Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат
ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".
Учреждения вторичной
специальной профилактики (отделы предупреждения
правонарушений несовершеннолетних органов
внутренних дел, открытые и закрытые
специальные учебно-
Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.
Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высокого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.
В настоящее время на территории Новосибирской области расположены 67 детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 29 специализированных учреждений (отделений) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры) и 38 детских домов, школ-интернатов.
В структуру органов социальной защиты населения г. Новосибирска входят:
центр социальной помощи семье и детям "Заря";
центр социальной реабилитации несовершеннолетних "Берегиня";
муниципальное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Заельцовского района;
муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Железнодорожного района.
В 2004 году социальную реабилитацию в приютах получили 606 детей. Создано 18 приемных семей и 1 семейный детский дом, в которых находятся 64 ребенка. Введен в действие социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Железнодорожном районе на 60 мест, что позволило увеличить пропускную способность приютов на 25% и довести наполняемость учреждений до 93% от планового количества мест (220 человек в месяц).
Проведена работа по выявлению детей, не обучающихся в школах и не получивших обязательного общего образования.
Для обучения таких несовершеннолетних используются открытые сменные школы N 21, 27, МУ "Центр реабилитации для несовершеннолетних, МУ "Берегиня" Отчет о выполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска за 2004 год // Вечерний Новосибирск. - 05.07.2005..
В период с 2003 по 2005
годы приняты областной закон "О
защите прав детей в Новосибирской
области"; внесены изменения в
Закон "Об оплате труда приемных
родителей и льготах, предоставляемых
приемной семье". Кроме того, принят
ряд постановлений губернатора
Новосибирской области по финансированию
расходов, связанных с перевозкой
несовершеннолетних, самовольно ушедших
из семей, детских домов, школ-интернатов,
специальных учебно-
В Городской целевой программе социальной поддержки на 2005 год также запланировано оказание социальной помощи безнадзорным детям (см. приложение 2).
Таким образом, на сегодняшний день в Новосибирске и Новосибирской области существуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Одними из таких учреждений являются приюты.
2.2 Работа системы органов и
учреждений по профилактике
Отправным юридическим актом создания приютов для беспризорных детей в наши дни можно считать Указ Президента РФ от 01.10 92 г. "О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы". Следующим документом был Указ Президента РФ от 06.09.93 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", где впервые используется понятие "приют" и создание их рассматривается как основа профилактики детской безнадзорности.
Правительством РФ от 13.09.96 г. № 1092 было утверждено "Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
Эти документы, посвященные юридическому оформлению приюта как специфического института профилактики детской безнадзорности, говорят о государственном признании важности создания таких учреждений в нашей стране.
Необходимость их создания
объясняется ростом числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей. Это дети в возрасте до
18 лет, которые остались без попечения
единственного или обоих
В этих условиях приюты
для детей и подростков являются
не только местом, где лишившиеся родительского
попечения или бежавшие от жестокого
обращения дети могут получить кров
и пищу, но и местом, где они
получат квалифицированную
Рассмотрим работу приютов на примере "Солнечного" - Социального приюта для детей и подростков.
Позиция коллектива приюта заключается в том, что временное пребывание детей в таком учреждении должно быть максимально использовано для реабилитационной работы, социальной адаптации, медицинской, педагогической и психологической помощи, социальной и правовой поддержки.
Основная цель создания
приюта - организация временного проживания
безнадзорных детей и подростков,
оказание им социальной поддержки, правовой,
медико-психолого-
Согласно Уставу в приют помещаются дети, лишенные родительского попечения или попавшие в трудную жизненную ситуацию, в возрасте от 3 до 16 лет. Дети определяются в две разновозрастные группы - старшую и младшую. Возрастные границы групп зависят от количества детей того или иного возраста.
В первую очередь
дети получают медицинскую помощь.
