Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат
ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".
Объект исследования - безнадзорность.
Предмет исследования - безнадзорность как социально-педагогическая проблема российского общества конца 20 века.
Ведущая идея: Проблема безнадзорности несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема будет решена, если:
будут заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы;
улучшено научно-методическое оснащение социальной работы;
решена кадровая проблема в социальной сфере;
улучшено материально-
База исследования: Учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в НСО.
Гипотеза: Мы предполагаем, что меры социально-педагогической профилактики оказывают положительное влияние на проблему безнадзорности несовершеннолетних.
Глава I. Социально-педагогический анализ проблемы безнадзорности
1.1 Безнадзорность как социально-
Ст.1 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующее определение: "Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц".
Под детской безнадзорностью понимается "отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям" Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. Ст. «Безнадзорность детская». - М.: Проспект, 2003. С. 16..
Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к "группе риска":
дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
дети из неблагополучных, асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся
в социально-экономической и
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Среди безнадзорных
есть дети и подростки из материально
обеспеченных, благополучных семей.
Н.Н. Верцинская Верцинская Н. Н. Трудный
ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. С.
15. относит таких детей к
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. - М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 29.:
рост числа асоциальных семей;
безработные родители;
беженцы и вынужденные переселенцы;
нестабильные браки (разводы);
низкий уровень благосостояния семьи;
негативный опыт отношений с родителями;
неготовность школы
оказывать социально-
наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
В исследованиях, проведенных
учеными Общественного
социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Какими бы причинами
ни было обусловлено попадание ребенка
в категорию безнадзорных, суть заключается
в том, что он попадает в трудную
жизненную ситуацию, объективно нарушающую
его жизнедеятельность (сиротство;
болезнь; малообеспеченность; отсутствие
определенного места
Экономические и
идеологические кризисы вызвали
резкий рост числа детей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации,
детей, привлекаемых, в силу безнадзорности,
активизировавшимися
Успешность социально-
В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим образом Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. С. 39.:
проблемы свободы выбора и социального творчества - трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;
проблемы социальной адаптации и дезадаптации - трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;
проблемы социальной интеграции или дезинтеграции - трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.
Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М.С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. С. 42.. Негативную роль в решении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность.
Сегодня можно говорить
о том, что система социального
воспитания несовершеннолетних в новых
социально-экономических
Организационно
система социально-
Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения Ларионов А. В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. - Екатеринбург, 1997. С. 177.:
нестабильный брак или родители в разводе;
деструктивные взаимные отношения между членами семьи;
низкий уровень благосостояния;
наличие в семье безработных;
наличие в семье членов с асоциальным поведением;
частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.
Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью, показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребенок никогда не станет безнадзорным.
Школа как социальная
среда может провоцировать
Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие Астапов В. М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. - М.: Педагогика, 1991. С. 41.:
неподготовленность школы к работе с "проблемными" детьми;
"скрытый отсев";
формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;
проблемы со здоровьем;
физическое и моральное насилие учителей;
плохое поведение;
неуспеваемость;
отсутствие интереса к учебе и др.
Анализ перечисленных причин позволяет говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.
Исследования показывают,
что в новых условиях воспитывающая,
социально-педагогическая миссия школы
не должна ликвидироваться, а, напротив,
должна значительно усиливаться. В
ситуации кризиса детства, социальной
неустроенности значительной части
населения, семейного неблагополучия,
усилившейся агрессивности
Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17-18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах прежде всего учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.
Вместе с тем
следует учитывать и то, что
нормы и правила, которые устанавливаются
взрослыми в школе и дома, не
осознанные ребенком, не ставшие потребностью
(просто так удобно взрослым), вызывают
у него естественное стремление уйти
из-под опеки и влияния
1.2 Основные направления
Итак, безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Данное социальное явление, вызванное целым комплексом причин, характеризуют следующие показатели.
Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 2000 году - 123,2 тыс. человек) О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . С. 70..
Растет число родителей, лишенных родительских прав. По данным Минюста России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав выглядит следующим образом (см. приложение 1).
Если в 1996 году органы внутренних дел Российской Федерации вели профилактическую работу со 182.7 тыс. родителей, не исполняющих надлежащим образом родительские обязанности, то в 2000 году - уже с 276,7 тыс. В 2000 году в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей поступило более 30 тысяч человек (в 1999 году - 54,7 тыс), более 266,2 тыс. безнадзорных детей и подростков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних органов социальной защиты населения (в 1999 году - около 167 тыс).
По данным Минобразования России, в 2000 году в стране не обучалось 367 696 детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет (1,5% от общего числа несовершеннолетних этой возрастной категории).
Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних