Система Генеральной прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение структуры и функций генеральной прокуратуры РФ.
Задачи:
- исторический обзор деятельности Генеральной прокуратуры РФ;
- рассмотрение структуры Генеральной прокуратуры;
- рассмотрение функций Генеральной прокуратуры;
- анализ законодательной базы и литературы по перечисленным вопросам;
- обобщение материала по перечисленным вопросам.

Содержание

Введение 3
1. Генеральная прокуратура РФ: исторический обзор 5
2. Система, структура и функции Генеральной прокуратуры РФ 11
3. Работа с обращениями граждан как одна из основных функций Генеральной прокуратуры РФ 25
Заключение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

CОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Генеральная прокуратура РФ:  исторический обзор 5

2. Система, структура и  функции Генеральной прокуратуры РФ 11

3. Работа с обращениями граждан как одна из основных функций Генеральной прокуратуры РФ 25

Заключение 31

Список литературы 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Тема  курсовой работы – «Система и функции генеральной прокуратуры Российской Федерации».

     Отметим, что органы прокуратуры занимают одно из ключевых мест в системе  отечественных правоохранительных институтов. Они были учреждены в  России еще в 1722 г. как инструмент надзора за работой чиновников и  защиты гражданских прав.

     Это предназначение прокуратуры сохранялось  практически на всех этапах ее существования.

     Современная прокуратура - самостоятельная централизованная система государственных органов.

     Ее  организационно-правовое положение  определено ст. 129 Конституции Российской Федерации.

     Правовое  положение органов прокуратуры  определено Федеральным законом  от 17 января 1992 г. "О прокуратуре  Российской Федерации"1.

     В соответствии с ним органы прокуратуры  призваны обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и  гражданина, охраняемых законом интересов  общества и государства.

     Эта задача определяет смысл и государственно-правовое содержание деятельности органов прокуратуры.

     Они должны использовать весь арсенал предоставленных  им юридических средств для того, чтобы все государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, органы военного управления, органы контроля, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций действовали  в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, в пределах обязанностей и прав, предоставленных им законом.

     Должны  решительно пресекаться всякие попытки  установления различного рода местнической или ведомственной законности, игнорирования  требований законов Российской Федерации.

     Цель  работы: рассмотрение структуры и  функций генеральной прокуратуры  РФ.

     Задачи:

     - исторический обзор деятельности  Генеральной прокуратуры РФ;

     - рассмотрение структуры Генеральной  прокуратуры;

     - рассмотрение функций Генеральной  прокуратуры;

     - анализ законодательной базы  и литературы по перечисленным  вопросам;

     - обобщение материала по перечисленным  вопросам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Генеральная прокуратура  РФ:  исторический  обзор

 

     12 января 1722 года в соответствии  с Именным Высочайшим Указом  Петра I Правительствующему Сенату  была учреждена Российская прокуратура — "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

     Первым  Генерал-прокурором Сената император  назначил графа Павла Ивановича  Ягужинского. Представляя сенаторам  Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

     Эта же мысль нашла свое отражение  и в Указе от 27 апреля 1722 года "О  должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

     С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного  Министерства юстиции, а Министр  юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

     Судебная  реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые  в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые  по множеству и трудности возлагаемых  на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

     В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

     В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе  Народного комиссариата юстиции  была учреждена Государственная  Прокуратура. При этом на прокуратуру  были возложены следующие функции:

     - осуществление надзора от имени  государства за законностью действий  всех органов власти, хозяйственных  учреждений, общественных, частных  организаций и частных лиц  путем возбуждения уголовного  преследования против виновных  и опротестования нарушающих  закон постановлений;

     - непосредственное наблюдение за  деятельностью следственных органов  дознания в области раскрытия  преступлений, а также за деятельностью  органов государственного политического  управления;

     - поддержание обвинения на суде;

     - наблюдение за правильностью  содержания заключенных под стражей.

     В ноябре 1923 года была образована Прокуратура  Верховного суда Союза ССР, которой  предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

     В июне 1933 года Постановлением ЦИК и  СНК Союза ССР принято решение  об учреждении прокуратуры Союза  ССР, на которую возлагались, в том  числе, дополнительные функции:

     - надзор за соответствием постановлений  и распоряжений отдельных ведомств  Союза ССР и союзных республик  и местных органов власти Конституции  и постановлениям правительства  Союза ССР;

     - наблюдение за правильным и  единообразным применением законов  судебными учреждениями союзных  республик с правом истребования  любого дела в любой стадии  производства, опротестования приговоров  и решений судов в вышестоящие  судебные инстанции и приостановления  их исполнения;

     - возбуждение уголовного преследования  и поддержание обвинения во  всех судебных инстанциях на  территории Союза ССР;

     - надзор на основе особого положения  за законностью и правильностью  действий ОГПУ, милиции, уголовного  розыска и исправительно-трудовых  учреждений;

     - общее руководство деятельностью  прокуратуры союзных республик.

     Утвержденное  в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре  Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура  Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК  СССР и был подотчетен ему, а также  его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и  СНК СССР. Это обеспечивало независимость  Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных  лиц.

     Первым  прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского  надзора, ставшие традиционными: общий  надзор, надзор за правильным и единообразным  исполнением законов судебными  органами; надзор за исполнением законов  органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В  Положении были определены система  и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений  в Прокуратуру входили военная  и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

     Проведение  в жизнь «Положения о Прокуратуре  Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации  органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего  надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора  Союза ССР (ст. 113).

     Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное  выделение органов прокуратуры  из системы юстиции в самостоятельную  единую централизованную систему.

     В годы Великой Отечественной войны  деятельность органов Прокуратуры  была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

     С целью укрепления трудовой и исполнительской  дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная  градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

     Учитывая  важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры  и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов  прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет  СССР в марте 1946 г. принимает Закон  СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора  СССР».

     Первым  Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

     В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление  высшего надзора за точным исполнением  законов всеми министерствами и  подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

     После того, как в 1977 году была принята  новая Конституция СССР, Прокуратура  Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре  СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом  СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры  было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением  законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями  законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью  и другими правонарушениями; расследование  преступлений; привлечение к уголовной  ответственности лиц, совершивших  преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступлениями и иными  правонарушениями и участие в  совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

Информация о работе Система Генеральной прокуратуры