Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами дипломного исследования являются:
- изучение понятия и видов физических лиц Республики Беларусь как субъектов гражданских правоотношений;
- системный анализ гражданской правоспособности физических лиц;
- исследование правового регулирования проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских правоотношений ……………………………………………......
. Понятие и виды физических лиц ………………………..
. Гражданская правосубъектность физических лиц …….

7
7
14
ГЛАВА 2. Иностранные граждане и лица без гражданства как участники гражданских правоотношений ……………….
2.1. Правовое регулирование проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...
2.2. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………..
2.3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства смежными отраслями права ……………………………….…...............................................

27


27

36


47
ГЛАВА 3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права…………………………………………………..


55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства Катя. (1).docx

— 130.57 Кб (Скачать файл)

     Гражданская правоспособность - это способность  гражданина иметь гражданские права  и нести обязанности. А по нашему мнению, гражданскую дееспособность физического лица следует рассматривать как возможность самостоятельного выступления в гражданском обороте посредством совершения целесообразных действий. Назначение этого правового института предопределяет цель ограничения гражданской дееспособности физических лиц, которая с позиции действующего законодательства может быть определена как предотвращение нецелесообразных действий.

     В целях повышения эффективности такой меры как ограничение гражданской дееспособности физических лиц, нами предлагается закрепить в ГК Республики Беларусь два самостоятельных основания ее применения:

      - наличие у физического лица такого заболевания, как алкоголизм, наркомания и токсикомания;

      - расходование физическим лицом принадлежащих ему денежных средств или иного имущества таким образом, что он сам или его семья попадает в неблагоприятное (тяжелое) материальное положение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2  ИНОСТРАННЫЕ  ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ  ГРАЖДАНСТВА КАК  СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ 

2.1.  Правовое регулирование  проживания иностранных  граждан и лиц  без гражданства  на территории  Республики Беларусь 
 

     В настоящее время важнейшим нормативным  правовым актом,  который регламентирует права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь, является Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [49]. С принятием Закона № 105-З 2010  г.  и внесением изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 73 «Об утверждении правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» изменился и срок в течение которого иностранец обязан зарегистрироваться на территории Республики Беларусь [51]. Теперь он составляет 5 суток, вместо прежних 3-х суток (в него не включаются выходные и праздничные дни).

     В соответствии с Законом иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и международными договорами Республики Беларусь [49].

     В Законе четко разграничены 3 категории иностранцев: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие [49].

     Временно  пребывающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь данной категории иностранцев является виза Республики Беларусь или международный договор Республики Беларусь с соответствующим иностранным государством о безвизовых поездках граждан [49].

     Временно  проживающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь данной категории иностранцев является разрешение на временное проживание в Республике Беларусь [49].

     Постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь данной категории иностранцев является разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, которое оформляется посредством выдачи иностранцу вида на жительство [49].

     Кроме того, на законодательном уровне определены 3 правовых режима нахождения иностранцев в Республике Беларусь: основания их возникновения, сроки их действия, основания для их продления, сокращения и прекращения, правовые последствия принятия таких решений. 

     Временное пребывание: срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца определяется сроком действия выданной ему визы и не может превышать девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь. Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца, прибывшего в Республику Беларусь в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь.

     Временное проживание: разрешение на временное проживание выдается иностранцам, прибывшим в Республику Беларусь на срок более девяноста суток в год:

     - для обучения в учреждениях образования Республики Беларусь - на срок учебы, но не более одного года;

     - к супругу (супруге), близким родственникам, которые являются гражданами Республики Беларусь и постоянно проживают в Республике Беларусь, - на срок пребывания, но не более одного года;

     - для занятия трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, - на срок пребывания, но не более одного года;

     - если они в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обратились с ходатайством о признании их беженцами или предоставлении им убежища в Республике Беларусь либо подали заявление о выдаче им разрешения на постоянное проживание, - на срок рассмотрения их ходатайства или заявления;

     - если у них имеется на праве собственности недвижимость в Республике Беларусь, - на срок пребывания, но не более ста восьмидесяти суток в год;

     - по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [46]. 

     Постоянное  проживание: разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые: являются супругами, близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь; заключили брак с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь; признаны беженцами или являются лицами, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь; имеют право на воссоединение семьи; прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние семь и более лет; имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации; являются работниками и специалистами, в которых нуждается Республика Беларусь; обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта; инвестировали не менее ста пятидесяти тысяч евро в экономику Республики Беларусь или в реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь [49].

