Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".

Вложенные файлы: 1 файл

шевчук.docx

— 185.99 Кб (Скачать файл)

Основополагающим в решении  проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой  находится личность ребенка, его  будущее. В плане организации  профилактики правонарушений среди  несовершеннолетних и молодежи следует  учитывать время суток, время  года и непосредственно места  совершения правонарушений, совершенных  несовершеннолетними и лицами молодого возраста, происходят до 23 часов. Возможны сезонные "пики" агрессии и совершения правонарушений в весенние и летние месяцы, обусловленные расширением  возможности для неконтролируемых контактов (удлиняется день, открываются  парки, скверы, пляжи, загородные места  отдыха). Правонарушения совершаются  несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для  несовершеннолетних характерно большое  стремление к групповым формам совместного  досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим  свои группы. Основными непосредственными  причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение  аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению "лжегероев" зарубежных фильмов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния  микросреды (семья, компания сверстников).

Пьянство и алкоголизм родителей большинства малолетних правонарушителей, жестокость, систематическое  нарушение правил общественного  поведения, совершение ими преступлений формирует у подростков криминогенную  наклонность. Искоренение правонарушений должно вестись планомерно, с учетом управления социальными процессами. И рассматриваться как важная социальная задача государственного значения. В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует выделять меры общей и специальной профилактики. Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:

- Выполнению семьями их  репродуктивных функций, воспитанию  здоровых в физическом и социальном  отношении детей.

- Полноценной реализации  воспитательных функций, здоровых  в физическом и социальном  отношении детей.

- Полноценной реализации  воспитательных функций общеобразовательных  учреждений всех видов, обеспечению  развития способностей и позитивных  интересов детей, организации  их занятости полезной деятельности  во внеучебное время. Защита  детей от невнимания семьи,  жестокости, насилия и негативных  проявлений асоциальной среды  должна обеспечиваться взаимодействием  разных факторов: семьи, школы,  досуговой среды, неформальных  групп, коллективов, других социальных  институтов и общества в целом.  Современная система профилактики  безнадзорности осуществляется  разноведомственными службами и  учреждениями. Одной из важнейших  задач государственного управления  является четкое разделение функций  и сфер профилактического влияния  различных ведомств².

Правонарушения несовершеннолетних – следствие социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация – это нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующиеся  невозможностью осуществления им в  конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать  что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического  и социального развития. Невозможность  осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих  потребностей в развитии. В результате – уход из семьи или учреждения, где он не смог реализовать свои внутренние ресурсы. Другой способ –  эксперименты с наркотиками и  другими психоактивными веществами (ПАВ). И, вследствие таких обходных путей – открытые формы агрессии, выраженные в правонарушениях.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к деформации основных потребностей несовершеннолетнего, потребностей в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация порождается  нарушением взаимодействия несовершеннолетнего  и социальной среды.

К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне  – дезадаптированному несовершеннолетнему  и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Односторонний  подход к этой проблеме неэффективен как при негативном, так и при  позитивном отношении к дезадаптированному подростку. Применять по отношению  к нему репрессии – все равно, что запретить человеку, у которого заложен нос, дышать ртом, не предлагая  никакого лечения. Попытки же реабилитации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. Таким  образом, работа с социально дезадаптированнным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению.

Опыт работы позволяет  выделить следующие основные причины  социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):

Дисфункциональность семей;

Личностные особенности  ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения)

Школьная дезадаптация подростка;

Асоциально ориентированное  неформальное окружение сверстников;

Социально-демографические  проблемы В каждом случае социальной дезадаптации подростка, как правило, сочетается несколько причин. Рассмотрим варианты их сочетания.

Дисфункциональность семьи

Семья является первым и  основным институтом социализации личности. В семье ребенок приобретает  первые навыки общения, поведения, эмоционального реагирования на внешние раздражители и стрессы, обретает психоадаптивные  способности. Как отмечает Эйдемиллер, нормально функционирующая семья  – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет  свои функции, вследствие чего удовлетворяется  потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и  каждого ее члена. Существует множество  возможных нарушений нормального  функционирования семьи, и все они  с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее  количество семей нуждается в  помощи специалистов-психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Нежелание  менять себя или взаимоотношения  в семье – приводит к дисфункциональности  семьи. К тому же, в каждой дисфунуциональной  семье в процессе ее существования  формируются жесткие защитные и  компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство  извне, основанное на понимание природы  дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И психолог выступает в  качестве специалиста по этому вопросу. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная  компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда – к психическим отклонениям. А дальше – естественные следствия: потребление ПАВ, правонарушения, что становится поводом для внимания со стороны государственных структур – ОППН (ОДН), КДН. Соответствующие ведомства реагируют на последствия, зачастую оставляя без внимания причины, истоки, корни проблемы – не меняя социальную жизненную ситуацию ребенка.

Личностные  особенности ребенка

Сами по себе личностные особенности ребенка не редко  становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может  быть вполне социально-адаптированным при условии грамотного отношения  родителей и социального окружения  к его статусу. Но достаточно часто, характерологические свойства, темперамент, непоседливость ребенка, вызывают у  родителей неадекватную реакцию. Представление  о "хорошем" ребенке, как об "удобном", послушном, сталкивается с особенностями  реального ребенка, не соответствующими особенностям ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, "подгонка" ребенка под "удобный  стандарт", борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно последствие  – нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может  сдаться, но конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти  признание в другой среде, в других формах девиантного поведения. Нередко  такие семьи становятся клиентами  психологов, психотерапевтов, социальных служб. Чаще всего, обострение таких  противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется возможность найти другие формы  самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным, родители теряют авторитет.

При определенных условиях родители могли бы успешно справиться с возникшими проблемами. Но отклонение реальной ситуации в семье от их представлений и ожиданий, неготовность принять ребенка таким, какой  он есть, приводит к внутрисемейному  конфликту. Сказанное в отношении  семьи, часто оказывается верным и при обучении "нестандартного" ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать  индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной  из причин другого явления – школьной дезадаптации.

Школьная  дезадаптация

Школа переживает трудные  времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа  конфликтов между учениками и  учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания  дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в  прямой зависимости от отношения  учителя к нему. Это приводит к  снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в  школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению  отчуждения между родителями и детьми. Школьная дезадаптация имеет свои причины:

Разрушение положительной  учебной мотивации (конфликты ученика  с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие).

Социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);

\Особенности  семейного воспитания (гипоопека  или гиперопека)

Воздействие асоциальной неформальной среды

Этому фактору приписывают  неадекватно большое влияние  на несовершеннолетних. И это можно  понять – на улицах заметно выделяются неформалы самых различных направлений, просто "тусовки" праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак асоциальности). В то же время уход в неформалы обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений. В последние годы значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, вульгарное, но и позитивную составляющую в жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и другие. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, как положительному, так и отрицательному. Таким образом, то, что считалось совсем недавно фактором стабильности семьи – ценностная определенность родителей, сейчас выступает фактором риска: ригидность, нетерпимость.

 

Причины социально-демографического характера  

 

К причинам этой категории  мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при  условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной  асоциальности. Конечно, перечисленные  факторы увеличивают вероятность  развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда  в таких семьях создается идеальная  атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми. Но часто старания родителей или  матери-одиночки уходят впустую. Иногда не хватает опыта, иногда знаний и  опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции. Наиболее ярко это  прослеживается на примере матерей-одиночек. При этом только в половине случаев дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищенностью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма. Но в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, Дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо - и гиперопека, авторитарность, авторитарность, попустительство. Чаще всего, матери-одиночки испытывают значительные материальные трудности при устройстве на работу, в налаживании социальных связей. Таким образом, при отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишь условно, имея ввиду отсутствие угрозы жизни здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, мы можем с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, то есть психологической дисфункции.

Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних