Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".

Вложенные файлы: 1 файл

шевчук.docx

— 185.99 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

 

Факультет повышения квалификации

 

Кафедра общественных дисциплин

 

 

 

 

 

Новые информационные технологии в

процессе преподавания истории

(указывается  жанр работы)

 

 

 

Исполнитель:

Шевчук Ольга Сергеевна,

Ведущий специалист по опеке и попечительству 

 

Консультант:

Соболева  Марина Александровна,

зав. кабинетом  «Обществознание»

 

 

 

Кемерово 2013

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

 

Введение

Актуальность темы. В настоящее  время в Российской Федерации  сохраняется комплекс проблем в  сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную  обеспокоенность государственных  органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие  проблемы, как рост числа семей  и детей, находящихся в социально-опасном  положении, ухудшение физического  и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм, наркомания среди подростков и молодежи. Острой остается проблема детей, оказавшихся  вне образования. Несмотря на повышение  роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные  учреждения стараются избавиться от "трудных" детей. Не снижается  количество правонарушений, совершаемых  несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях  и нигде не работающими. Сохраняется  опасная тенденция повышения  криминальной активности подростков младших  возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления  алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое  насилие в молодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности молодежи, повышение  степени е общественной опасности, появление новых форм преступного  поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ней. Профилактика преступлений молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.

ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум". Изучение средств коррекции социального поведения подростков на примере отдела по делам молодежи администрации муниципального образования Абинский район.

 

Историческое  и современное состояние проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Во времена Советского союза профилактике правонарушений, и, прежде всего правонарушений несовершеннолетних и молодежи, придавалось большое  значение не только на словах. В эту  деятельность было включено множество  государственных и общественных организаций. Партийные с советские  власти в центре и на местах курировали и направляли эту активность. Проводилась  масштабная и во многих отношениях эффективная работа с лицами, склонными  к противоправному поведению. Меры строгого контроля в сочетании с  необходимой социальной помощью  чаще всего приводили к желаемому  результату.

Большое внимание уделялось  планированию профилактических мероприятий  на всех уровнях: начиная от районного  вплоть до общесоюзного. В рамках системы  МВД была создана специализированная профилактическая служба. Советы профилактики существовали на всех крупных и средних производственных предприятиях. Межведомственные комиссии, призванные координировать работу в городах и районах, республиках, действовали, как правило, при соответствующих исполкомах и Советах министров¹.

Однако в тот период многие научные выводы и рекомендации несли на себе жирную печать прежней  партийной идеологии и политики, которые сегодня отвергнуты нашим  обществом. Существовало не оправданное  реальным потребностям массовое отвлечение людей рабочего места для всякого  рода дежурства по охране порядка, а  в действительности, - для искусственного создания доказательств "массовости народного движения". Таким образом, правильно было бы говорить о двуедином  подходе к оценке прошлого опыта  профилактической деятельности и возможностям его рецепции для нужд современного общества. С одной стороны, есть немало оснований против механического  копирования советской системы  профилактики, против идеализации накопленного опыта. С другой, как уже подчеркивалось, откровенно нигилистическая позиция  была бы ошибочной. В то же время  из того научного багажа, опята профилактической работы, что заслуживает сегодня  быть востребованным. Но если говорить о дне сегодняшнем, то бесспорно  одно: в современной России такой  системы нет вовсе. Ее здание разрушено  не до фундамента, а начиная с  фундамента. Известные деструктивные  процессы разметали те формальные и  неформальные структуры, которые до начала 90-х годов занимались хорошо или плохо предупредительной  деятельностью "на местах", непосредственно  среди населения, и в первую очередь  – индивидуальной профилактикой  преступлений и иных правонарушений подростков и молодежи. В результате оказался недопустимо ослабленным  профилактический потенциал государства, всего общества, обозначилась опасность  дезорганизации социального контроля над преступностью.

Между тем, совершенно очевидно, что ни одно нормальное общество, для  которого нравственное здоровье его  граждан не есть пустой звук, не может  нормально существовать без добротно налаженной системы предупреждения противоправного поведения. Следовательно, одна из актуальнейших наших задач состоит в строительстве такой, принципиально новой системы. Однако вряд ли продуктивно присваивать раз и навсегда какому-либо направлению борьбы с преступностью статус главного, самого важного. Сложные, противоречивые, способные развиваться по мало предсказуемым сценариям процессы современной преступности могут быть "обузданы" только на основе осуществления гибкой, готовой ответить на любые "вызовы" криминала государственной политики борьбы с преступностью. В зависимости от характера складывающихся ситуаций, на одном этапе приоритет может быть отдан именно профилактике. На другом – на первое место может выйти деятельность правоохранительных органов, осуществляющих иные функции (уголовный розыск, следствие). Так как обстоятельства ставят перед обществом в качестве наиболее актуальных задачи иного характера. [13, 40-44]

