Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами дипломного исследования являются:
- изучение понятия и видов физических лиц Республики Беларусь как субъектов гражданских правоотношений;
- системный анализ гражданской правоспособности физических лиц;
- исследование правового регулирования проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских правоотношений ……………………………………………......
. Понятие и виды физических лиц ………………………..
. Гражданская правосубъектность физических лиц …….

7
7
14
ГЛАВА 2. Иностранные граждане и лица без гражданства как участники гражданских правоотношений ……………….
2.1. Правовое регулирование проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...
2.2. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………..
2.3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства смежными отраслями права ……………………………….…...............................................

27


27

36


47
ГЛАВА 3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права…………………………………………………..


55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства Катя. (1).docx

— 130.57 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, понятие предпринимательства  является более широким, чем индивидуальное, малое и среднее предпринимательство, поскольку предпринимательской деятельностью могут заниматься не только вышеназванные субъекты, подавляющее большинство которых относится к частному сектору, но и крупные частные корпорации, а также государственные предприятия [9, с.225].

     Индивидуальным  предпринимателем является гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального  предпринимателя (в данной стране либо за ее пределами), изъявивший желание  заниматься коммерческой деятельностью. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. При этом к индивидуальным предпринимателям применяются общие  правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических  лиц - коммерческих организаций.

     Организация предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя  имеет преимущества и недостатки перед другими организационно-правовыми  формами предпринимательской деятельности. К преимуществам можно отнести  следующие:

     - упрощенный порядок регистрации  и бухгалтерского учета;

     - упрощенный порядок налогообложения,  меньший уровень налоговой нагрузки  по сравнению с коммерческими  организациями [18, с. 25].

     Среди недостатков следует выделить полную имущественную ответственность  предпринимателя и невысокий  экономический имидж среди кредиторов и крупных компаний. 

2.3. Регулирование правового  статуса иностранных  граждан и лиц  без гражданства  смежными отраслями  права 
 

     Иностранные граждане пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Указом Президента Республики Беларусь  №200 от 26 апреля 2010 года «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан» [44].

        Лица без гражданства, проживающие в Республике Беларусь, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Лицом без гражданства признаются лица, которые не состоят в гражданстве данного государства и не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Им выдается паспорт страны проживания. Брак иностранных граждан заключается в Республике Беларусь иностранным представительством и консульским учреждением иностранного государства и признается на условии взаимности в Республике Беларусь [49].

     Брак  между гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь заключается в дипломатических и консульских представительствах Республики Беларусь в случае выполнения ими конституционных функций.

     В случае, если расторжение брака происходит на территории Республики Беларусь, то независимо от того расторгается ли брак гражданина Республики Беларусь с иностранцем или расторгается брак между иностранными гражданами, применяется белорусское законодательство о браке и семье. Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г. по делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами которой являются супруги на момент подачи заявления. При разном гражданстве применяется законодательство страны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака. В Республике Беларусь иностранцы, как и белорусские граждане вправе в судебном порядке расторгнуть свой брак [34].

     Рассмотрение  в белорусских судах дел о  расторжении брака при наличии  иностранного элемента производиться по тем же правилам, что и рассмотрение дел о расторжение брака между гражданами Республики Беларусь. Брак между белорусскими гражданами и брак белорусских граждан и иностранцами расторгается за границей в судах и иных компетентных органах иностранного государства [33, с.65].

     Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена  законодательством Республики Беларусь либо для занятия такой деятельностью  не требуется обязательное условие, связанное с принадлежностью  к гражданству Республики Беларусь. В отношении прав и обязанностей иностранных граждан в области труда и трудовых отношений действует правило, по которому на них распространяется белорусское трудовое законодательство, с учетом особенностей, предусмотренных национальным законодательством и межгосударственными соглашениями Республики Беларусь с другими странами.

     Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане, работающие по трудовому договору в организациях независимо от их формы собственности  и организационно-правовой формы, пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. На них распространяются общие положения законодательства Республики Беларусь о труде, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т.д.

     По  законодательству Республики Беларусь не допускается какое-бы то ни было, прямое или косвенное ограничение трудовых прав граждан по расовым и национальным признакам, полу, происхождению, отношению к религии и т.п.

     Вместе  с тем, законодательство Республики Беларусь содержит нормы, запрещающие  занимать отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью  не гражданам Республики Беларусь:

     В соответствии Законом Республики от 14 июня 2003 г. № 204-З О государственной службе в Республике Беларусь на государственную службу могут быть приняты только граждане Республики Беларусь  [45]. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они могут привлекаться для работы в государственном аппарате только в качестве консультантов и экспертов. Это правило не противоречит Конституции Республики Беларусь, нормам международного права и соответствует сложившейся международной практике. Запрещение приема на государственную службу лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, обусловлено тем, что государственным служащим по роду деятельности приходится иметь дело с особыми государственными интересами, в том числе с государственными секретами, и нести особую ответственность.

     Соответствующие законодательные ограничения предусматривают  назначение только граждан Республики Беларусь судьями, следователями, прокурорами, должностными лицами таможенных органов, в некоторых других случаях.

     Таким образом, общее правило о предоставлении иностранным гражданам, постоянно  проживающим в Республике Беларусь, национального режима в области  трудовых прав содержит несколько исключений. Эти исключения немногочисленны  и соответствуют положениям международно-правовых актов о том, что ограничения  должны касаться небольшой категории  работ и вправе вводиться только в интересах государства [31, с.64].

     На  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Республике Беларусь распространяется трудовое законодательство Республики Беларусь с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными  соглашениями Республики Беларусь с  другими странами. Основные особенности  правового положения иностранных граждан в Республике Беларусь заключаются в следующем:

     -  иностранный гражданин может быть принят на работу в Республике Беларусь только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в Республике Беларусь;

     - постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане, т.е. имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в Республике Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь;

     - временно пребывающие в Республике Беларусь иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью при наличии у них специального разрешения [49].

     Привлечение иностранной рабочей силы из Российской Федерации и государств-участников СНГ имеет некоторые особенности. В настоящее время сделаны  первые попытки формирования и регулирования  общего рынка труда в рамках СНГ. Этот рынок регулируют многосторонние и двухсторонние договоры, посвященные  миграции и правам работников-мигрантов.

     Наряду  с многосторонними соглашениями о трудовой миграции действуют двухсторонние  межправительственные соглашения, заключенные  Республикой Беларусь с другими  государствами о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов.

     Значительное  число иностранных граждан привлекается на работу в Республику Беларусь на основе двухсторонних межправительственных соглашений, в значительной степени  определяющих условия труда граждан  соответствующих стран в Республике Беларусь. В настоящее время такие соглашения заключены с Россией, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Литвой, Арменией.

     С целью защиты внутреннего рынка  труда ежегодно в рамках утверждаемых Правительством программ занятости  населения Республики Беларусь осуществляются республиканские проверки законности привлечения и использования  в стране иностранной рабочей  силы. К нарушителям законодательства применяются меры правового, дисциплинарного и экономического воздействия.

       Таким образом, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства - это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.

     Иностранными  гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством [49].

     Однако  существуют некоторые ограничения  для иностранцев. Так, например, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если

иное  не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [51].

     Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются наравне с гражданами Республики Беларусь правом приобретения в порядке купли-продажи квартир (домов) в Беларуси, если постоянно проживают на ее территории и имеют законный источник существования [2].

     В законодательстве и юридической  литературе граждане именуются физическими лицами, что определяет правовое положение человека как субъекта частного права. Однако физическими лицами являются не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства, хотя последние несколько ограничены законодательством в своих правах. Физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства) являются участниками – субъектами гражданского права – носителями прав и обязанностей [46].

     Таким образом,  можно отметить,  что  в настоящее время в Республике Беларусь сформировано законодательство,  которое позволяет эффективно регулировать правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и контролировать пребывание их в стране.

     Создана эффективная правовая система, обеспечивающая защиту прав беженцев и лиц, ищущих убежище. При этом соблюдены все международно-правовые стандарты.

     Дальнейшее  развитие и совершенствование миграционного законодательства должно быть направлено на повышение эффективности управления миграционными процессами. Наиболее важно, с учетом географического расположения Беларуси на путях следования мигрантов по направлению Восток –  Запад,  заключить соглашения о реадмиссии. В первую очередь такие соглашения необходимо заключить с сопредельными государствами.

     Основной тенденцией развития законодательства Беларуси на современном этапе является проведение его унификации с  законодательством Российской Федерации.  Это обусловлено созданием Союзного государства России и Беларуси.

     Недостаточно  внимания в национальном законодательстве уделено регулированию трудовой миграции.  Вместе с тем,  решить задачу стимулирования трудовой миграции возможно только путем разработки действенного механизма ее регулирования - социальных гарантий и условий занятости, включая соответствующий уровень заработной платы  мигрантам-трудящимся;  регулирование процессов интеллектуальной миграции -разработка комплекса мер по возвращению в страну высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников.

Информация о работе Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права