Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами дипломного исследования являются:
- изучение понятия и видов физических лиц Республики Беларусь как субъектов гражданских правоотношений;
- системный анализ гражданской правоспособности физических лиц;
- исследование правового регулирования проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских правоотношений ……………………………………………......
. Понятие и виды физических лиц ………………………..
. Гражданская правосубъектность физических лиц …….

7
7
14
ГЛАВА 2. Иностранные граждане и лица без гражданства как участники гражданских правоотношений ……………….
2.1. Правовое регулирование проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...
2.2. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………..
2.3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства смежными отраслями права ……………………………….…...............................................

27


27

36


47
ГЛАВА 3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права…………………………………………………..


55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства Катя. (1).docx

— 130.57 Кб (Скачать файл)

     Ограничения прав и свобод иностранцев и лиц  без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Таким  образом, лицом физическим обыкновенно  называется всякий индивид правоспособный, т.е. могущий обладать правами.

     Все люди правоспособны, но не все обладают правоспобностью в одинаковой мере. Различие в правоспособности отдельных лиц находит себе основание в самой природе людей: не все одинаково разумны, одинаково одарены волей; не все достигают одинакового развития умственного и нравственного.

     Изученный материал позволяет отметить, что  субъектами общественных отношений, урегулированных нормами гражданского права, могут выступать как коллективные образования, так и отдельные граждане - «физические лица», к числу которых относятся не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Признание физических лиц субъектами гражданских правоотношений (правосубъектность) означает наделение их гражданской правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и обязанности, предусмотренные законом. Участие в гражданских правоотношениях обычно предполагает и наличие дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

     Гражданская правоспособность - это способность  гражданина иметь гражданские права  и нести обязанности. А по нашему мнению, гражданскую дееспособность физического лица следует рассматривать как возможность самостоятельного выступления в гражданском обороте посредством совершения целесообразных действий. Назначение этого правового института предопределяет цель ограничения гражданской дееспособности физических лиц, которая с позиции действующего законодательства может быть определена как предотвращение нецелесообразных действий.

     В целях повышения эффективности такой меры как ограничение гражданской дееспособности физических лиц, нами предлагается закрепить в ГК Республики Беларусь два самостоятельных основания ее применения:

      - наличие у физического лица такого заболевания, как алкоголизм, наркомания и токсикомания;

      - расходование физическим лицом принадлежащих ему денежных средств или иного имущества таким образом, что он сам или его семья попадает в неблагоприятное (тяжелое) материальное положение.

     Таким образом, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.

     Иностранными  гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством [49].

     Однако  существуют некоторые ограничения  для иностранцев. Так, например, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если

иное  не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [51].

     Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются наравне с гражданами Республики Беларусь правом приобретения в порядке купли-продажи квартир (домов) в Беларуси, если постоянно проживают на ее территории и имеют законный источник существования [2].

     В законодательстве и юридической  литературе граждане именуются физическими лицами, что определяет правовое положение человека как субъекта частного права. Однако физическими лицами являются не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства, хотя последние несколько ограничены законодательством в своих правах. Физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства) являются участниками – субъектами гражданского права – носителями прав и обязанностей [46].

     Таким образом,  можно отметить,  что  в настоящее время в Республике Беларусь сформировано законодательство,  которое позволяет эффективно регулировать правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и контролировать пребывание их в стране.

     Создана эффективная правовая система, обеспечивающая защиту прав беженцев и лиц, ищущих убежище. При этом соблюдены все международно-правовые стандарты.

     Дальнейшее  развитие и совершенствование миграционного законодательства должно быть направлено на повышение эффективности управления миграционными процессами. Наиболее важно, с учетом географического расположения Беларуси на путях следования мигрантов по направлению Восток –  Запад,  заключить соглашения о реадмиссии. В первую очередь такие соглашения необходимо заключить с сопредельными государствами.

     Основной тенденцией развития законодательства Беларуси на современном этапе является проведение его унификации с  законодательством Российской Федерации.  Это обусловлено созданием Союзного государства России и Беларуси.

     Недостаточно  внимания в национальном законодательстве уделено регулированию трудовой миграции.  Вместе с тем,  решить задачу стимулирования трудовой миграции возможно только путем разработки действенного механизма ее регулирования - социальных гарантий и условий занятости, включая соответствующий уровень заработной платы  мигрантам-трудящимся;  регулирование процессов интеллектуальной миграции -разработка комплекса мер по возвращению в страну высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников.

     По  нашему мнению, в связи со вступлением  Республики Беларусь в Таможенный Союз целесообразно принятие в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан модельного Закона «Об индивидуальном предпринимательстве». Такой Закон унифицирует правила для всех индивидуальных предпринимателей, и может стать прообразом возможного будущего нормативного акта Союзного государства.

     В данном законе целесообразно определить права и обязанности таких  предпринимателей, гарантии государства  для предпринимателей в социальном обеспечении, возможно, гарантии экономического характера (защита инвестиций предпринимателя, льготы и т.п.). В таком Законе мог  бы быть установлен одинаковый правовой статус индивидуальных предпринимателей для трех стран.

     Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Следовательно, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Республики Беларусь. При этом необходимо учитывать, что права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам не возникающими в силу гражданства (не «дарованными» государством).

     Ограничения прав и свобод иностранцев и лиц  без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     1 Авторские права иностранных граждан в Республике Беларусь // Международное частное право: учебник / под редакцией профессора В.Г.Тихини.- Минск: Право и экономика, 1995. -  230-235 с.

     2  Ананьев, Д.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: практическое пособие / Д.В.Ананьев, Н.И.Макарчик.- Минск : Тесей, 2003. - 80 с.

     3 Антокольская, М.В. Место семейного права в системе отраслей частного права / М.В. Антокольская // Государство и право. - 1995. - № 6.-  30-40 с.

     4 Бакиновская, Л.И. Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь/ под общ. ред. Т.А. Беловой, И.Н. Колядко, И.А.Мироненко. - Минск: Тесей, 2005.- 846 с.

     5 Бесецкая, Н.А. Предоставление судебной защиты иностранцам по хозяйственным (экономическим) спорам в Беларуси и России (IX-XVI вв):  историко-правовой аспект // Вестник высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.- 2007.- N 11.-.79-100 с.

     6 Богомолов, Г. Иностранцы в Беларуси // Валютное регулирование и ВЭД.- 2006.- N 2.- 12-20 с.

     7 Богуславский, М.М. Международное частное право: Учеб. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ, 2004.407 с.

     8 Валюшко, Н.В. Основные права, свободы и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь // Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Минск). Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь.- Минск: Акад. упр. при Президенте РБ, 2006.- вып. 8.- 225-240 с.

     9 Валюшко, Н.В. Понятие "иностранец" и "лицо без гражданства" как объекты законодательного регулирования // Основы государственного управления: Х Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых (Минск, 15 мая 2007 г.): доклады и сообщения / под редакцией доктора экон. наук Л.В.Пакуша.- Минск: Акад. управ. при Президенте РБ, 2007- 118-119 с.

     10  Валюшко, Н.В. Правовая регламентация статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь // Веснiк БДЭУ.- 2006.- N 3.- 81-85 с.

     11 Валюшко, Н.В. Проблемы совершенствования законодательства по вопросам конституционно-правового статуса иностранцев и лиц безгражданства  в Республике Беларусь // Сацыяльна эканамiчныя i прававыя даследаваннi. - 2008.- N 1.- 200-213 с.

     12 Витушко, В.А.  Курс гражданского права: в 5 т. Общая часть: науч.-практ. пособие /  В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2001. – Т. 1.

     13 Витушко, В.А. Курс гражданского права. Общая часть: в 5 т.: науч.-практ. пособие /  В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – Т. 2.

     14 Витушко, В.А. Курс гражданского права. Общая часть: в 5 т.: науч.-практ. пособие /  В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – Т. 3.

     15 Гражданский  кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября  1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998  г.: //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

     16 Гражданское право:  учеб.: в 3 т. Т. 1.  6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. –М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 774 с.

     17  Гражданское право:  учеб.: в 3 т. Т. 2.  4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. –М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 848 с.

     18  Гражданское право:  учеб.: в 3 т. Т. 3.  4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. –М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 784 с.

     19  Гражданское право. учеб.: в 2 ч. Ч.1 /Под общ. ред. В.Ф.Чигира. – Мн.: Амалфея, 2000. – 976 с.

     20  Гражданское право: учеб.: в 2 ч. Ч.2 /Под общ. ред. проф. В.Ф.Чигира. – Мн.: Амалфея, 2002. – 1008с.

     21 Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. -  Е. А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Волтерс Клувер, 2006. - 720 с. 

     22 Гражданское право: учебник: в 3 ч. / Е.Ю. Валявина [и др.]; под общ. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1999. – Ч. 3.

       23  Гражданское право: учебник: в 2 т. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев, А.А. Иванов; под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 1999. – Т. 1.

     24  Гражданское право: учебник: в 3 ч. / Е.Ю. Валявина [и др.]; под общ. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1997. – Ч. 2.

       25  Гражданское право: учебник: в 2 ч. / Т.В. Авдеева [и др.]; под общ. ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2002. – Ч. 2.

Информация о работе Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права