Есть достаточно оснований  полагать, что в настоящее время  криминологическая обстановка в  нашей стране именно такова. На фоне крайне неблагоприятных тенденций  преступности, расширения масштабов  профессионализации, вооруженности, технической  оснащенности криминала, повышения  степени тяжести совершаемых  преступлений использования "силовых  методов", представляемых государством для целей борьбы с преступностью, несомненно, становится первоочередной задачей. Профилактическое направление  всегда было и навсегда останется  в ряду наиболее значимых в деятельности государства и общества, направленных на борьбу с преступностью. Это в  особой степени относится к предупреждению преступлений со стороны молодых  людей, которые в силу своего возраста оказываются более восприимчивыми к мерам профилактики и к тому же являются предметом особой заботы общества.

Системный общегосударственный  подход в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Острота социальных проблем  детей и молодежи в России требует  разработки эффективных социально-педагогических комплексных технологий их разрешения. Поэтому в российском социальном законодательстве отражен системный  общегосударственный подход в организации  работы с несовершеннолетними группы риска, определены субъекты социальной и профилактической работы. В Федеральном  законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [ФЗ № 120] определены группы детей –  объектов профилактической работы, а  именно:

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует  вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию со стороны его  родителей, законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный – не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся  в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и  здоровья, либо не отвечающий требованиям  к его воспитанию или содержанию, либо совершает анти общественные действия.

Семья, находящаяся в социально  опасном положении – семья, имеющая  детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, либо жестоко обращаются с ними.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направляемых на выявление условий и причин, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, а антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально опасном положении. Признаки социально опасного положения и трудной жизненной ситуации в текстах основных российских законов совпадают:

Трудной жизненной ситуацией  считается такая ситуация, которая  объективно нарушает жизнедеятельность  гражданина (инвалидность; неспособность  к самообслуживанию в связи с  болезнью; сиротство, безнадзорность; малообеспеченность; безработица, отсутствие определенного места работы, конфликты  и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.) и которую  он не может преодолеть самостоятельно.

При этом несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной  ситуации считаются дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; несовершеннолетние, имеющие  недостатки в психическом и (или) физическом развитии, жертвы вооруженных  и межнациональных конфликтов.

На формирование девиантного  поведения влияют следующие факторы  риска:

- Криминальный – преступление  против нравственности; принуждение  детей со стороны родителей  к попрошайничеству, эксплуатация  и вовлечение детей в незаконный  бизнес, проституцию, сутенерство  и другие правонарушения. Продажа  алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической  продукции.

- Семейный фактор –  нарушение функционирования семьи,  когда родители, опекуны, близкие  родственники не обеспечивают  надлежащего воспитания и содержания  и содержания ребенка, необходимого  психологического комфорта в  семье.

- Объективная ситуация, вызывающая  трудности в воспитании, содержание  и осуществление контроля в  семье со стороны родителей.

-Детский фактор – патологические  девиации характера некоторых  детей, склонность к потреблению  психоактивных веществ, самовольным  уходом из дома или учебно-воспитательного заведения и другими формами отклоняющегося поведения.

- Молодежный фактор –  развитие асоциальных подростковых "субкультур"

- Организационный фактор  – недостатки в работе системы  образования, служба занятости  несовершеннолетних и молодежи, подразделений ОППН и других  государственных структур.

Наличие того или иного  фактора социального риска не означает обязательного возникновения  социальных отклонений, однако указывает  на большую степень вероятности  этих отклонений, возрастающей по мере углубления факторов риска. В этих условиях актуальной задачей становится формирование государственной политики профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, ориентированной  на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей  на достойную форму существования  в социальной среде. Проблема правонарушений несовершеннолетних актуальна для  российского сообщества, озабоченного поиском и выработкой гуманно-эффективных  мер профилактического воздействия  и борьбы с социально опасным  явлением. Все правонарушения, преступные и неприступные, в той или иной мере асоциальны, так как причиняют  вред обществу. По закону преступная асоциальность  квалифицируется как "общественная опасность".

Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с изменением и принятием нового закона в этом направлении [Федеральный закон  РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06. 1999г. № 120]. Целью профилактики является поиск и установление гуманного  подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди  несовершеннолетних, проведение комплекса  работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального  поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.

Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних