Сервитут в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности сервитута в Российском законодательстве.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- описывается история развития сервитута;
- показывается понятие, порядок установления и государственная регистрация сервитута;
- рассматривается частный сервитут (основания возникновения и прекращения);
- описывается публичный сервитут (основания установления и прекращения публичного сервитута).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: СЕРВИТУТ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1 История развития сервитута 5
1.2. Понятие сервитута (сервитут, как обязательство, норма обязательственного права) 9
1.3. Порядок установления и государственная регистрация сервитута (последствия отсутствия регистрации) 15
ГЛАВА 2: ЧАСТНЫЙ СЕРВИТУТ 22
2.1. Основания возникновение частного сервитута 22
2.2. Основания прекращения частного сервитута 29
ГЛАВА 3: ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ 31
3.1. Основания установление публичного сервитута 31
3.2. Прекращение публичного сервитута 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Сервитут в Российском гражданском праве.docx

— 75.39 Кб (Скачать файл)

Пункт 7 ст. 23 ЗК РФ также предусмотрел право собственника, землепользователя, землевладельца требовать изъятия, в том числе путем выкупа у  него участка, обремененного публичным  сервитутом, с возмещением органом, установившим сервитут, убытков или  предоставления равноценного участка  с возмещением убытков. Вопрос об изъятии земельного участка в  этом случае должен решаться в соответствии со ст. 55 ЗК РФ, ст. ст. 279 - 282 ГК РФ и ФЗ от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности» (СЗ РФ, 1998, № 31, ст.3813).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проведенное исследование института  сервитута выявило только ряд  проблем, которые требуют своего разрешения. Это позволяет сделать  вывод о необходимости дальнейшего  развития и совершенствования данного  института.

Публичные сервитуты могут  устанавливаться для:

1) прохода или проезда  через земельный участок;

2) использования земельного  участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других  линий и сетей, а также объектов  транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном  участке межевых и геодезических  знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных  работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через  земельный участок;

7) временного пользования  земельным участком в целях  проведения изыскательских, исследовательских  и других работ;

8) свободного доступа  к прибрежной полосе;

9) в иных случаях в  соответствии с законодательством.

Сервитут может быть срочным  или постоянным.

 

3.2 Прекращение  публичного сервитута

Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п.2 ст. 48 ЗК РФ) или в случае изъятия  участка органами государственной  власти или местного самоуправления (п.7 ст. 23 ЗК РФ).

Порядок прекращения публичных  сервитутов.

Публичный сервитут прекращается:

- по истечении срока  его действия;

- вступления в законную  силу об отмене сервитута, в  том числе при отсутствии общественных  нужд, для которых он был установлен;

- вступления в законную  силу решения суда о прекращении  установленного сервитута либо  о признании недействительным  постановления об установлении  публичного сервитута.

При отмене публичного сервитута  копия постановления в 3-дневный  срок после его подписания направляется в Учреждение юстиции по государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении  сервитута, а также собственнику соответствующего земельного участка, землепользователю, землевладельцу, инициатору установления публичного сервитута.

В случае перехода любого вещного  права на земельный участок по сделке к другому лицу сервитут, обременяющий данный земельный участок, сохраняется.

Земельный сервитут прекращается ввиду отпадения оснований, по которым  он был установлен: в судебном порядке  по требованию владельца участка  в случае, когда земельный участок  вследствие обременения сервитутом не может быть использован в соответствии с назначением участка (ст. 276 ГК РФ).

В случаях, когда земельный  участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может  использоваться в соответствии с назначением, собственник или владелец участка вправе требовать прекращения сервитута в судебном порядке.

Право сервитута носит  придаточный характер к основному  праву на земельный участок для  лица, в пользу которого устанавливается  данный сервитут. С прекращением права  этого лица на данный земельный участок  прекращается и право сервитута.

Сервитут устанавливается, как правило, не на определенный срок, а на период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута.

По требованию собственника земельного участка, обремененного  сервитутом, сервитут может быть прекращен  ввиду отпадения оснований, по которым  он был установлен. В случае, если земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением земельного участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, изучив цивилистику, законодательную  базу, регулирующих сервитут в Российском гражданском праве мои выводы и предложения состоят в следующем:

Особенность сервитута состоит  в том, что он сам по себе не может  быть самостоятельным предметом  купли-продажи и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющихся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого он установлен.

Сервитут устанавливается  по соглашению между субъектом, требующим  установления сервитута, и собственником  соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном  для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае отсутствия согласия (соглашения) об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сам сервитут должен во всех случаях устанавливаться способом наименее обременительным для владельца  обременяемого участка. И это  обременение не лишает собственника участка прав собственности на него.

Особенность сервитута состоит  в том, что он сам по себе не может  быть самостоятельным предметом  купли-продажи и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющихся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого он установлен.

Сервитут может быть прекращен  по требованию владельца земельного участка, на который был установлен сервитут, при условии отпадения  оснований, по которым он был установлен.

Анализируя нормативные  акты, обращает на себя внимание трансформация  публичного сервитута, предусмотренного Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года - о доступе на земельный участок  для ремонта объектов инфраструктуры в частный сервитут, установленный абз. 3 п. 3 ст. 64 ГК РФ, обеспечивающий строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные положения законодательства, на мой взгляд, свидетельствуют об отсутствии у федерального законодателя четких критериев разграничения публичных и частных сервитутов.