Они проходят диагностическое обследование
в детской поликлинике, а при
необходимости воспитанников
Налажена тесная связь Центра и с образовательными учреждениями города: детскими садами, школами, профессиональными училищами, где дети продолжают свое обучение.
Учредителем Центра является отдел образования г. Новосибирска. Бюджетное финансирование не в состоянии полстью обеспечить нужды приюта, поэтому выходом из этого положения является привлечение спонсоров и оказание шефской помощи. Население города полностью обеспечивает детей одеждой и обувью, принося ненужные вещи своих детей.
Для устройства дальнейшей судьбы поступивших детей и оказания им помощи необходимо четко представлять, что это за дети, какой опыт они вынесли из жизни в семье или приобрели вне ее.
За первые два года существования приюта через него прошли 147 детей. При этом мальчиков было больше, чем девочек. Возраст большинства детей не превышал 10 лет. Это обусловлено тем, что у маленьких детей зависимость от родителей гораздо больше, чем у подростков. Поэтому асоциальное поведение их родителей очень быстро создавало ситуацию, когда проживание в семье дошкольника или младшего школьника становилось невозможным.
Анализируя причины
поступления детей в приют, можно
выделить несколько основных. В большинстве
случаев в семьях поступивших
в приют детей имелось
Доставляются дети в приют сотрудниками милиции, чаще всего инспекторами отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН), социальными педагогами школ, родственниками, медицинскими работниками, а несколько подростков обратились самостоятельно.
Длительность нахождения детей в Центре колеблется от нескольких дней до полутора лет и определяется тем, сколько времени необходимо для устройства судьбы ребенка. Сложность жизненной ситуации многих детей, затяжные процедуры, связанные с лишением родительских прав, розыском родителей или сбором потерянных документов детей приводили к тому, что за 6 месяцев, которые ребенок, согласно Уставу, мог находиться в приюте, не удавалось устроить его в семью или интернатное учреждение. Многие дети поступали со сложными психологическими проблемами, которые затрудняли их социальную адаптацию. Устранение этих проблем обычно требовало 9-12 месяцев реабилитационной работы.
35 детей находились
в приюте менее месяца, 77 детей
- более 6 месяцев,20 - около года. Таким
образом, время пребывания
После выхода из приюта
дети чаще всего возвращались в родную
семью или к одному из биологических
родителей, обычно к отцу, который
ранее проживал отдельно от ребенка.
Вопрос о возможности и
После определения
ребенка в школу-интернат, детский
дом, семью опекуна или возвращения
в родную семью он некоторое время
находится в поле зрения администрации
Центра. Социальный педагог, воспитатели
навещают его по месту проживания,
учебы, беседуют с учителями, классными
руководителями, родственниками. Полученные
сведения об условиях жизни передаются
в отдел опеки и
Дети, выбывшие за пределы города, пишут письма любимым воспитателям и оставшимися здесь друзьям.
Другой формой работы
по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
является создание "Социально-реабилитационных
центров для
Социально - реабилитационные
центры, в структуру которых входят
приюты, являются наиболее перспективными
в общей системе социозащитных
детских учреждений, так как позволяют
комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной
работы, ориентируя ее как на самого
ребенка, оказавшегося в трудной
жизненной ситуации, так и на среду,
в которой он находится, в том
числе и на родную семью. Центр
призван помочь не только беспризорным
детям, но и тем, которые еще не
утратили связи с семьей, другими
институтами социализации, ибо спектр
услуг, которые получают в нем
несовершеннолетние, нуждающиеся в
государственной помощи, значительно
шире, чем в других социозащитных
учреждениях. Центры предоставляют
детям различные формы
Статус социально-
Будучи одним
из звеньев государственной
1. Защитительная
функция. Она направлена на
обеспечение сохранности жизни
детей, их безопасности от
2. Профилактическая
функция. В сотрудничестве с
другими учреждениями, организациями
центр ведет работу по раннему
выявлению неблагополучных
Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.
Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.
3. Восстановительная
функция. Осуществляя меры по
оздоровлению условий
Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних