Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:19, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности сервитута в Российском законодательстве.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- описывается история развития сервитута;
- показывается понятие, порядок установления и государственная регистрация сервитута;
- рассматривается частный сервитут (основания возникновения и прекращения);
- описывается публичный сервитут (основания установления и прекращения публичного сервитута).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: СЕРВИТУТ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1 История развития сервитута 5
1.2. Понятие сервитута (сервитут, как обязательство, норма обязательственного права) 9
1.3. Порядок установления и государственная регистрация сервитута (последствия отсутствия регистрации) 15
ГЛАВА 2: ЧАСТНЫЙ СЕРВИТУТ 22
2.1. Основания возникновение частного сервитута 22
2.2. Основания прекращения частного сервитута 29
ГЛАВА 3: ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ 31
3.1. Основания установление публичного сервитута 31
3.2. Прекращение публичного сервитута 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 40
Государственная регистрация
сервитутов проводится в Реестре
на основании заявления органа государственной
власти РФ, или органа местного самоуправления
(в случае установления сервитута
в публичных интересах) либо правообладателя
земельного участка и (или) лица, в
пользу которого данный сервитут установлен,
при наличии у последнего соглашения
о сервитуте. Сервитут возникает
после его регистрации в
Регистрация сервитутов производится
после государственной
Для государственной регистрации сервитута заявитель обязан представить следующие документы:
- заявление о государственной
регистрации сервитута,
- документ, подтверждающий
оплату государственной
- документы, подтверждающие личность заявителя;
- учредительные документы юридического лица;
- доверенность на имя
представителя юридического
- свидетельство о
- свидетельство о
- правоустанавливающие
- при регистрации публичных
сервитутов - копия решения органа
государственной власти
- при регистрации частных сервитутов - договор об установлении сервитута либо вступившее в законную силу решение суда;
- документы технического (кадастрового) учета, описывающие объект недвижимого имущества;
- план земельных участков
- с указанием сферы действия
сервитута, выданный Комитетом
по земельным ресурсам и
- при установлении сервитута
на весь участок план
При регистрации сервитута
на основании договора заявления
подаются обеими сторонами. В случае
нотариального удостоверения
Запись о государственной регистрации сервитута вносится в подраздел III-3 «Запись о сервитуте» Реестра. Если в отношении одного и того же объекта недвижимости установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением записи о регистрации на отдельном листе подраздела III-3 Реестра.
В случае если сервитут земельного
участка был установлен ранее, т.е.
до открытия в Реестре раздела
на этот земельный участок, запись о
регистрации сервитута
Вышеуказанный правоустанавливающий документ должен соответствовать определенным требованиям, т.е. содержать информацию о субъектах, в пользу которых сервитут установлен, об обремененном объекте недвижимости, о сфере действия и целях установления сервитута.
Если запись о сервитуте имеется в плане земельного участка либо в другом документе, не являющемся правоустанавливающим, регистратору рекомендуется письменно уведомить орган, в пользу которого установлен сервитут, либо администрацию соответствующего муниципального образования, о правовых последствиях отсутствия регистрации сервитута, т.к. в соответствии с действующим законодательством отсутствие правоустанавливающего документа является основанием для отказа в государственной регистрации.
В случае регистрации сервитута не по заявлению правообладателя последний должен быть уведомлен о произведенной регистрации учреждением юстиции по регистрации прав, в течение месяца с момента регистрации сервитута; в случае регистрации публичного сервитута уведомление может быть произведено через средства массовой информации.
Последствия отсутствия регистрации: Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
Если сделка, требующая
государственной регистрации, совершена
в надлежащей форме, но одна из сторон
уклоняется от ее регистрации, суд вправе
по требованию другой стороны вынести
решение о регистрации сделки.
В этом случае сделка регистрируется
в соответствии с решением суда.
Нотариальное удостоверение сделки
осуществляется путем совершения на
документе удостоверительной
В этих случаях сторона, необоснованно
уклоняющаяся от нотариального удостоверения
или государственной
ГЛАВА 2: ЧАСТНЫЙ СЕРВИТУТ
2.1 Основания возникновение частного сервитута
Частный сервитут устанавливается,
когда собственник недвижимого
имущества (земельного участка, другой
недвижимости) вправе требовать от
собственника соседнего земельного
участка, а в необходимых случаях
и от собственника другого земельного
участка (соседнего участка) предоставления
права ограниченного
Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута13. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота14. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ; ФЗ от 15.06.96. № 72 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).
Современное российское законодательство
допускает возникновение
Исключением из этого
правила является возможность
заключения договора об
Глубоко проанализировав, существующее Российское законодательство, на мой взгляд, еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.
Основанием возникновения
сервитута может быть вступившее
в законную силу судебное решение, вынесенное
по иску лица, требующего предоставления
сервитута. Возможность установления
сервитутов на основании актов
В договор об установлении сервитута (добровольный сервитут) включаются:
1) описание участка,
2) условия и сроки установления сервитута;
3) план или карта участка с указанием места нахождения сервитута.
Права пользования граждан
и юридических лиц участками
лесного фонда и права
В силу договора права лиц,
которым водные объекты предоставлены
в долгосрочное или краткосрочное
пользование, могут быть ограничены
в пользу иных заинтересованных лиц
(частный водный сервитут). Частные
водные сервитуты могут
В соответствии с положениями ст. 23 Земельного кодекса РФ в результате установления частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным16: например, при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при запрете на приватизацию прибрежной полосы за последние годы огромное количество земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам.
В отношении платы за ограниченное
пользование земельным участком
(сервитут) законодатель ввел разные требования
по отношению к платности такого
использования применительно к
частному и публичному сервитуту. Так,
собственник земельного участка, обремененного
частным сервитутом, вправе требовать
соразмерную плату от лиц, в интересах
которых установлен сервитут, если
иное не предусмотрено федеральными
законами. Такую плату целесообразно
определять в договоре с лицом, в
пользу которого устанавливается сервитут,
либо она может быть предусмотрена
судебным решением, на основании которого
предоставляется право
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, закрепленном федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном земельном кадастре». При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается в судебном порядке.