Полагаю, решение вопросов компенсации за ограничения в  реализации отдельных правомочий в  публичных интересах применительно  к данной категории отношений (сервитутных) следует осуществлять на основе положений Конституции РФ, согласно которым земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Исходя из конституционных  принципов регулирования земельных  отношений, право частной и иной собственности на землю изначально обременено необходимостью соблюдения публичных интересов в реализации правомочия владения (нормирование предоставления обусловлено объективной ограниченностью  земельных ресурсов), а также пользования (обязанность использовать землю  по целевому назначению и др.) и распоряжения (регулирование оборота земель специальным  законодательством). Указанное обстоятельство позволяет произвести разграничение  обременении, установленных земельным и иным законодательством, и сервитутов. Данные обременения, введенные нормативными правовыми актами, должны квалифицироваться как элементы правового режима соответствующих земель.

По моему мнению, сервитут следует рассматривать как способ обеспечения частных интересов, реализация которых требует согласованных  действий заинтересованных лиц либо решения суда. В указанном контексте  необходимость использования в  законодательстве понятия публичного сервитута отпадает.

Представленный анализ правового  регулирования сервитутных отношений позволяет сделать вывод о необходимости сужения в земельном праве (отрасли, преимущественно использующей публично-правовые методы регулирования) сферы применения сервитута как института частного права, имеющего основным целевым назначением обеспечение частных интересов.

Что касается способа установления сервитута, то мое предложение состоит  в том, что сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным  для земельного участка, в отношении  которого он установлен.

По моему мнению, право  сервитута представляет своего рода право безысходности невозможности  не затрагивать интересы соседних землепользователей. Если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей, то право  сервитута возникать не должно. Например, возможен обход соседнего земельного участка для проникновения на земли лица, требующего сервитута, без  существенных затрат.

Право сервитута представляет собой узкоцелевое использование  земельного участка, выделенного для  прохода или проезда, т.е. ее нельзя использовать под складирование  имущества, размещение какие-либо объектов и т. д.

Право сервитута не может  быть самостоятельным предметом  сделок. В частности, его нельзя приобретать, вносить в качестве вклада в имущество  хозяйственного общества и использовать в качестве самостоятельного объекта  гражданских прав вне зависимости  от земельного участка, для обеспечения  рационального использования которого установлен данный сервитут.

Право сервитута носит  придаточный характер к основному  праву на земельный участок для  лица, в пользу которого устанавливается  данный сервитут. С прекращением права  этого лица на данный земельный участок  прекращается и право сервитута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.Нормативно-правовые  акты 

1. Конституция РФ (принята 12.12.1993 всенародным голосованием) - М., 1993 г.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 01.01.2012).

4. Водный кодекс Российской  Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ (ред. от 01.04.2010).

5. Лесной кодекс Российской  Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ (ред. от 24.07.2009).

6. Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ (ред. от 17.06.2010) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

7. Градостроительный кодекс  Российской Федерации от 07.05.98 N 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

8. Федеральный закон от 16.07.98 N 102-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

9. Федеральный закон от 03.08.1995 г. (ред. от 26.06.2007г. № 15-ФЗ) «О племенном животноводстве».

10. Федеральный закон от 15.06.96. № 72 ФЗ (ред. от 21.03.2002) «О товариществах собственников жилья».

11. Земельный кодекс Российской  Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.01.2011).

12. Указ Президента от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

13. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

14. Решение городской думы города Иркутска от 17 февраля 2003 г. № 321-26гД(3) «Положении о публичных сервитутах».

 

2. Специальная  литература 

1. Боголюбов С. А.//Комментарий  к земельному кодексу Российской  Федерации //М. 2001 г.

2. Государственный земельный  кадастр, библиотечка российской  газеты, выпуск №14, Законодательно-правовая  база о земельных участках // М. 2001 г.

3. Земельная реформа в сельском хозяйстве: правовые проблемы / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. - М., 2002 г.

4. Калинин И. Природоресурсные сервитуты // Российская юстиция. – 2003 г. - № 1.

5. Крассов О. И. //Право частной собственности на землю // М. 2000 г.

6. Крашенинников П. В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. - М., 2000 г.

7. Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. - М.: 2001 г.

8. Овчинникова А. Т. Право ограниченного пользования чужим земельным участком. СПб.: Питер. – 2003 г.

9. Тимонина Ю.В. Ограничение вещных прав на землю. М.: 2002. - № 1.

10. Тихомиров М. Ю. // Гражданское право. Словарь-справочник. М. 1996 г.

11. Улюкаев В. У. Земельное и природоресурсное право: М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.

12. Харьков. В. Правовое регулирование земельных сервитутов// Хозяйство и право. - 2000. - № 9.

1 Калинин И. Природоресурсные сервитуты // Российская юстиция. – 2003 г. - № 1.

2 Калинин И. Природоресурсные сервитуты // Российская юстиция. – 2003 г. - № 1.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

4 Овчинникова А. Т. Право ограниченного пользования чужим земельным участком. СПб.: Питер. – 2003 г.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

Информация о работе Сервитут в гражданском праве