Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы изучить систему правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности.
В рамках реализации цели дипломной работы были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
Исследовать порядок организации предпринимательской деятельности (с момента регистрации до момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
Рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя;
Изучить действующий механизм налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь (общеустановленный порядок налогообложения, упрощенная система; уплата единого налога);
Проанализировать виды ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус индивидуального предпринимателя…………..7
Государственная регистрация и лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………..…7
Порядок организации деятельности индивидуального предпринимателя…………………………………………………….……..14
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя………18
Глава 2. Налогообложение индивидуального предпринимателя………..25
2.1. Общеустановленный порядок налогообложения……………………..…..25
2.2.1. Республиканские налоги и сборы…………………………………..26
2.2.2. Местные налоги и сборы……………………………………………30
2.3. Уплата налогов по упрощенной системе………………………………….31
2.4. Налогообложение с уплатой единого налога……………………………...34
Глава 3. Ответственность индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства…………..36
3.1. Финансовая ответственность………………………………………………36
3.2. Административная ответственность ……………………………………...38
3.3. Уголовная ответственность………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников и литературы…………………………...51
Приложения………………………………………………….…………………..57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (Севертока А.В.).docx

— 114.26 Кб (Скачать файл)

Индивидуальные предприниматели  при осуществлении видов деятельности, указанных в ст.296 НК РБ, не вправе применять иной порядок налогообложения  в отношении этих видов деятельности.

Базовые ставки единого налога устанавливаются  за отчетный период в размерах согласно Указу Президента Республики Беларусь № 143 от 9 марта 2010 г., а также в соответствие с Решениями местных Советов Депутатов. Базовые ставки единого налога установлены в размере от 20 000 до 1 770 000 белорусских рублей.

Если фактически полученная индивидуальным предпринимателем выручка превысила  тридцатикратную сумму единого  налога, исчисленную за соответствующий  календарный месяц, с суммы такого превышения исчисляется и производится доплата этого налога в размере 8 %.

Плательщики единого налога освобождаются  от уплаты:

  1. подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единого налога;
  2. налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
  3. экологического налога;
  4. налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  5. местных налогов и сборов, уплачиваемых при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.

Индивидуальные предприниматели  — плательщики единого налога при осуществлении иной деятельности  ведут раздельный учет и уплачивают по этой деятельности налоги, сборы  и другие обязательные платежи в  общеустановленном порядке.

 

ГЛАВА 3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

3.1. Финансовая ответственность индивидуальных предпринимателей

 

Финансовая ответственность – мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим и физическим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения общественных и государственных интересов [32; с. 131].

Плательщики налогов несут установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет и соблюдение действующего законодательства о налогообложении.

Законодатель  установил меру принуждения, выражающуюся в денежной форме, применяемую уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам за совершение налоговых правонарушений.

Финансовая  ответственность устанавливается  за нарушение не только налогового, но и законодательства, регулирующего бюджетные отношения, т. е. данный вид ответственности имеет отраслевую принадлежность.

К нарушителям  налогового законодательства применяются следующие меры финансовой ответственности:

  • доходы, полученные от занятия запрещенными видами деятельности, а также от деятельности, на занятие которой требуется получение специального разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии). Подлежат внесению в бюджет, и налагается штраф в размере полученного дохода от этой деятельности.
  • денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета.
  • товары (продукция), хранящиеся в пунктах продажи без документов (или по документам, не являющимся бланками строгой отчетности), подтверждающих их приобретение (поступление), подлежат аресту с последующей конфискацией в доход Республики Беларусь в установленном законодательством порядке.

В качестве примера можно привести решение  Хозяйственного суда Гомельской области  в отношении индивидуального  предпринимателя Иванова И.И. [Приложение 2].

Инспекция Министерства по налогам и сборам подала заявление о конфискации у индивидуального предпринимателя Иванова И.И. товара на сумму 1 263 500 руб. и наложении штрафа в сумме до 620 000 руб.

По материалам дела судом установлено, что 24 января 2007 в 11 часов 05 минут в торговом объекте  на площадях магазина, принадлежащем  индивидуальному предпринимателю  Иванову И.И., осуществлялась реализация аудиокассет с записью, в книжной пластиковой упаковке, без контрольных (идентификационных) знаков, в количестве 193 штуки, по цене 2 500 рублей, на сумму 482 500 рублей и DVD-дисков с записью, в книжной пластиковой упаковке, без контрольных (идентификационных) знаков, в количестве 71 штуки, по цене 11 000 рублей, на сумму 781 000 рублей, не маркированных контрольными (идентификационными) знаками, что зафиксировано актом о совершении правонарушения от 24.01.2007 г.

Рассмотрев  материалы заявления, заслушав представителей, суд решил конфисковать в доход государства у индивидуального предпринимателя Иванова И. И. товар в количестве 264 единицы на сумму 1 263 500 руб., а так же подвергнуть индивидуального предпринимателя Иванова И. И. штрафу в доход бюджета в размере 93 000 руб.

Решение о конфискации вступило в силу с момента его объявления в судебном заседании и подлежало немедленному исполнению в порядке, предусмотренном законодательством.

Своевременно не уплаченные в бюджет суммы налогов взыскиваются с плательщиков с начислением за каждый день просрочки (включая день уплаты) пени. Процентная ставка пеней принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день исполнения налогового обязательства.

Пеня  является одним из видов финансовых санкций. Начисление и взыскание  пени не освобождает налогоплательщика от иных финансовых санкций и других видов юридической ответственности за нарушения налогового законодательства.

 

3.2 Административная ответственность  индивидуальных предпринимателей

 

Административная ответственность наступает при совершении административного правонарушения, под которым понимается противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность [32: с. 132].

Основными нормативными правовыми актами, содержащие меры административной ответственности  и порядок наложения административных взысканий, являются Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПИКоАП) Республики Беларусь.

Административные правонарушения против порядка налогообложения, предусмотренные КоАП (по сост. на 30.11.2010 г.) можно представить в следующем виде:

 

Содержание правонарушения

Статья КоАП

Мера ответственности индивидуальных предпринимателей

  1. нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

ст. 13.1

предупреждение или наложение  штрафа в размере 0,5 базовой величины за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более 5 базовых величин.

  1. уклонение от постановки на учет в налоговом органе

ст. 13.2

наложение штрафа в размере 5 базовых величин за каждый полный или неполный месяц осуществления деятельности, но не более 20 базовых величин

  1. нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке

ст. 13.3

наложение штрафа в размере 10 базовых величин с увеличением на 2 базовые величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 20 базовых величин

  1. нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)

ст. 13.4

наложение штрафа в размере от 0,2 базовой  величины до 2 базовых величин;

при просрочке более 3 рабочих  дней - в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 базовых величин

  1. нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения

ст. 13.5

наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин

  1. неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины)

 

 

 

ст. 13.6

наложение штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин

  1. непредставление налоговому органу документов, сведений для осуществления налогового контроля

ст. 13.8

наложение штрафа в размере 2 базовых  величин с увеличением его  на 1 базовую величину за каждые 3 календарных  дня просрочки представления  документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин

  1. Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге

13.13

наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин


 

Административное  взыскание за совершение правонарушения против порядка налогообложения  и иных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения  – не позднее 3 лет с момента  их совершения и 6 месяцев со дня  обнаружения.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, руководитель налогового органа обязан выяснить: было ли фактически совершено правонарушение; виновен ли индивидуальный предприниматель в совершении правонарушения; подлежат ли фактической ответственности другие физические и юридические лица; наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств; наличие вреда и т.д.

По результатам рассмотрения дела, руководитель налогового органа выносит  постановление.

Постановление о наложении административного взыскания объявляется немедленно по окончании рассмотрении дела, копия постановления под роспись вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В случаи отсутствия лица при рассмотрении дела, копия высылается заказным письмом в течение 3 суток.

Так, например, в ходе проведения выездной комплексной налоговой проверки  индивидуального предпринимателя А. установлено, что в течение проверяемого периода им осуществлялись перевозки пассажиров  автомобилем такси без использования таксометра. Кроме того, в нарушение действующего законодательства индивидуальный предприниматель не обеспечил сохранность контрольных лент (Z-отчетов), формируемых кассовым оборудованием.

В результате допущенных нарушений ИП привлечен  к административной ответственности  за нарушение порядка приема наличных денежных средств в размере 20 базовых  величин – 700 тыс. руб., и за непредставление в установленный срок документов и иных сведений, которые необходимо представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля – 15 базовых величин – 490 тыс. руб. [37].

Жалобы  на действия должностного лица могут быть поданы в течение срока ведения административного процесса вышестоящему должностному лицу налогового органа, в вышестоящий налоговый орган и в прокуратуру или суд.

Жалоба  рассматривается в 5дневный срок со дня ее поступления.

При рассмотрении жалобы может быть принято решение  о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого  решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. Решение по жалобе является окончательным.

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению после вступления его в законную силу. Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное руководителем налогового органа или его заместителем обращается к исполнению на основании ст. 13.1 – 15.5 ПИКоАП. Постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено к исполнению в течение 3 месяцев со дня вступления его в законную силу. Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа исполняется д.л. налогового органа, вынесшего постановление. Штраф должен быть уплачен индивидуальным предпринимателем не позднее 1 месяца со дня вступления постановления в законную силу. В случаи обжалования такого постановления – не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. Если индивидуальный предприниматель не уплатили штраф добровольно в установленный срок, то налоговый орган направляет копию постановления в банк для взыскания со счетов.

Исполнение  постановления о наложении административного взыскания оканчивается проставлением в нем отметки об исполнении.

 

3.3 Уголовная ответственность индивидуальных предпринимателей

 

Уголовная ответственность наступает при совершении преступления, под которым понимается совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания [32:, с. 132].

Согласно  УК РБ к преступлениям против порядка осуществления экономической деятельности относятся:

 

Суть преступления

Статья УК РБ

Санкция

  1. незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь

 

 

 

 

 

ст. 224

штраф, или лишение права заниматься определенной деятельностью, или ограничение  свободы на срок до трех лет, или  лишение свободы на срок до двух лет.

 

 

 

 

  1. незаконная предпринимательская  деятельность

ст. 233

штрафом, или лишение права заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до трех лет.

  1. лжепредпринимательство

ст.234

штрафом, или лишение права заниматься определенной деятельностью, или арест  на срок до шести месяцев, или ограничение  свободы на срок до пяти лет, или  лишение свободы на срок до шести  лет.

  1. легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем

ст. 235

штраф, или лишение права заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишение свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом  или без штрафа и с лишением права заниматься определенной деятельностью.

  1. выманивание кредита или субсидии

ст.237

штраф, или лишение права заниматься определенной деятельностью, или арест  на срок до шести месяцев, или ограничение  свободы на срок до трех лет, или  лишение свободы на тот же срок.

  1. ложное банкротство

ст. 238

штраф, или лишение права заниматься определенной деятельностью, или арест  на срок до шести месяцев, или ограничение  свободы на срок до трех лет, или  лишение свободы на тот же срок

  1. сокрытие банкротства

ст. 239

штраф, или лишение права заниматься определенной деятельностью, или арест  на срок до шести месяцев, или ограничение  свободы на срок до трех лет, или  лишение свободы на тот же срок

 

  1. преднамеренное банкротство 

ст. 240

штраф, или лишение права заниматься определенной деятельностью, или арест  на срок до шести месяцев, или ограничение  свободы на срок до трех лет, или  лишение свободы на тот же срок

  1. уклонение от уплаты налогов

ст. 243

штраф, или лишение права заниматься определенной деятельностью, или арест  на срок до шести месяцев, или ограничение  свободы на срок до трех лет, или  лишение свободы на тот же срок

в особо крупном размере  –ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения

Информация о работе Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности