Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат
ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".
Основополагающим в решении
проблемы профилактики безнадзорности
и правонарушений, несовершеннолетних
должно стать понимание социальной
значимости проблемы, в центре которой
находится личность ребенка, его
будущее. В плане организации
профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних и молодежи следует
учитывать время суток, время
года и непосредственно места
совершения правонарушений, совершенных
несовершеннолетними и лицами молодого
возраста, происходят до 23 часов. Возможны
сезонные "пики" агрессии и совершения
правонарушений в весенние и летние
месяцы, обусловленные расширением
возможности для
Пьянство и алкоголизм
родителей большинства
- Выполнению семьями их
репродуктивных функций,
- Полноценной реализации
воспитательных функций,
- Полноценной реализации
воспитательных функций
Правонарушения
Социальная дезадаптация
– это нарушение взаимодействия
индивидуума со средой, характеризующиеся
невозможностью осуществления им в
конкретных микросоциальных условиях
своей позитивной социальной роли,
соответствующей его
Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих потребностей в развитии. В результате – уход из семьи или учреждения, где он не смог реализовать свои внутренние ресурсы. Другой способ – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, вследствие таких обходных путей – открытые формы агрессии, выраженные в правонарушениях.
Таким образом, социальная дезадаптация,
вызванная совокупностью
К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне – дезадаптированному несовершеннолетнему и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к этой проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитивном отношении к дезадаптированному подростку. Применять по отношению к нему репрессии – все равно, что запретить человеку, у которого заложен нос, дышать ртом, не предлагая никакого лечения. Попытки же реабилитации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. Таким образом, работа с социально дезадаптированнным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению.
Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):
Дисфункциональность семей;
Личностные особенности
ребенка (характерологические
Школьная дезадаптация подростка;
Асоциально ориентированное неформальное окружение сверстников;
Социально-демографические проблемы В каждом случае социальной дезадаптации подростка, как правило, сочетается несколько причин. Рассмотрим варианты их сочетания.
Дисфункциональность семьи
Семья является первым и
основным институтом социализации личности.
В семье ребенок приобретает
первые навыки общения, поведения, эмоционального
реагирования на внешние раздражители
и стрессы, обретает психоадаптивные
способности. Как отмечает Эйдемиллер,
нормально функционирующая
Личностные особенности ребенка
Сами по себе личностные
особенности ребенка не редко
становятся причиной социальной дезадаптации.
Так, даже ребенок-инвалид может
быть вполне социально-адаптированным
при условии грамотного отношения
родителей и социального
При определенных условиях родители могли бы успешно справиться с возникшими проблемами. Но отклонение реальной ситуации в семье от их представлений и ожиданий, неготовность принять ребенка таким, какой он есть, приводит к внутрисемейному конфликту. Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении "нестандартного" ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления – школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация
Школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между родителями и детьми. Школьная дезадаптация имеет свои причины:
Разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие).
Социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);
\Особенности семейного воспитания (гипоопека или гиперопека)
Воздействие асоциальной неформальной среды
Этому фактору приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять – на улицах заметно выделяются неформалы самых различных направлений, просто "тусовки" праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак асоциальности). В то же время уход в неформалы обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений. В последние годы значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, вульгарное, но и позитивную составляющую в жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и другие. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, как положительному, так и отрицательному. Таким образом, то, что считалось совсем недавно фактором стабильности семьи – ценностная определенность родителей, сейчас выступает фактором риска: ригидность, нетерпимость.
Причины социально-демографического характера
К причинам этой категории
мы относим низкий материальный уровень,
многодетность, неполные семьи, при
условии отсутствия в этих семьях
химической зависимости и явной
асоциальности. Конечно, перечисленные
факторы увеличивают
Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних