Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы изучить систему правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности.
В рамках реализации цели дипломной работы были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
Исследовать порядок организации предпринимательской деятельности (с момента регистрации до момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
Рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя;
Изучить действующий механизм налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь (общеустановленный порядок налогообложения, упрощенная система; уплата единого налога);
Проанализировать виды ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус индивидуального предпринимателя…………..7
Государственная регистрация и лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………..…7
Порядок организации деятельности индивидуального предпринимателя…………………………………………………….……..14
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя………18
Глава 2. Налогообложение индивидуального предпринимателя………..25
2.1. Общеустановленный порядок налогообложения……………………..…..25
2.2.1. Республиканские налоги и сборы…………………………………..26
2.2.2. Местные налоги и сборы……………………………………………30
2.3. Уплата налогов по упрощенной системе………………………………….31
2.4. Налогообложение с уплатой единого налога……………………………...34
Глава 3. Ответственность индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства…………..36
3.1. Финансовая ответственность………………………………………………36
3.2. Административная ответственность ……………………………………...38
3.3. Уголовная ответственность………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников и литературы…………………………...51
Приложения………………………………………………….…………………..57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (Севертока А.В.).docx

— 114.26 Кб (Скачать файл)

 

Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Положением о  ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1 [9].

Деятельность  индивидуального предпринимателя  может быть прекращена:

1) по решению индивидуального предпринимателя;

2) по решению регистрирующего органа в случае:

  • неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления индивидуальным предпринимателем налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
  • внесения налоговым органом предложения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

3) по решению хозяйственного суда в случае:

  • осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • экономической несостоятельности индивидуального предпринимателя [Приложение 1];
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

1. При  прекращении деятельности по  решению индивидуального предпринимателя  в регистрирующий орган представляется  заявление о прекращении деятельности  с указанием в нем сведений  о порядке и сроках прекращения  деятельности, привлечении физических  лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым  договорам. 

На основании  указанных документов регистрирующий орган:

  • в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции сведения о том, что индивидуальный предприниматель в процессе прекращения деятельности, для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (далее – архивы) о начале процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

В течение  тридцати рабочих дней со дня получения  уведомления данными органами в  регистрирующий орган представляются справки и сведения о наличии (отсутствии) задолженности индивидуального  предпринимателя перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения, таможенными  органами, задолженности по обязательному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

Индивидуальный  предприниматель представляет в  регистрирующий орган:

  • печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
  • подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии – заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
  • копию публикации в газете «Рэспублiка» о прекращении деятельности.

Осуществление операций по счетам индивидуального  предпринимателя, совершение им сделок, не связанных с прекращением деятельности, не допускаются.

При прекращении  деятельности индивидуального предпринимателя  требования его кредиторов удовлетворяются  в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации
  • соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

2. При  неосуществлении предпринимательской  деятельности в течение 20 месяцев подряд деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается регистрирующими органами в упрощенном порядке.

Налоговый орган вносит предложение в регистрирующий орган о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, к которому прилагаются:

  • акт проверки, подтверждающий факт неосуществления индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления индивидуальным предпринимателем налоговому органу сообщения о причинах такого неосуществления;
  • справка об отсутствии у индивидуального предпринимателя задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам, а также сведения о непривлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

О принятом решении регистрирующий орган в  течение трех рабочих дней уведомляет индивидуального предпринимателя, а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение). После получения индивидуальным предпринимателем уведомления осуществление операций по счетам, совершение им сделок, не связанных с прекращением деятельности, не допускаются.

В течение  30 рабочих дней со дня получения уведомления указанными органами в регистрирующий орган представляются справки и сведения о наличии (отсутствии) у индивидуального предпринимателя задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения, таможенными органами, задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Индивидуальный  предприниматель представляет в  регистрирующий орган:

  • печати и штампы либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
  • подлинник свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии – заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

При наличии  у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности, обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, а  также при несдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления им документов, подтверждающих погашение такой задолженности и выполнение обязательств перед соответствующим архивом, прекращение обязательств перед таможенными органами.

В случае внесения налоговым органом предложения  о прекращении деятельности индивидуального  предпринимателя в связи с  признанием задолженности безнадежным  долгом и ее списанием регистрирующим органом принимается решение  о прекращении деятельности индивидуального  предпринимателя и внесении записи об исключении ее (его) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Перечень таких индивидуальных предпринимателей размещается Министерством  юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства юстиции.

3.Прекращение  деятельности индивидуального предпринимателя  в судебном порядке осуществляется  в соответствии с законодательством.

В случае вынесения индивидуальному предпринимателю  приговора, связанного с лишением права  заниматься предпринимательской деятельностью, органы и учреждения, осуществляющие исполнение наказаний, не позднее трех рабочих дней со дня получения  приговора суда уведомляют регистрирующий и налоговый органы о назначенном  судом наказании с указанием  срока этого наказания. Регистрирующий орган в течение трех рабочих  дней со дня получения такого уведомления  вносит в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей сведения о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя.

Регистрирующий  орган по истечении срока наказания  вносит сведения в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей о  возобновлении деятельности индивидуального  предпринимателя. В период действия вынесенного индивидуальному предпринимателю  приговора регистрационный номер  в этом регистре за ним сохраняется.

В случае вынесения индивидуальному предпринимателю  постановления о наложении административного  взыскания в виде лишения права  заниматься определенной деятельностью  органы, исполняющие данное постановление, в течение трех рабочих дней со дня изъятия у индивидуального  предпринимателя специального разрешения (лицензии) уведомляют регистрирующий и налоговый органы об исполнении этого постановления с указанием  срока, на который произведено такое  изъятие.

Деятельность  индивидуального предпринимателя  считается прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.

 

 

ГЛАВА 2

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

    1. Общеустановленный порядок налогообложения

Основой единой налоговой системы  является Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть (пр. 19.12.2002, с  изм. и доп. от 15.10.2010) и Особенная  часть (пр. 29.12.2009, с изм. и доп. от 10.01.2011) [4].

Общая часть  кодекса устанавливает систему  налогов, сборов (пошлин), взимаемых  в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения  по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие  в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц, а также устанавливает права  и обязанности плательщиков, налоговых  органов и других участников отношений. Особенная часть кодекса устанавливает объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора.

18 июня 2005 г. издан Указ Президента Республики  Беларусь № 285 «О некоторых  мерах по регулированию предпринимательской  деятельности» (с изм. от 13.09.2010) [13], направленный на решение вопросов, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствование регулирования предпринимательской деятельности, а также условий взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Местные органы управления и самоуправления в пределах прав, предоставляемых  им законодательством, могут устанавливать  взимаемые на их территории местные  налоги, сборы и пошлины, а также  предоставлять льготы по их уплате в местные бюджеты. Порядок предоставления льгот по налогам и сборам установлен Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. В частности, действует Декрет Президента Республики Беларусь от 28 августа 2002 г. № 21 «О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам» [10].

Ответственность за отдельные виды налоговых правонарушений установлена Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 «Об отдельных  вопросах налогообложения» [14] и Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» [13].

При общеустановленном  порядке налогообложения индивидуальные предприниматели уплачивают республиканские  налоги, сборы, а также местные  налоги и сборы.

Объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора предусматриваются  специальными актами налогового законодательства Республики Беларусь, а по местным  налогам и сборам — и актами местных Советов депутатов.

      1. Республиканские налоги, сборы, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями:

Подоходный налог

Основной  нормативный акт — НК РБ, Глава 16 «Подоходный налог с физических лиц».

Объектом  налогообложения подоходным налогом  с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:

- от источников  в Республике Беларусь (перечень  установлен ст.154 НК РБ) и (или)  от источников за пределами  Республики Беларусь (ст.155 НК РБ) – для физических лиц, признаваемых  налоговыми резидентами Республики  Беларусь;

- от источников  в Республике Беларусь – для  физических лиц, не признаваемых  налоговыми резидентами Республики  Беларусь.

Информация о работе Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности