Система Генеральной прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение структуры и функций генеральной прокуратуры РФ.
Задачи:
- исторический обзор деятельности Генеральной прокуратуры РФ;
- рассмотрение структуры Генеральной прокуратуры;
- рассмотрение функций Генеральной прокуратуры;
- анализ законодательной базы и литературы по перечисленным вопросам;
- обобщение материала по перечисленным вопросам.

Содержание

Введение 3
1. Генеральная прокуратура РФ: исторический обзор 5
2. Система, структура и функции Генеральной прокуратуры РФ 11
3. Работа с обращениями граждан как одна из основных функций Генеральной прокуратуры РФ 25
Заключение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

     В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и  централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

     После распада СССР, в январе 1992 г., был  принят новый Федеральный закон  «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов  прокуратуры.

     В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации  окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный  государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

     В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство  прокуратуры в хозяйственную  деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден  и последовательно проводится в  жизнь приоритет надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина2.

     Связь времен продолжается.

     Сегодня выдвигаются новые требования к  прокурорам и ставятся более сложные  задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора  с тем, чтобы правозащитный и  правоохранительный потенциал прокуратуры  реально способствовал развитию демократического правового государства.

     В числе приоритетных направлений  деятельности органов прокуратуры  продолжают оставаться борьба с преступностью  и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение  единства правового пространства страны.

     В настоящее время органы прокуратуры  придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней  о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

     Именно  в этом видится основное направление  деятельности прокуратуры, от которой  во многом зависит благосостояние и  правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства. 

     2. Система, структура  и  функции Генеральной  прокуратуры РФ

 

     Рассмотрим  структуру Генеральной прокуратуры  РФ.

                                    Схема 1. Система Генеральной прокуратуры  РФ  

     Система прокуратуры Российской Федерации  такова:

     Генеральная прокуратура Российской Федерации;

     отделы  Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах;

     прокуратуры субъектов Российской Федерации;

     прокуратуры городов и районов;

     специализированные  прокуратуры;

     научные, образовательные и иные учреждения (в том числе бытового и хозяйственного назначения), необходимые для решения  возложенных на органы прокуратуры  задач и обеспечения их нормальной деятельности3.

     Для названной выше системы органов  прокуратуры характерен признак  единства и централизации.

     Это важнейший принцип организации  прокуратуры.

     Он  означает:

     единство  целей и задач органов прокуратуры;

     подчиненность прокуроров исключительно вышестоящим  прокурорам, а всей системы этих органов - Генеральному прокурору Российской Федерации;

     независимость органов прокуратуры при осуществлении  своих полномочий от иных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и общественных объединений;

     подчинение  органов прокуратуры только закону;

     единство  правовой регламентации организации  и деятельности органов прокуратуры;

     общность  формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности;

     единые  требования, предъявляемые к работникам прокуратуры.

     Генеральная прокуратура Российской Федерации - федеральный орган государственной  власти, выполняющий две основные задачи:

     оперативное руководство деятельностью органов  прокуратуры;

     непосредственное  исполнение особо важных и наиболее ответственных функций прокуратуры.

     В содержание деятельности Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  по руководству системой прокуратуры  входит широкий круг вопросов, связанных  с поддержанием единства прокурорской практики:

     осуществление анализа состояния законности в  Российской Федерации и на этой основе внесение предложений Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации об укреплении законности;

     обеспечение выполнения органами прокуратуры возложенных  на них функций;

     обобщение и распространение положительного опыта прокурорской деятельности;

     контроль  за деятельностью прокуратур по надзору  за исполнением законов и остальным  направлениям деятельности;

     осуществление методического руководства надзорной  деятельностью нижестоящих прокуратур;

     ведение вопросами подбора, расстановки  и подготовки прокурорских работников; обеспечение исполнения законодательства о службе в органах прокуратуры;

     организация материально-технического и финансового  обеспечения органов и учреждений прокуратуры и реализация других управленческих полномочий.

     Наряду  с этим Генеральная прокуратура  Российской Федерации:

     осуществляет  надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти;

     расследует  наиболее важные дела;

     участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

     При Генеральном прокуроре Российской Федерации действует Координационное  совещание руководителей правоохранительных органов федерального уровня.

     Возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации. Он назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по предложению Президента Российской Федерации4.

     К исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации  отнесены создание и ликвидация органов  прокуратуры, назначение на должность  и освобождение от должности прокуроров.

     При этом назначение прокуроров субъектов  Российской Федерации осуществляется по согласованию с субъектами Российской Федерации.

     Первый  заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации  назначаются на должность и освобождаются  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Генерального прокурора  Российской Федерации.

     В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в  составе Генерального прокурора  Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и  заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным  прокурором Российской Федерации.

     Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений):

     по  надзору за соблюдением федерального законодательства;

     по  надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;

     по  надзору за процессуальной деятельностью  органов внутренних дел и юстиции;

     по  надзору за процессуальной деятельностью  органов безопасности;

     по  обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел  судами;

     по  обеспечению участия прокуроров в гражданском арбитражном процессе;

     по  надзору за исполнением уголовных  наказаний;

     по  надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотиков.

     Образованы  также организационно-контрольное  управление, управление правового обеспечения, управление кадров, финансово-хозяйственное  управление и некоторые другие подразделения.

     Начальники  главных управлений, управлений и  отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители  и начальники отделов в составе  управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

     В главных управлениях, управлениях  и отделах устанавливаются должности  старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  старших следователей по особо важным делам и следователей по особо  важным делам и их помощников.

     Генеральный прокурор Российской Федерации имеет: советников, старших помощников и  старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

     Первый  заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации  имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

     В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует также научно-консультативный  совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью  органов прокуратуры.

     При Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоят Научно-исследовательский  институт проблем укрепления законности и правопорядка, который призван  разрабатывать проблемы организации  борьбы с преступностью по различным  направлениям, и Институт усовершенствования следственных работников (г. Санкт-Петербург), в котором проходят обучение следователи  органов прокуратуры и внутренних дел, руководители органов дознания и предварительного следствия5.

     Отделы  Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах  являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры  и размещаются непосредственно  в центрах федеральных округов.

     Они призваны обеспечить исполнение на территории соответствующего федерального округа положений Конституции Российской Федерации и других федеральных  законов в сфере государственного строительства и федерализма.

     Основные  направления деятельности отделов  Генеральной прокуратуры по федеральным  округам:

     координация деятельности правоохранительных органов  субъектов Российской Федерации, находящихся  в пределах округа, по борьбе с преступностью;

     надзор  за исполнением законов созданными в округе федеральными структурами  исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также  за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

     надзор  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина созданными в округе федеральными органами и их должностными лицами;

     надзор  за исполнением законов федеральными структурами, осуществляющими предварительное  расследование, дознание и оперативно-розыскную  деятельность;

     расследование уголовных дел о наиболее опасных  и общественно значимых преступлениях;

     участие в правотворческой деятельности.

     Отделы  в федеральных округах возглавляют  начальники управлений - старшие помощники  Генерального прокурора Российской Федерации.

Информация о работе Система Генеральной прокуратуры