Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы изучить систему правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности.
В рамках реализации цели дипломной работы были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
Исследовать порядок организации предпринимательской деятельности (с момента регистрации до момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
Рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя;
Изучить действующий механизм налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь (общеустановленный порядок налогообложения, упрощенная система; уплата единого налога);
Проанализировать виды ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус индивидуального предпринимателя…………..7
Государственная регистрация и лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………..…7
Порядок организации деятельности индивидуального предпринимателя…………………………………………………….……..14
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя………18
Глава 2. Налогообложение индивидуального предпринимателя………..25
2.1. Общеустановленный порядок налогообложения……………………..…..25
2.2.1. Республиканские налоги и сборы…………………………………..26
2.2.2. Местные налоги и сборы……………………………………………30
2.3. Уплата налогов по упрощенной системе………………………………….31
2.4. Налогообложение с уплатой единого налога……………………………...34
Глава 3. Ответственность индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства…………..36
3.1. Финансовая ответственность………………………………………………36
3.2. Административная ответственность ……………………………………...38
3.3. Уголовная ответственность………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников и литературы…………………………...51
Приложения………………………………………………….…………………..57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (Севертока А.В.).docx

— 114.26 Кб (Скачать файл)

Пунктом 2 ст. 153 Налогового Кодекса определен перечень полученных плательщиками доходов, которые не признаются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц.

Налоговая база подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей определяется как денежное выражение  таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов, применяемых последовательно.

Ставка  подоходного налога в отношении  доходов, получаемых от осуществления  предпринимательской (частной нотариальной) деятельности устанавливается в  размере 15 %.

Индивидуальные  предприниматели (частные нотариусы) исчисляют самостоятельно суммы  подоходного налога, ежеквартально  исходя из налоговой базы, определенной нарастающим итогом по результатам  каждого отчетного периода (квартала) на основе данных учета доходов и  расходов.

Налог на добавленную стоимость

Основной нормативный акт —  НК РБ,  Глава 12 «Налог на добавленную стоимость».

Плательщики:

  • при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь — все индивидуальные предприниматели;
  • при производстве и реализации товаров, работ, услуг:
  • индивидуальные предприниматели, если обороты по реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40.000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев;
  • индивидуальные предприниматели, которые по собственном инициативе осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) другим плательщикам налога.
  • индивидуальные предприниматели, которые изъявили желание уплачивать налог по собственной инициативе.

Объект налогообложения:

  • обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь и за ее пределы, обороты по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей;
  • товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.

Ставки налога: 10 %, 20 %, 9,09 %, 0,5 % .

Сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет, определяется как разница  между общей суммой налога, исчисленной  по итогам налогового периода, и суммами  налоговых вычетов (суммами НДС, предъявленными продавцами плательщику  налога - индивидуальный предприниматель при приобретении им товаров (работ, услуг)).

Налог на недвижимость

Основной нормативный акт —  НК РБ, Глава 17 «Налог на недвижимость».

Объект обложения — стоимость  зданий и строений, используемых индивидуальным предпринимателем для осуществления своей предпринимательской деятельности (в случае, если по условиям договора аренды (финансовой аренды (лизинга)) эти объекты не находятся на балансе организации-арендодателя (лизингодателя)).

Ставка налога — 0,1 % в год.

Земельный налог

Основной нормативный акт —  НК РБ, Глава 18 «Земельный налог».

Плательщик — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, которым земельные участки предоставлены во владение, пользование для ведения хозяйственной деятельности.

Объект налогообложения — земельный  участок, который находится во владении, пользовании физического лица - индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Размер платы за землю — зависит  от качества и местоположения земельного участка, не зависит от результатов  хозяйственной деятельности. Плата  за землю взимается ежегодно в  формах земельного налога или арендной платы.

Экологический налог

Основной нормативный акт —  НК РБ, Глава 19 «Экологический налог».

Плательщики: индивидуальные предприниматели, которые при осуществлении хозяйственной  деятельности имеют объект обложения  экологическим налогом.

Объекты налогообложения:

  • выбросы (сбросы) в окружающую среду загрязняющих веществ (например, топлива от использования индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности автомобиля).
  • хранение, захоронение отходов производства;
  • ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Ставки налога: зависят от вида и объема природных ресурсов, объема и характера выбросов/сбросов  в окружающую среду.

Акцизный налог

Основной нормативный акт —  НК РБ, Глава 13 «Акцизы».

Плательщики — индивидуальные предприниматели:

  • производящие подакцизные товары;
  • ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

Индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками, когда:

  • осуществляют реализацию легковых автомобилей и (или) микроавтобусов, принадлежащих физическим лицам и состоящих на учете в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
  • приобрели легковые автомобили и (или) микроавтобусы в организациях и у индивидуальных предпринимателей в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, – в случае их дальнейшей реализации.

К подакцизным товарам относятся: спирт и спиртосодержащие растворы, табачная, алкогольная продукция  и пиво, нефть сырая, автомобильные  бензины и дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, ювелирные изделия, микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя.

Ставки акцизов: зависят от вида подакцизного товара, а также от объема/количества подакцизного товара или его стоимости.

      1. . Местные налоги и сборы, уплачиваемые индивидуальные предприниматели

Сбор с заготовителей.

Основной нормативный акт –  НК РБ, Глава 33 «Сбор с заготовителей».

Объект обложения, налоговая база и ставки сбора с заготовителей.

Объектом обложения сбором с  заготовителей признается осуществление  промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного  происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением  их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей  определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей  устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей  признается календарный квартал.

Сумма сбора с заготовителей  определяется как произведение налоговой  базы и ставки сбора с заготовителей.

Суммы сбора с заготовителей  включаются индивидуальными предпринимателями  в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав, учитываемые при налогообложении.

 

    1. Налогообложение при упрощенной системе

 

Основной нормативный акт —  НК РБ, Глава 34 «Налог при упрощенной системе налогообложения».

Упрощенная система налогообложения  применяется наряду с налогообложением в общеустановленном порядке. Выбор  системы налогообложения осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно. Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется по заявлению индивидуального предпринимателя.

Плательщики — индивидуальные предприниматели при одновременном соблюдении следующих условий в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение:

  • численность работников в среднем за указанный период не более 100 человек,
  • размер валовой выручки составляет не более 3 090 150 000 белорусских рублей.

Не вправе применять упрощенную систему индивидуальные предприниматели:

    1. производящие подакцизные товары;
    2. производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
    3. занимающиеся игорным бизнесом;
    4. осуществляющие:
    • лотерейную деятельность;
    • туристическую деятельность;
    • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
    • деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;
    • деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий;
    • деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
    1. в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей.

Объект налогообложения — осуществление  предпринимательской деятельности.

Налоговая база при упрощенной системе  определяется исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период индивидуальными  предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется индивидуальными предпринимателями  в порядке, установленном для  определения доходов от реализации при исчислении и уплате подоходного  налога с физических лиц.

Ставки налога:

8 % – для индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

6 % – для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;

3 % – для индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

15 % – для индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

Уплата налога при упрощенной системе  заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные  внебюджетные фонды, арендной платы  за землю, за исключением:

      • налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
      • оффшорного сбора;
      • сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
      • обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
      • налога на добавленную стоимость, за исключением индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 177 200 000 белорусских рублей;
      • налога на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности.
    1. Налогообложение с уплатой единого налога для индивидуальных предпринимателей

 

Основной нормативный акт —  НК РБ, Глава 35 «Единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц».

Плательщиками единого налога признаются индивидуальные предприниматели при  реализации работ/ оказании услуг указанных  в ст. 296 НК РБ;

Перечень предусматривает различные  виды услуг/работ, а также различные  наименования товаров при их продаже  в розницу гражданам. Например, оказание туристических услуг, бытовых услуг, деятельность в сфере образования, в сфере операций с недвижимым имуществом, розничную торговлю продовольственными товарами, одеждой из натурального меха и натуральной кожи, мебелью, сложными бытовыми электротоварами  и телерадиотоварами, автомототранспортными средствами, лекарственными средствами и др.

Информация о работе Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности