Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами дипломного исследования являются:
- изучение понятия и видов физических лиц Республики Беларусь как субъектов гражданских правоотношений;
- системный анализ гражданской правоспособности физических лиц;
- исследование правового регулирования проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских правоотношений ……………………………………………......
. Понятие и виды физических лиц ………………………..
. Гражданская правосубъектность физических лиц …….

7
7
14
ГЛАВА 2. Иностранные граждане и лица без гражданства как участники гражданских правоотношений ……………….
2.1. Правовое регулирование проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...
2.2. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………..
2.3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства смежными отраслями права ……………………………….…...............................................

27


27

36


47
ГЛАВА 3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права…………………………………………………..


55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства Катя. (1).docx

— 130.57 Кб (Скачать файл)

     По  нашему мнению, в связи со вступлением  Республики Беларусь в Таможенный Союз целесообразно принятие в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан модельного Закона «Об индивидуальном предпринимательстве». Такой Закон унифицирует правила для всех индивидуальных предпринимателей, и может стать прообразом возможного будущего нормативного акта Союзного государства.

     В данном законе целесообразно определить права и обязанности таких  предпринимателей, гарантии государства  для предпринимателей в социальном обеспечении, возможно, гарантии экономического характера (защита инвестиций предпринимателя, льготы и т.п.). В таком Законе мог  бы быть установлен одинаковый правовой статус индивидуальных предпринимателей для трех стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  3  РЕГУЛИРОВАНИЕ  ПРАВОВОГО СТАТУСА  ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН  И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА  НОРМАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА 
 

     Одной из основных задач современного международного частного права является регулирование  общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное  гражданство или проживающих  на территории разных стран. Определение  правового положения физических лиц, установление их прав и обязанностей на территории конкретного государства  относятся к его исключительной компетенции и регламентируется, прежде всего, нормами национального законодательства.

     В международном частном праве при установлении правового положения иностранцев возникают следующие основные вопросы:

     1. Определение характера и объем признанных за ними прав (определение правового статуса);

      2. Если иностранцы наделены правами, то законодательством какого государства они регулируются.

     Правовой  статус (режим) иностранцев – совокупность признанных за ними прав и обязанностей в государстве пребывания. Нужно иметь в виду, что нормы о правовом положении иностранцев всегда материально-правовые, а не коллизионные, их объем различен в зависимости от государства, места пребывания.

     Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев. В международном частном праве определены следующие категории физических лиц:

     - иностранные граждане – лица, имеющие юридическую связь с  каким-либо государством;

     - бипатриды – лица, имеющие юридическую  связь с двумя или несколькими  государствами;

     - апатриды – лица, не имеющие  юридической связи ни с одним государством;

     - беженцы – лица, вынужденные по  причинам, указанным в законе, покинуть  территорию своего государства  и получившие убежище на территории  другого [50] .

     Правовой  статус бипатридов и апатридов обладает серьезной спецификой, и в связи  с этим в международном праве  он оценивается как усложненный. Заключен ряд международных конвенций, направленных на уменьшение количества апатридов и бипатридов.

     Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются  в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они  въехали на территорию Республики Беларусь [50].

     Лицами  без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства [49].

     Правовой  статус иностранцев в любой стране складывается из двух частей: правового  статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства  в стране своего обычного проживания) и собственно статуса иностранца [31, с.64]. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и должен соблюдать законы и правила страны пребывания. Принадлежность к гражданству (подданству) той или иной страны определяет правосубъектность (правоспособность и дееспособность) физического лица.

     В Республике Беларусь, как и в других странах, личным законом физического  лица считается право страны, гражданство (подданство) которой это лицо имеет. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей убежище (ст. 1103 ГК).

     Правовая  доктрина большинства стран, включая  Беларусь, обычно определяет гражданскую  правоспособность физического лица как его способность быть носителем  гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность иностранца в Республике Беларусь определяется его личным законом (п. 1 ст. 1104 ГК).

     В свою очередь, под гражданской дееспособностью  физического лица обычно понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права  и обязанности. В подавляющем  большинстве государств мира, включая  Беларусь, гражданская дееспособность иностранца определяется по личному  закону.

     Вместе  с тем законодательством Беларуси, как и ряда других стран, предусматривается  несколько специальных правил, которые  ограничивают действие личного закона при определении дееспособности иностранцев. Так, дееспособность иностранца в отношении сделок, совершаемых  в Республике Беларусь, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Республике Беларусь, определяется по законодательству Республики Беларусь. Признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным в  Беларуси подчиняется праву Республики Беларусь (праву страны суда) [31, с.62]. Способность физического лица быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности определяется по праву страны, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. При отсутствии страны регистрации применяется право страны основного места осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 3–5 ст. 1104 ГК).

     Правоспособность  физического лица прекращается с  его смертью или объявления его  умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение  определенного в законе срока  или же в некоторых странах  объявления судебного решения о  безвестном отсутствии. Институт объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим вследствие безвестного отсутствия существует не во всех странах.

     В некоторых государствах имеются  специальные законы, предусматривающие  порядок признания безвестно  отсутствующего лица умершим, а также  конкретные предпосылки для подобного признания (Австрия, Италия), в других – разработаны лишь отдельные нормы (Польша, Венгрия, Чехия, Россия, Монголия и др.).

     Право ряда стран (Франции, Алжира, других государств, воспринявших романскую правовую систему) не признает принцип объявления лица отсутствующим или умершим. В  таких государствах возможно лишь в  рамках судебного производства по конкретному  делу вынести судебное определение  о безвестном отсутствии лица, которое  будет иметь значение только для  данного дела.

     В случае объявления безвестно отсутствовавшего или доказательства его жизни  его имущество и то, что он должен получить за время своего отсутствия, возвращаются в том состоянии, в  каком они находились ко времени  его появления. Он получает также  цену отчужденного в его интересах  имущества. Заинтересованные лица, добившиеся объявления безвестного отсутствия путем обмана, обязаны вернуть  доходы от имущества, которым они  пользовались. Брак безвестно отсутствовавшего даже после отмены судебного решения  остается расторгнутым [62, с.54].

     В Англии и США институтов безвестного  отсутствия и объявления лица умершим  по безвестному отсутствию в том  виде, в каком эти институты  урегулированы в праве стран  Континентальной Европы, не существует. Решение вопроса о безвестном отсутствии и смерти безвестно отсутствующего из сферы материального права  в Англии и США переносится  в область процессуального. Если при рассмотрении какого-либо дела возникает вопрос о праве на имущество или судьбе обязательства, то суд при решении данного конкретного дела исходит из процессуальной презумпции, что если от отсутствующего лица не было вестей в течение семи лет, то такое лицо умерло. Если же из обстоятельства дела следует, что от отсутствующего не должно поступать известий, то эта презумпция не применяется.

     Коллизионные  аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному  закону, каковым выступает либо закон  гражданства, либо закон постоянного  места жительства. Так, чешский закон  о международном частном праве  устанавливает, что объявить гражданина Чехии умершим вправе лишь чешский суд. Статья 1105 ГК  устанавливает, что признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим подчиняется праву страны суда.

     Правовой  статус иностранцев в Республике Беларусь определяется Конституцией (ст. 11) [40], международными договорами и консульскими конвенциями; законами Республики Беларусь («О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г. [46], «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993 г. [49]; декретами и указами Президента Республики Беларусь (№ 209 от 17 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства»); подзаконными актами.

     Этими актами иностранцам в Республике Беларусь предоставляется национальный правовой режим, т. е. иностранцы в Беларуси пользуются теми же правами и свободами, что и белорусские граждане, за исключением случаев, указанных  в законодательстве или договорах  Республики Беларусь (иностранные граждане не могут работать в составе экипажей воздушных судов белорусского государства  на должностях государственных служащих, не могут избирать и быть избранными в Советы депутатов и другие выборные государственные органы, а также участвовать во всенародном голосовании (референдуме). Кодексом Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 г. предусмотрено, что земельные участки в частную собственность, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение могут получить только граждане. В отдельных случаях могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод белорусских граждан.

     Отнесение иностранцев к различным группам регулируется Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [49].

     Постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, получившее в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание. Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание.

     Временно  пребывающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, прибывшее  в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в год со дня въезда в Республику Беларусь на основании  визы или в порядке, не требующем  получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь (далее – разрешение на временное проживание) или разрешения на постоянное проживание.

     Отнесение лица к той или иной категории  зависит не от срока его пребывания на территории Республики Беларусь, а  от степени устойчивости правовой связи  иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его  на территории Беларуси. Иностранные  граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта 

деятельность  не запрещена законодательством  Республики Беларусь. Для занятия  такой деятельностью может и  не предусматриваться обязательное условие, связанное с принадлежностью  к гражданству Республики Беларусь.

     Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право  заниматься трудовой, хозяйственной  или иной деятельностью только при  получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров  Республики Беларусь [49].

     В отношении иностранца, являющегося  гражданином двух или более государств, возможна ситуация, когда это лицо будет считаться гражданином  одного государства (по документам которого оно въехало на территорию Беларуси (ч. 2 ст. 1 Закона от 3 июня 1993 г.), а его  личный закон будет определяться как право страны, с которой  он наиболее тесно связан (п. 1 ст. 1103 ГК).

     Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Следовательно, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Республики Беларусь. При этом необходимо учитывать, что права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам не возникающими в силу гражданства (не «дарованными» государством).

Информация о работе Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права