиться в суд для снятия с него попечительства.

Органы местной опеки имеют право снять все обязанности с опекуна, в случае возвращения малолетних граждан их родителям, попадания подопечных в лечебные учреждения или присутствие очень весомых аргументов, таких, как тяжелые заболевания и интересы имущественного права.

Если попечитель относится к своим обязанностям недобросовестно, то органы опеки также, имеют полное право отстранить его от дальнейшего исполнения своих обязанностей, и в самых крайних случаях, применить законодательные меры.

Опека полностью прекращается в отношении совершеннолетних лиц, в том случае, если решение суда признает полную дееспособность данной категории граждан. А если несовершеннолетний опекаемый достиг совершеннолетнего возраста или признан дееспособным, то данный факт, также способствует отмене опекунства.

Хочется упомянуть вкратце о замечательном механизме патронажа над гражданами, которые признаны полностью трудоспособными. В случае, если дееспособный гражданин не имеет возможности или условий для защиты собственных прав, в связи с состоянием здоровья, то при его полном согласии устанавливается особенная форма попечительства, название которой – патронаж. Имуществом и правами на него распоряжается патронажный опекун, на основе подписания договора о доверительном управлении имуществом или поручительном договоре. При согласии данного лица, патронажный опекун имеет полное право совершать различного рода сделки: сделки, относящиеся к проблемам мелкого домашнего быта, сделки, которые помогают в содержании и обеспечении всем необходимым опекаемого лица.

Законом введена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Подписан и сопутствующий Закон от 24.04.2008 г. №49-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Закон дополняет Гражданский кодекс РФ нормами, устанавливающими, что к отношениям по опеке и попечительству применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Детализированы нормы о распоряжении имуществом подопечных, изменены нормы о патронате над дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Установлена возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе независимо от уважительности причин. Введена норма о завещательном назначении опекуна (попечителя).2

Закон уточняет понятие и содержание договора о приемной семье, основания и последствия его расторжения. Кроме этого, в Семейный кодекс РФ введена специальная глава об устройстве детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об их правах, а также правах и обязанностях указанных учреждений по воспитанию, образованию, защите и представительству прав детей.

На органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования наложена функция по организации контроля за получением образования детьми, находящимися под опекой или попечительством.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан существуют институты опеки и попечительства.

Отношения, возникающие в связи с опекой и попечительством, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве».

Условием установления опеки является полное отсутствие дееспособности у малолетнего (до 14 лет), а также у граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ).

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия, за исключением сделок, которые вправе совершать малолетние в возрасте от шести до 14 лег (п. 2 ст. 28 ГК РФ).

В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).

В отличие от опекуна попечитель лишь дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ).

Кроме этого, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Опекун или попечитель может быть назначен только с согласия лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве.

Согласие подопечного на установление опеки (попечительства) и в отношении назначения конкретного лица опекуном (попечителем) не является обязательным условием для его назначения, однако, как правило, учитывается.

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, являются эти учреждения.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (ст. 26, 38 ГК РФ) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, за исключением произведения из этих средств расходов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд подопечного (питание, одежда, лекарства и т. п.).

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

Прекращение опеки или попечительства осуществляется на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства, за исключением следующих случаев, когда опека (попечительство) прекращается автоматически:

  • при достижении малолетним 14 лет опека превращается в попечительство;
  • при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности (достижении 18 лет, вступлении в брак, эмансипации).

 

 

Глава 2. Проблемы регулирования органов опеки и попечительства.

2.1 Проблемы органов опеки и попечительства в правоприменительной деятельности.

Исходя из смысла ст. 121 и 123 СК РФ, следует сделать вывод, что родители, уклоняющиеся от воспитания своего ребенка, не вправе препятствовать назначению опеки. Кроме того, защита прав и интересов детей в ситуации, когда родители в силу различных обстоятельств (смерть, лишение свободы, длительное заболевание, связанное с нахождением в стационарном лечебном учреждении) лишены возможности осуществлять их воспитание, возлагается на органы опеки и попечительства.

По материалам проверок, проведенных работниками прокуратуры, установлены существенные нарушения правил ст. 121 — 123 СК РФ.

Не соблюдаются требования семейного законодательства о выявлении и учете детей, оставшихся без попечения родителей, о приоритетном устройстве таких детей в российские семьи.

В нарушение ст. 122 СК РФ в органы опеки и попечительства и в государственный банк данных о детях, оставшихся без родителей, не всегда своевременно поступает информация о детях, оставшихся без попечения родителей. Так, в Свердловской области в 2005 г. органами опеки и попечительства своевременно не представлены в государственный банк данных сведения в отношении 841 ребенка такой категории. Во Владимирской области выявлены аналогичные нарушения закона. В 2003 — 2004 гг. в родильном доме г. Владимира родилось 26 младенцев, от которых отказались матери, а в отдел опеки по месту нахождения роддома были переданы сведения только о троих.

В ряде регионов органы опеки и попечительства не принимают надлежащих мер по устройству детей на воспитание в семьи российских граждан. Деятельность этих органов по-прежнему сведена к подбору детей только тем российским гражданам, которые сами обратились с такой просьбой.

Информация о работе Проблемы регулирования органов опеки и попечительства