     Согласно  Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь от 20 января 2006 г. № 73 с изменениями и дополнениями от 9 июля 2010 года иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны иметь при себе действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией; миграционную карту (за исключением иностранцев, которые в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь не заполняют миграционные карты при въезде в Республику Беларусь и не предъявляют их при выезде из Республики Беларусь); другие документы, установленные Законодательством, которые доказывают, что эти иностранцы временно пребывают или временно либо постоянно проживают в Республике Беларусь на законных основаниях, и предъявлять их по требованию должностных лиц органов внутренних дел Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь и органов пограничной службы Республики Беларусь [51]. 

     Иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь (кроме иностранцев, не подлежащих регистрации  в соответствии с Законом), в течение  пяти суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и  праздничных дней, установленных  и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, обязаны зарегистрироваться в Министерстве иностранных дел, или органе внутренних дел, или гостинице, или санаторно-курортной и оздоровительной  организациях по месту фактического временного пребывания на основании  или письменного ходатайства принимающей организации.

     При перемене места временного пребывания иностранец (кроме иностранцев, прибывших  в Республику Беларусь в целях  туризма и путешествующих в пределах территории Республики Беларусь в соответствии с программой тура) в течение пяти суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных  дней, установленных и объявленных  Президентом Республики Беларусь нерабочими, обязан представить заявление о  регистрации в орган регистрации  по новому месту временного пребывания [49].

     После регистрации иностранца по новому месту  временного пребывания орган регистрации  в течение суток направляет сообщение  о новом месте и сроке временного пребывания иностранца в орган регистрации по его прежнему месту временного пребывания.

     Продление срока регистрации иностранца осуществляется в случае принятия решения о продлении  срока его временного пребывания в Республике Беларусь.

     Временно  проживающий в Республике Беларусь иностранец обязан проживать в Республике Беларусь только по тому месту временного проживания, которое указано в  марке «Дазвол на часовае пражыванне» [49].

     При перемене места временного проживания временно проживающий иностранец в  течение пяти суток, за исключением  выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных  и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, обязан представить  в орган внутренних дел по новому месту временного проживания документы, подтверждающие возможность проживания по месту предполагаемого временного проживания, для внесения изменений  в разрешение на временное проживание [49].

     Орган внутренних дел по новому месту временного проживания в течение суток после  представления иностранцем документов, подтверждающих возможность проживания по месту предполагаемого временного проживания, вносит изменения в марку  «Дазвол на часовае пражыванне», после этого в течение суток запрашивает в органе внутренних дел по прежнему месту временного проживания материалы по выдаче иностранцу разрешения на временное проживание и проверяет наличие у него оснований для аннулирования такого разрешения, предусмотренных в статье 50 Закона.

     Разрешение  на временное проживание иностранцу может быть аннулировано или аннулируется органом внутренних дел самостоятельно либо по ходатайству соответствующих  государственных органов.

     Иностранцу, у которого аннулировано разрешение на временное проживание, марка «Дазвол на часовае пражыванне» в документе для выезда за границу аннулируется путем проставления штампа «АНУЛЯВАНА», скрепленного печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь [49].

     Иностранец, у которого аннулировано разрешение на временное проживание, регистрируется в органе внутренних дел по месту  фактического временного пребывания на основании заявления о регистрации  на срок, установленный Законом для  выезда из Республики Беларусь [49]. 

     Уполномоченные  должностные лица юридического лица или физические лица, ходатайствующие  о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь, принимают  меры по его своевременной регистрации, получению им разрешения на временное  проживание, выезду его по истечении  определенного ему срока пребывания в Республике Беларусь.

     Лица, предоставившие жилое или иное помещение  для проживания, транспортное средство иностранцу, удостоверяются в его  нахождении в Республике Беларусь в  соответствии с настоящими Правилами.

     Контроль  за временным пребыванием, временным  проживанием иностранцев в Республике Беларусь осуществляется органами внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, органами пограничной службы и Министерством  иностранных дел путем осуществления  проверки проживания иностранцев по месту временного пребывания либо по месту временного проживания, срока временного пребывания иностранцев или срока действия разрешения на временное проживание, установления возможных оснований для сокращения иностранцам срока временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание, получения иных сведений, которые могут относиться к их пребыванию в Республике Беларусь, а также осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством Республики Беларусь [49].

     Особенности правового положения иностранцев, ходатайствующих о признании  их беженцами или предоставлении им убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которые  признаны беженцами или которым  предоставлено убежище в Республике Беларусь, и членов их семей регулируются Законом Республики Беларусь от 23 февраля 2008 года «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 3 июля  2011 года и иными специальными законодательными актами Республики Беларусь [50].

Информация о работе Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права