Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".

Вложенные файлы: 1 файл

шевчук.docx

— 185.99 Кб (Скачать файл)

Объект исследования - безнадзорность.

Предмет исследования - безнадзорность как социально-педагогическая проблема российского общества конца 20 века.

Ведущая идея: Проблема безнадзорности несовершеннолетних как  социально-педагогическая проблема будет  решена, если:

будут заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы;

улучшено научно-методическое оснащение социальной работы;

решена кадровая проблема в социальной сфере;

улучшено материально-техническое  оснащение социальной работы.

База исследования: Учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в НСО.

Гипотеза: Мы предполагаем, что меры социально-педагогической профилактики оказывают положительное  влияние на проблему безнадзорности несовершеннолетних.

Глава I. Социально-педагогический анализ проблемы безнадзорности

1.1 Безнадзорность как социально-педагогическое  явление Российской действительности  конца XX века

Ст.1 ФЗ "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующее определение: "Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц".

Под детской безнадзорностью  понимается "отсутствие или недостаточность  контроля за поведением и занятиями  детей и подростков, воспитательного  влияния на них со стороны родителей  или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей  от семьи, детского коллектива и одновременно - в безразличии родителей, воспитателей к детям" Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. Ст. «Безнадзорность  детская». - М.: Проспект, 2003. С. 16..

Таким образом, к  категории безнадзорных относятся  дети, жизнедеятельность которых  нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд  исследователей относят таких детей  к "группе риска":

дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без  попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся  в социально-экономической и социально-психологической  помощи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально  обеспеченных, благополучных семей. Н.Н. Верцинская Верцинская Н. Н. Трудный  ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. С. 15. относит таких детей к категории "избыточно-комфортного типа". Они имеют в семье все, что  нужно, но при этом у них нет  никаких обязанностей перед родными  и близкими. Такой ребенок живет  одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.

Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд  причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых Дети улицы. Образование  и социальная адаптация безнадзорных детей. - М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 29.:

рост числа асоциальных  семей;

безработные родители;

беженцы и вынужденные  переселенцы;

нестабильные браки (разводы);

низкий уровень  благосостояния семьи;

негативный опыт отношений с родителями;

неготовность школы  оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации;

наличие у части  учащихся негативного учебного опыта.

В исследованиях, проведенных  учеными Общественного института  развития школы (Санкт-Петербург) в 2001 году, причины, способствующие росту  беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. - Покров, 2004. С. 116.:

социально-экономические  причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная  семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

социально-педагогические причины (невнимание родителей и  школы к проблемам ребенка, нежелание  школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье  и школе и др.);

психолого-педагогические причины (разный уровень доступа  к образованию, негативная установка  ребенка на учебу, негативный опыт отношений  в классном коллективе и др.).

Какими бы причинами  ни было обусловлено попадание ребенка  в категорию безнадзорных, суть заключается  в том, что он попадает в трудную  жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество  и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью  семьи.

Экономические и  идеологические кризисы вызвали  резкий рост числа детей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными  структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело  государство к необходимости  защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического  кризиса.

Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего  в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих  в ходе идущих в стране социально-экономических  преобразований.

В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим  образом Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. С. 39.:

проблемы свободы  выбора и социального творчества - трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса  и др.;

проблемы социальной адаптации и дезадаптации - трудности  усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности  в разрушении тех норм, которые  являются социально опасными, несут  в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;

проблемы социальной интеграции или дезинтеграции - трудности  воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.

Эффективное решение  данных проблем возможно только в  рамках формирующейся государственной  социальной политики. Однако, по мнению М.С. Мартыновой, к настоящему времени  проблемы ребенка не рассматриваются  государством и обществом целостно Мартынова М. С. Социальная работа с  детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. С. 42.. Негативную роль в решении  перечисленных проблем играет ведомственная  разобщенность.

