Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа
Цель исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами дипломного исследования являются:
- изучение понятия и видов физических лиц Республики Беларусь как субъектов гражданских правоотношений;
- системный анализ гражданской правоспособности физических лиц;
- исследование правового регулирования проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских правоотношений ……………………………………………......
. Понятие и виды физических лиц ………………………..
. Гражданская правосубъектность физических лиц …….
7
7
14
ГЛАВА 2. Иностранные граждане и лица без гражданства как участники гражданских правоотношений ……………….
2.1. Правовое регулирование проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...
2.2. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………..
2.3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства смежными отраслями права ……………………………….…...............................................
27
27
36
47
ГЛАВА 3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права…………………………………………………..
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ограничения
прав и свобод иностранцев и лиц
без гражданства могут устанавливаться
только в случаях, если это необходимо
для защиты прав и свобод граждан Республики
Беларусь, обеспечения государственной
безопасности, охраны общественного порядка
и здоровья населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, лицом физическим обыкновенно называется всякий индивид правоспособный, т.е. могущий обладать правами.
Все люди правоспособны, но не все обладают правоспобностью в одинаковой мере. Различие в правоспособности отдельных лиц находит себе основание в самой природе людей: не все одинаково разумны, одинаково одарены волей; не все достигают одинакового развития умственного и нравственного.
Изученный материал позволяет отметить, что субъектами общественных отношений, урегулированных нормами гражданского права, могут выступать как коллективные образования, так и отдельные граждане - «физические лица», к числу которых относятся не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Признание физических лиц субъектами гражданских правоотношений (правосубъектность) означает наделение их гражданской правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и обязанности, предусмотренные законом. Участие в гражданских правоотношениях обычно предполагает и наличие дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.
Гражданская правоспособность - это способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности. А по нашему мнению, гражданскую дееспособность физического лица следует рассматривать как возможность самостоятельного выступления в гражданском обороте посредством совершения целесообразных действий. Назначение этого правового института предопределяет цель ограничения гражданской дееспособности физических лиц, которая с позиции действующего законодательства может быть определена как предотвращение нецелесообразных действий.
В целях повышения эффективности такой меры как ограничение гражданской дееспособности физических лиц, нами предлагается закрепить в ГК Республики Беларусь два самостоятельных основания ее применения:
- наличие у физического лица такого заболевания, как алкоголизм, наркомания и токсикомания;
- расходование физическим лицом принадлежащих ему денежных средств или иного имущества таким образом, что он сам или его семья попадает в неблагоприятное (тяжелое) материальное положение.
Таким образом, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством [49].
Однако существуют некоторые ограничения для иностранцев. Так, например, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если
иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [51].
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются наравне с гражданами Республики Беларусь правом приобретения в порядке купли-продажи квартир (домов) в Беларуси, если постоянно проживают на ее территории и имеют законный источник существования [2].
В законодательстве и юридической литературе граждане именуются физическими лицами, что определяет правовое положение человека как субъекта частного права. Однако физическими лицами являются не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства, хотя последние несколько ограничены законодательством в своих правах. Физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства) являются участниками – субъектами гражданского права – носителями прав и обязанностей [46].
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь сформировано законодательство, которое позволяет эффективно регулировать правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и контролировать пребывание их в стране.
Создана эффективная правовая система, обеспечивающая защиту прав беженцев и лиц, ищущих убежище. При этом соблюдены все международно-правовые стандарты.
Дальнейшее развитие и совершенствование миграционного законодательства должно быть направлено на повышение эффективности управления миграционными процессами. Наиболее важно, с учетом географического расположения Беларуси на путях следования мигрантов по направлению Восток – Запад, заключить соглашения о реадмиссии. В первую очередь такие соглашения необходимо заключить с сопредельными государствами.
Основной тенденцией развития законодательства Беларуси на современном этапе является проведение его унификации с законодательством Российской Федерации. Это обусловлено созданием Союзного государства России и Беларуси.
Недостаточно внимания в национальном законодательстве уделено регулированию трудовой миграции. Вместе с тем, решить задачу стимулирования трудовой миграции возможно только путем разработки действенного механизма ее регулирования - социальных гарантий и условий занятости, включая соответствующий уровень заработной платы мигрантам-трудящимся; регулирование процессов интеллектуальной миграции -разработка комплекса мер по возвращению в страну высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников.
По нашему мнению, в связи со вступлением Республики Беларусь в Таможенный Союз целесообразно принятие в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Казахстан модельного Закона «Об индивидуальном предпринимательстве». Такой Закон унифицирует правила для всех индивидуальных предпринимателей, и может стать прообразом возможного будущего нормативного акта Союзного государства.
В данном законе целесообразно определить права и обязанности таких предпринимателей, гарантии государства для предпринимателей в социальном обеспечении, возможно, гарантии экономического характера (защита инвестиций предпринимателя, льготы и т.п.). В таком Законе мог бы быть установлен одинаковый правовой статус индивидуальных предпринимателей для трех стран.
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Следовательно, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Республики Беларусь. При этом необходимо учитывать, что права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам не возникающими в силу гражданства (не «дарованными» государством).
Ограничения
прав и свобод иностранцев и лиц
без гражданства могут устанавливаться
только в случаях, если это необходимо
для защиты прав и свобод граждан Республики
Беларусь, обеспечения государственной
безопасности, охраны общественного порядка
и здоровья населения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Авторские права иностранных граждан в Республике Беларусь // Международное частное право: учебник / под редакцией профессора В.Г.Тихини.- Минск: Право и экономика, 1995. - 230-235 с.
2 Ананьев, Д.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: практическое пособие / Д.В.Ананьев, Н.И.Макарчик.- Минск : Тесей, 2003. - 80 с.
3 Антокольская, М.В. Место семейного права в системе отраслей частного права / М.В. Антокольская // Государство и право. - 1995. - № 6.- 30-40 с.
4 Бакиновская, Л.И. Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь/ под общ. ред. Т.А. Беловой, И.Н. Колядко, И.А.Мироненко. - Минск: Тесей, 2005.- 846 с.
5
Бесецкая, Н.А. Предоставление судебной
защиты иностранцам по хозяйственным
(экономическим) спорам в Беларуси и России
(IX-XVI вв): историко-
6 Богомолов, Г. Иностранцы в Беларуси // Валютное регулирование и ВЭД.- 2006.- N 2.- 12-20 с.
7 Богуславский, М.М. Международное частное право: Учеб. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ, 2004. – 407 с.
8 Валюшко, Н.В. Основные права, свободы и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь // Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Минск). Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь.- Минск: Акад. упр. при Президенте РБ, 2006.- вып. 8.- 225-240 с.
9 Валюшко, Н.В. Понятие "иностранец" и "лицо без гражданства" как объекты законодательного регулирования // Основы государственного управления: Х Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых (Минск, 15 мая 2007 г.): доклады и сообщения / под редакцией доктора экон. наук Л.В.Пакуша.- Минск: Акад. управ. при Президенте РБ, 2007- 118-119 с.
10 Валюшко, Н.В. Правовая регламентация статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь // Веснiк БДЭУ.- 2006.- N 3.- 81-85 с.
11
Валюшко, Н.В. Проблемы совершенствования
законодательства по вопросам конституционно-правового
статуса иностранцев и лиц безгражданства
в Республике Беларусь // Сацыяльна эканамiчныя i прававыя
12 Витушко, В.А. Курс гражданского права: в 5 т. Общая часть: науч.-практ. пособие / В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2001. – Т. 1.
13 Витушко, В.А. Курс гражданского права. Общая часть: в 5 т.: науч.-практ. пособие / В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – Т. 2.
14 Витушко, В.А. Курс гражданского права. Общая часть: в 5 т.: науч.-практ. пособие / В.А. Витушко. – Минск: БГЭУ, 2002. – Т. 3.
15 Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.
16 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. –М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 774 с.
17 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. –М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 848 с.
18 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. –М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 784 с.
19 Гражданское право. учеб.: в 2 ч. Ч.1 /Под общ. ред. В.Ф.Чигира. – Мн.: Амалфея, 2000. – 976 с.
20 Гражданское право: учеб.: в 2 ч. Ч.2 /Под общ. ред. проф. В.Ф.Чигира. – Мн.: Амалфея, 2002. – 1008с.
21 Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. - Е. А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Волтерс Клувер, 2006. - 720 с.
22 Гражданское право: учебник: в 3 ч. / Е.Ю. Валявина [и др.]; под общ. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1999. – Ч. 3.
23 Гражданское право: учебник: в 2 т. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев, А.А. Иванов; под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 1999. – Т. 1.
24 Гражданское право: учебник: в 3 ч. / Е.Ю. Валявина [и др.]; под общ. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1997. – Ч. 2.
25 Гражданское право: учебник: в 2 ч. / Т.В. Авдеева [и др.]; под общ. ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 2002. – Ч. 2.