Сегодня можно говорить о том, что система социального  воспитания несовершеннолетних в новых  социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою "социально-педагогическую нишу", свою роль в социальном воспитании, которую М.А. Галагузова определяет как "педагогически ориентированную  и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь" Кошкина В.С. Безнадзорность как  социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004-2005. - Покров, 2004. С. 119..

Организационно  система социально-педагогического  сопровождения является ведомственной  и подчиняется муниципальному органу управления образованием. Однако в  целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные  и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы  социально-педагогической поддержки  безнадзорного ребенка, которая означает работу различных типов и видов учреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики проблем детства, в том числе и безнадзорности, что обеспечит ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка условий.

Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют  определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения Ларионов А. В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. - Екатеринбург, 1997. С. 177.:

нестабильный брак или родители в разводе;

деструктивные взаимные отношения между членами семьи;

низкий уровень  благосостояния;

наличие в семье  безработных;

наличие в семье  членов с асоциальным поведением;

частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.

Исследования показывают негативные тенденции роста числа  таких семей. Вместе с тем попытка  переноса центра тяжести воспитания в семью, показала неготовность последней  на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что  семья может и должна взять  на себя главную ответственность  за воспитание своих детей. Но это  станет возможным при наличии  государственной социальной политики, которая бы способствовала включению  семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом  со своими детьми, понимают и любят  их, совместно ищут выход из сложных  жизненных ситуаций, - ребенок никогда  не станет безнадзорным.

Школа как социальная среда может провоцировать различное  поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы  в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его  прав, доступ к качественному образованию  и др.

Среди причин, по которым  дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие Астапов  В. М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. - М.: Педагогика, 1991. С. 41.:

неподготовленность  школы к работе с "проблемными" детьми;

"скрытый отсев";

формирование у  части учащихся отрицательного опыта  учебы;

проблемы со здоровьем;

физическое и  моральное насилие учителей;

плохое поведение;

неуспеваемость;

отсутствие интереса к учебе и др.

Анализ перечисленных  причин позволяет говорить о необходимости  реализации в школе как мер  общей профилактики, создающей условия  для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так  и специальной профилактики по выявлению  нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.

Исследования показывают, что в новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы  не должна ликвидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В  ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части  населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогического сопровождения  ребенка, находящегося в трудной  жизненной ситуации.

Ребенок приходит в  нее семилетним и покидает ее уже  во многом сформировавшейся личностью  в 17-18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между  тем традиционную школу считают  учебным заведением, полагая, что  ребенка или подростка в ее стенах прежде всего учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает  знания и умения, необходимые для  будущей жизни. В последние 10-15 лет  в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы  значительно ослабла.

Вместе с тем  следует учитывать и то, что  нормы и правила, которые устанавливаются  взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство  одиночества, неприкаянность, желание  заявить о себе. Как итог - уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.

1.2 Основные направления государственной  политики по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних

Итак, безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик  современного российского общества. Данное социальное явление, вызванное  целым комплексом причин, характеризуют  следующие показатели.

Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без  попечения родителей (в 2000 году - 123,2 тыс. человек) О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и  социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический  вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . С. 70..

Растет число  родителей, лишенных родительских прав. По данным Минюста России и Судебного  департамента при Верховном Суде Российской Федерации, число удовлетворенных  исков по делам о лишении родительских прав выглядит следующим образом (см. приложение 1).

Если в 1996 году органы внутренних дел Российской Федерации  вели профилактическую работу со 182.7 тыс. родителей, не исполняющих надлежащим образом родительские обязанности, то в 2000 году - уже с 276,7 тыс. В 2000 году в центры временной изоляции для  несовершеннолетних правонарушителей поступило более 30 тысяч человек (в 1999 году - 54,7 тыс), более 266,2 тыс. безнадзорных детей и подростков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях  для несовершеннолетних органов  социальной защиты населения (в 1999 году - около 167 тыс).

По данным Минобразования России, в 2000 году в стране не обучалось 367 696 детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет (1,5% от общего числа несовершеннолетних этой возрастной категории).

Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних